Распознаем историческую личность

Тур второй.

В заданиях второго тура олимпиады вам необходимо дать краткий ответ, оформив его в виде последовательности букв или цифр, в ряде заданий вам необходимо записать в строке ответа слово, имя или дату.

Изучаем историческую терминологию.

Установите соответствие между понятиями, встречающимися в тексте «Русской правды», и их определениями.

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) вира А) очевидец преступления
2) гривна Б) судебный штраф в пользу князя
3) видок В) штраф, уплачиваемый общиной за убитого на ее земле
4) вервь Г) серебряная монета
    Д) название сельской общины

Полученный ответ впишите в таблицу:

       
       
А2

Определяем историческое значение события.

Выберите в перечне все правильные ответы, характеризующие значение крещения Руси и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания.

1) христианство приобщало Русь к духовной культуре Византии
2) сохранилось разобщение племен
3) окрепло древнерусское государство, княжеская власть
4) возрос внешнеполитический авторитет Руси
5) были исключены контакты Руси со странами Западной Европы

Ответ: _______________

А3

Распознаем историческую личность.

О ком идет речь:

" Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу (которого сей редкий сын никогда и ни в чем не ослушался), снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей "?

(Имя князя впишите в строку ответа).

Ответ: _______________________

А4

Установите хронологическую последовательность событий истории древней Руси.

А) принятие Устава о резах и закупах
Б) поход Владимира на Корсунь
В) установление уроков и погостов
Г) разорение русскими войсками Хазарии
Д) ограничение кровной мести
Е) проведение Любечского съезда князей

Полученный результат занесите в таблицу.

           
           
А5

Установите соответствие между названием племенного союза славян и местом их расселения. Полученный ответ впишите в таблицу:

ПЛЕМЯ МЕСТО РАССЕЛЕНИЯ
1) северяне А) Верховья Западной Двины, Днепра и Волги
2) вятичи Б) Земли между Припятью и Западной Двиной
3) дреговичи В) Земли по Оке, Клязьме, Сестре, Москве, Верхней Волге
4) кривичи Г) Земли по Суле, Семи, Десне
    Д) Земли по Западному Бугу и в отрогах Карпат
       
       
А6

Установите хронологическую последовательность создания произведений древнерусской культуры. Полученный результат занесите в таблицу.

А) составление «Повести временных лет»
Б) строительство Успенской Десятинной церкви
В) составление «Слова о полку Игореве»
Г) строительство церкви Покрова на Нерли
       
       
А7

Установите соответствие между характером последствий и конкретными проявлениями последствий раздробления Руси. Полученный ответ впишите в таблицу:

ПРОЯВЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ
1) сохранение всех богатств в землях А) отрицательные
2) ослабление обороноспособности Б) положительные
3) рост межкняжеских усобиц    
4) развитие местных школ книжности, архитектуры, иконописи    
       
       
А8

Отметьте признаки, характеризующие положение посадника в Новгородской республике. (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

1) возглавлял городскую администрацию
2) руководил профессиональной дружиной
3) приглашался из соседней земли
4) избирался из знатной боярской семьи
5) вел дипломатические переговоры

Ответ: _______________

А9

Установите соответствие между именами современников. Полученный ответ впишите в таблицу:

ИМЕНА ИМЕНА
1) Ярослав Всеволодович Владимирский А) Кончак
2) Игорь Святославич Новгород-Северский Б) Иоанн Цимисхий
3) Всеволод Большое Гнездо В) Чингис-хан
4) Дмитрий Донской Г) Мамай
    Д) Батый
       
       
А10

Установите соответствие между формами крупного землевладения XIV – XV вв. и их признаками. Полученный ответ впишите в таблицу:

ПРИЗНАКИ ФОРМЫ
1) передавалось по наследству от отца к сыну А) вотчинное землевладение
2) обладало льготами по уплате налогов Б) поместное землевладение
3) принадлежало дворянам – служилым людям    
4) наследовалось только вместе со службой    
       
       
А11

Укажите название сословия, формирующегося в течение XIV-XV вв., о котором идет речь в книге современного историка:

«Развитие этого сословия происходит из дружинников князя. Затем появляются княжьи «дворные» слуги или «слуги под дворским», в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу «детей боярских», так и не доросших до бояр, и «княжьих мужей», но составивших социальную основу служилого сословия. Их служба государю вознаграждалась поместным окладом – землями (их, в отличие от вотчины нельзя было передавать по наследству, это было держание только на условии службы) и денежными пожалованиями. Продвижение служилого человека по службе обеспечивалось не столько его родовитостью, сколько преданностью престолу и личными заслугами. Поступать на государеву службу могли и выходцы из социальных низов, даже из государственных крестьян."

(название впишите в строку ответа).

Ответ: _______________________

А12

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка:

«...3 декабря г. царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и "святости". После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию - Александровскую слободу. Отсюда в начале января 1565 г. шлет в Москву две грамоты. В первой - адресованной боярам, духовенству и служилым людям - он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а во второй царь объявлял московским посадским людям, что у него "гневу на них и опалы никоторые нет". Послания царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Московское "людье" потребовало, чтобы царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они "государственных лиходеев и изменников" сами "потребят".

Через несколько дней в Александровской слободе Иван Васильевич принял делегацию духовенства и боярства и согласился вернуться на престол с условием, "что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати, а.. двор ему учинить себе и весь обиход особный".

Укажите название политики, начало которой описано в нем.

Ответ: ______________________

А13

Установите хронологическую последовательность событий истории XVI века. Полученный результат занесите в таблицу.

А) покорение Казани войском царя Ивана Грозного
Б) битва на реке Молодь с крымчаками
В) учреждение стрелецкого войска
Г) созыв первого Земского собора
Д) восстание в Москве против бояр Глинских
         
         
А14

Установите соответствие между авторами и созданными ими произведениями русской культуры. Полученный ответ впишите в таблицу:

АВТОРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) Сильвестр А) Большая челобитная Ивану IV
2) Макарий Б) Домострой
3) Федор Конь В) Крепостные стены Белого города
4) И.С. Пересветов Г) Успенский собор Московского кремля
    Д) Великие четьи минеи
       
       
А14

Установите соответствие между именами современников, участвовавших в важнейших событиях всемирной истории в XV – XVI вв. Полученный ответ впишите в таблицу:

ИМЕНА ИМЕНА
1) Василий II А) митрополит Иона
2) Иван IV Грозный Б) Вассиан Патрикеев (Косой)
3) Василий III В) хан Кучум Сибирский
4) Василий Шуйский Г) Витовт, князь Литовский
    Д) король Сигизмунд IV
       
       
А15

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором все предложения пронумерованы. Три предложения содержат ошибочные утверждения.

(1) Одной из важнейших реформ Избранной рады стало отмена кормлений.. (2) Вместо наместников-бояр, власть перешла к земским старостам, которые избирались населением. (3) В 1551 году была проведена и церковная реформа. (4) Решением Стоглавого церковного собора в России был учрежден патриарший престол. (5) Первым патриархом стал сторонник царя Ивана митрополит Макарий. (6) Макарий также известен как составитель «Домостроя».

Выберите из предлагаемого текста предложения, содержащие ошибки. Выпишите цифры, соответствующие им в строку ответа. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.

Ответ: ______________________________.

А16

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка. В нем пропущены некоторые слова.

В 1640-х годах под руководством отца Стефана Вонифатьева сложился кружок церковных деятелей, именуемый «Ревнителями древлего благочестия». Среди его участников были влиятельные среди московского духовенства личности: Никон и Аввакум. Главной обсуждаемой участниками кружка проблемой стало _________________(А), снижение ее авторитета у мирян. Стефан Вонифатьев и Никон были сторонниками исправления богослужебных книг и обрядов по __________________(Б), отстаивали единообразие церковных служб. Аввакум же был сторонников восстановления текстов ________________(В) по старославянским аналогам.

После утверждения Никона в 1652 году в чине патриарха, он распорядился своим патриаршьим указом править книги по греческим образцам. С 1653 года берет свое начало никоновская реформа церкви, призванная преодолеть изоляцию русского православия от других православных церквей. Согласно воле патриарха в церковной службе вводились новые обряды: ________________(Г), троекратное исполнения «Аллилуйя», замена земного поклона поясным, крестный ход против хода солнца, а не «посолонь», начертание имени Иисус вместо Иисус и т.д. Проводя реформу патриарх Никон опирался на поддержку со стороны ________________(Д) в лице царя Алексея Михайловича.

Подберите из приведенной ниже таблицы подходящие по смыслу слова и выражения на место пропусков. Обратите внимание, слова в таблице даны в именительном падеже, для реконструкции текста применяйте их в нужном вам падеже. Также не все выражения из перечня вам пригодятся, часть из них – лишние.

1) греческие каноны
2) константинопольская патриархия
3) реформирование церкви
4) священные книги
5) конфликт «царства» и «священства»
6) церковный собор
7) крещение троеперстием
8) автокефальная церковь
9) светская власть

Ответ в виде последовательности цифр запишите в таблицу.

А Б В Г Д
         
А17

Установите соответствие между терминами и временем их появления. Полученный ответ впишите в таблицу:

ТЕРМИНЫ ВРЕМЯ
1) ярлык А) XII
2) урочные лета Б) XIII
3) пожилое В) XV
4) старообрядцы Г) XVI
    Д) XVII
       
       
В2

Отметьте новые явления, появившиеся в экономике России в XVII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

1) появляется поместная форма землевладения
2) формируется единый всероссийский рынок
3) развивается мануфактурное производство
4) складывается торговый путь «Из варяг – в греки»
5) сельские ремесла становятся мелкотоварными

Ответ: _______________

А18

Установите соответствие между событиями и датами. Полученный ответ впишите в таблицу:

СОБЫТИЯ ДАТЫ
1) установление российского протектората над восточной Грузией А)  
2) присоединение восточной Белоруссии по первому разделу Польши Б)  
3) подписание Ясского договора с Турцией, установившему границу России по Днестру В)  
4) Подписание Ништадтского мирного договора со Швецией, завоевание выхода в Балтийское море Г)  
    Д)  
       
       
А19

Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

1) осуществлена реформа церкви, введен обряд по греческому образцу
2) созвана Уложенная комиссия, пытавшаяся выработать новый свод законов
3) проведена губернская реформа, сосредоточившая власть на местах в руках генерал-губернатора
4) вместо приказов учреждена система коллегий
5) отменены кормления, вместо них власть перешла к избираемым населением земским старостам

Ответ: _______________

А20

Прочитайте отрывок из указа российского монарха XVIII века и запишите имя монарха.

“...дабы никто... челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания... когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее императорскую особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты

Ответ:_____________________

(имя впишите в строку ответа).

А21

Установите хронологическую последовательность событий русской истории XVIII веков. Полученный результат занесите в таблицу.

А) введение ассамблейного кодекса
Б) учреждение Московского университета
В) открытие Смольного института благородных девиц
Г) начало издания первой печатной газеты «Ведомости»
       
       
А22

Прочтите фрагмент из воспоминаний Е.Р. Дашковой, государственного деятеля эпохи «просвещенного абсолютизма» и напишите имя российского императора, о котором в нем говорится.

«Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками»

Ответ: _________________

(имя впишите в строку ответа).

А23

В число контрреформ Александра III входят

А) отмена подушной подати с крестьян
Б) обязательный перевод крестьян на выкуп
В) введение земских участковых начальников
Г) упразднение мировых судов
Д) принятия Указа о кухаркиных детях
       
авг бвд вгд агд
А24

Установите хронологическую последовательность событий. Полученный результат занесите в таблицу.

А) Учреждение Крестьянского поземельного банка
Б) Учреждение института земских начальников
В) Ограничение автономии университетов
Г) Принятие Городового положения, предоставившего избирательные права только владельцам недвижимости
       
       
А25

Установите соответствие между понятиями и определениями.

Полученный ответ впишите в таблицу:

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) крестьянин-собственник А) крестьянин, не приступивший к совершению выкупной сделки
2) отрезки Б) участки земли, отрезанные от помещиков в пользу крестьян
3) временнообязанный В) крестьянин, вышедший на выкуп своего полевого надела
4) волость Г) объединение крестьянских общин-миров, в котором действует сельский сход
    Д) участки земли, превышающие норму надела и отошедшие к помещикам
       
       
А26

Вставьте пропущенное слово:

Д Н. Писарев, один из представителей русской общественной мысли в XIX веке, писал:

Вот «Ultimatum» (ультиматум) нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет, и не может быть».

Представители этого направления назывались _______________________________.

Ответ: _____________________

А27

Установите соответствие между именами русских ученых второй половины XIX – начала XX века и областью науки, в которой они работали.

Полученный ответ впишите в таблицу:

  ИМЕНА   НАУКИ
1) Соловьев В. А Аэродинамика
2) Жуковский Н. Б География
3) Миклухо-Маклай Н. В Религиозная философия
4) Павлов И. Г Рефлексология
    Д Химия
       
       
А28

Установите соответствие между авторами и произведениями. Полученный ответ занесите в таблицу.

1) Суриков В. А Тройка
2) Репин И. Б Иван Грозный и сын Иван
3) Ге Н. В Ночь на Днепре
4) Куинджи А Г Голгофа
    Д Утро стрелецкой казни
       
       
А29

Особенностями стиля модерн в архитектуре являются

А) Строгая симметрия фасада здания, наличие фронтонов и портиков
Б) Многофактурность и полихромность фасада
В) Наличие декоративных эркеров, башенок и мозаичных вставок
Г) Отсутствие симметрии
Д) Строгая геометрия, минимальное количество декоративных элементов
       
АБВ ВГД АГД БВГ
А30

Прочитайте фрагмент документа. Впишите в строку имя художника, о котором идет речь в тексте.

«Победоносцев назвал его художником глубоко религиозным... Выходит, ошибся проницательный обер-прокурор? Ан нет. Действительно, «душа религиозная» - это и про него. Характеристику его не исчерпывает, но одну из его граней душевных воссоздает.

Религиозная душа? Может быть... Хотя в основной его религиозной картине – «Христос в пустыне» - рассказ не столько о Христе, сколько вообще о человеке, ищущем свой путь. И пустыня – как собирательный образ пустнынного мира, в котором человек, выбирающий путь, один на один перед выбором. Это скорее философская притча, нежели религиозный образ. Да и сам художник, закончив картину, записывает: «Христос ли это? Не знаю... Когда кончил, то дал ему дерзкое название... Это есть выражение личных моих мыслей».

Ответ: _________________(Крамской)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: