Модуль 1. Введение в биоэтику.
Самостоятельная работа.
Вариант №4
Задание №1. Составьте тезисный план-конспект.
Тема «Развитие биоэтики в России».
Задание №2. Охарактеризуйте предпосылку возникновения биоэтики (с примерами).
Предпосылка «Признание в обществе ценностно-мировоззренческого плюрализма».
Задание №3. Сделайте тезисный конспект.
Алгоритм выполнения:
· Прочитайте текст Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Конвенция о правах человека и биомедицине, (Совет Европы, 1997). Приложение №1.
· Ответьте на вопросы и составьте конспект:
1. Какую цель ставит данная конвенция?
2. Какие обязательства принимают на себя государства, подписавшие данную конвенцию?
3. Как определены приоритеты в конвенции?
4. Какие принципы оказания медицинской помощи заложены в этом документе?
5. Что является основанием осуществления медицинского вмешательства?
6. Как защищаются права лиц, не способных дать согласие на медицинское вмешательство?
|
|
7. Какими правами обладает человек при получении медицинской помощи?
8. Какие допускаются/не допускаются вмешательства в геном человека?
9. Каковы основные положения о проведении научных исследований?
10. Каковы основные принципы изъятия органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации?
Задание №4. Дайте характеристику типа этических теорий (с примерами).
Натуралистическо-прагматический тип этических теорий (приведите примеры).
Задание №5. Охарактеризуйте принцип биомедицинской этики (с примерами).
Принцип справедливости.
Задание №6. Охарактеризуйте право пациента и правило биомедицинской этики (с примерами).
Право пациента на изъявление согласия на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства и правило добровольного согласия.
Задание №7. Охарактеризуйте модель взаимоотношений врач – пациент.
Модель контрактного типа.
Алгоритм выполнения:
- Прочитайте статью Роберта Витча «Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений» //Вопросы философии, №3-1994. -с.67-72. Приложение №1.
- Дайте характеристику модели по плану:
1. Характеристика модели.
2. Положительные черты модели.
3. Негативные черты модели.
4. Рекомендации к применению данной модели на практике (по врачебным специальностям и категориям пациентов).
Задание №8. Раскройте значение терминов.
Деонтология медицинская
Биоэтика
Нравственность
Консерватизм
Гедонизм
Нравственное самосознание
Модель информированного согласия (в медицине)
Врачебная тайна
|
|
Задание №9. Решите ситуационные задачи.
Задача№1. Большой резонанс имел конфликт профессора Г.А.Захарьина (1827-1897) с молодым врачом Боевым, который привел к нему на консультацию своего пациента, профессор определил действия молодого врача как неквалифицированные и посоветовал больному обратиться к другому специалисту. После этого 70 врачей подписали письмо, в котором назвали поступок Захарьина неэтичным. Также известен другой случай, когда Г.А.Захарьин отменил назначения молодого врача, а затем признал свою неправоту перед родственниками больной и изъявил готовность письменно извиниться перед самим врачом.
Является ли данный поступок Г.А.Захарьина примером реализации принципа «не навреди»? Обоснуйте.
Задача№2. Одно из известных высказываний врача Парацельса (1493-1543) гласит: «Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь».
Зависит ли профессионализм врача от нравственной основы его деятельности? Обоснуйте.