Сравнительный анализ скорости полёта птиц

ВАРИАНТ 1

1. Определи вид текста.

ð художественный

ð учебный

ð научно-популярный

__________________________________________________________________

2. Озаглавь текст.

ð Почему поёт петух?

ð Время у птиц

ð Биологические часы у домашних птиц

ð Птицы и время

ð Биологические часы птиц

__________________________________________________________________

3. Найди утверждения, которые соответствуют содержанию прочитанного текста.

ð У всех птиц одинаковые биологические часы.

ð У каждого вида птиц свои биологические часы.

ð Пение птиц может заменить человеку будильник.

ð Биологические часы у птиц передаются по наследству.

ð Человек использует знания о биологических ритмах птиц в птицеводстве.

__________________________________________________________________

4. Каким словом можно заверши определение понятия «биологические часы».

Биологические часы - способность живых организмов ориентироваться …

ð в частях суток

ð во времени

ð в сезонных изменениях

ð во времени приема пищи

ð в днях недели

5. Один мальчик, когда услышал поговорку «Ложиться надо с курами, а вставать с петухами»», сказал, что спать с ними не будет. Что подумал мальчик? Объясни ему поговорку. _______________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпиши предложение, в котором есть ответ на вопрос: «Отчего петух кукарекает в нужное время?».

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Отметь только те пословицы и поговорки, которые связаны с наблюдением людей за биологическими часами птиц.

ð И петух свои часы знает.

ð Каждый петух своим голосом поёт.

ð Ласточка день начинает, а соловей кончает.

ð Где ласточка совьёт гнездо — там счастье будет.

ð Соловей берёт пением, а человек — умением.

ð Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.

ð Пируют в ночи совы да сычи.

ð Видать сову и по перьям.

ð Грудь лебединая, походка павлиная.

ð Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

__________________________________________________________________

8. Пользуясь текстом, выбери варианты ответов.

Птицы во время длительного перелёта ориентируются

ð по часам

ð по временам года

ð по частям суток

ð по местности

ð по Солнцу

ð по звездам

9. Прочитай 5 абзац текста. Заполни таблицу пробуждения и пения птиц, о которых говорится в данном абзаце.

Время суток Пробуждаются и поют (названия птиц)
24 часа …………………………………………………………. …………………………………………………………..
1 час ночи …………………………………………………………. …………………………………………………………..
2 часа ночи …………………………………………………………. …………………………………………………………..
3 часа ночи …………………………………………………………. …………………………………………………………..
4 часа утра …………………………………………………………. …………………………………………………………..
5 часов утра …………………………………………………………. …………………………………………………………..
6 часов утра …………………………………………………………. …………………………………………………………..

Ответь на вопросы, используя данные таблицы.

1) Кто первый поёт после полуночи? _____________________________

2) В каком часу пробуждается и даёт о себе знать кукушка? __________

3) Кто поёт в 2 часа ночи? ______________________________________

4) Сколько времени проходит между первым и третьим пением петухов? _____________________

5) Кто просыпается позже всех? _______________________

__________________________________________________________________

10. Пользуясь текстом, ответь на вопрос.

Как ведут себя лесные птицы Заполярья летом, когда круглосуточный день?

ð активны круглые сутки

ð активность и отдых смещается по времени

ð активны в ночное время

ð сохраняют обычный суточный ритм активности и отдыха

11. Прочитай последний абзац текста.Сравни длительность астрономических суток и суток у цыплят. Выбери верное утверждение.

ð Сутки у цыплят длиннее астрономических суток.

ð Сутки у цыплят короче астрономических суток.

ð Сутки у цыплят равны астрономическим суткам.

Если ты выделил неравность суток, то напиши, на сколько они не равны.

Ответ: сутки цыплят на ____________________________________. __________________________________________________________________

12. Естествознание – совокупность различных наук о природе. Прочитай названия некоторых наук из области естествознания. Подумай, как называется наука, изучающая условия возникновения, природу, закономерности и значение биологических ритмов у птиц?

ð биофизика

ð зоология

ð биоритмология

ð орнитология

ð ботаника

_________________________________________________________________

13. Известно, что крупные перелётные птицы совершают перелёт днём (журавли, аисты, хищные птицы). И днём и ночью пролетают немногие виды птиц (скворцы, жаворонки). Большинство перелётных птиц мигрирует ночью, особенно мелкие птицы. Днём они кормятся и пополняют запасы, необходимые им для перелёта.

Докажи, что мелкие птицы в дневное время лучше защищены от хищных птиц.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

14. Ответь на вопросы. Запиши ответ.

1) Сколько километров пролетит стриж за 10 часов, если его скорость 110 км/ч?

Ответ: ___________________

2) Морская чайка совершает перелёт со скоростью 50 км/ч. Сколько времени потратит чайка на перелёт, если преодолеет расстояние 300 км?

Ответ: ___________________

3) Воробей делает 13 взмахов крыльями за одну секунду. Сколько взмахов крыльями сделает воробей за 1 минуту?

Ответ: ___________________

4) Колибри делает 200 взмахов крыльями за одну секунду, а аист – 2 взмаха. Во сколько раз чаще машет крыльями колибри, чем аист?

Ответ: ___________________

__________________________________________________________________

15. В прошлогодней апрельской газете «Новый день» написано:

«1 апреля в России отмечают «Международный день птиц». В этот день в 1906 была подписана Международная конвенция по охране птиц. Россия присоединилась к этой конвенции в 1927 году».

1) В каком веке была подписана Международная конвенция по охране птиц? __________________

2) Россия присоединилась к конвенции спустя __________ лет.

3) Что было раньше, а что позже? Поставь номера событий в том порядке, в каком они происходили.

ð Присоединение России к Международной конвенции по охране птиц

ð Подписание Международной конвенции по охране птиц

ð Публикация статьи в газете «Новый день» в прошлом году

__________________________________________________________________

16. С помощью словаря выясни, кто занимается исследованием птиц.

ð эколог

ð генетик

ð орнитолог

ð ихтиолог

ð ботаник

17. В таблице представлены данные о скорости полёта птиц.

Название птицы Скорость полёта
Дрозд-рябинник 70 км/ч
Сизый голубь 73 км/ч
Воробей 39 км/ч
Серая ворона 43 км/ч
Клёст 60 км/ч
Дикий гусь 90 км/ч

Используя данные таблицы, подпиши в диаграмме названия птиц.

Сравнительный анализ скорости полёта птиц

 
 


18. Рассмотри рисунки птичьих ног.

       
   
 
 
 
 


1) Как ты думаешь, чем питаются птицы 1 и 2?

Ответ: 1) _________________________ 2) ______________________________

2) Как она использует свои ноги в процессе добычи пищи?

Ответ: 1) _________________________ 2) ______________________________


19. Рассмотри на физической карте места, где гнездятся, куда мигрируют и находятся круглогодично певчие птицы пеночки-веснички.

На контурной карте выдели цветными карандашами места, где гнездятся, куда мигрируют и находятся круглогодично певчие птицы пеночки-веснички.

 
 


20. Представь, что тебе предложили выполнить исследовательскую работу о птицах твоего двора. Изучи план исследования.

Заполни таблицу, напиши кратко, что тебе нужно уметь делать, чтобы выполнить это исследование. Начинай ответ со слова-действия (глагола неопределённой формы). Обрати внимание, первое умение в таблице написано.

План исследования Уметь, что делать?
1. Выделение проблемы, затруднения или противоречия, которое требует разрешения, исследования. выделять проблему  
2. Формулировка вопросовк данной проблеме, ответы на которые хотел бы найти. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
3. Постановка цели (какой результат ты хочешь получить?) и задач (шаги достижения цели). …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
4. Определение объекта (что или кто рассматривается?) и предмета исследования (как рассматривается, в каких отношениях, связях?). …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
5. Выдвижение гипотезы – предположения, которое требует подтверждения. …………………………………………. ………………………………………….
6. Выбор методов исследования (теоретические: анализ, сравнение, обобщение, моделирование и др.; практические: наблюдение, опыт, опрос, анкетирование и др.) …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
7. Подбор литературы по теме исследования и изучение её. …………………………………………. ………………………………………….
8. Планирование и организация экспериментальной работыисследования. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
9. Анализ и обобщениеполученных материалов. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
10. Формулирование выводов, оценка полученных результатов. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….
11. Подготовка доклада и защита его публично перед сверстниками и взрослыми. …………………………………………. …………………………………………. ………………………………………….

21. Пронумеруй по порядку пункты плана исследования (1, 2, 3,...).

Краткий план

ð Подготовка доклада.

ð Выделение и постановка проблемы.

ð Сбор материала.

ð Поиск и предположение возможных вариантов решения.

ð Обобщение полученных данных.

ð Защита.

__________________________________________________________________

22. Ответь на вопросы, которые помогают сформулировать цель исследования птиц твоего двора.

1) Для чего я буду исследовать птиц своего двора?................................

………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

2) Какую пользу получу я и окружающие меня люди? ……………….

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

3) Что лично я хотел бы получить в результате исследования? ………

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

__________________________________________________________________

23. Проблемный вопрос: «Почему в моём дворе не живёт аист?» Напиши несколько разных гипотез (предположений).

Может быть ……………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….. Предположим, что ………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

Возможно ….. ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

24. Из предложенного списка литературы выбери 5 книг, в которых ты можешь найти материал к исследованию птиц, живущих в твоем дворе и их биологических ритмах. Отметь их.

ð Бутурлин С.А. Что и как наблюдать в жизни птиц. М., 2000.

ð Винник И. Птицы в вашем доме. Любимые питомцы. М., 1991.

ð Вишневский В. Жизнь и поведение птиц. М., 2013.

ð Галушин В.М. Хищные птицы леса. М.,1980.

ð Голованова Э.Н. Птицы возле дома. М., 1990.

ð Ильичёв В. Д. Популярный атлас-определитель. Птицы. М., 2010.

ð Полная иллюстрированная энциклопедия птиц. М., 2013.

ð Птица. Рецепты приготовления блюд из птицы. М., 2007.

ð Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. М., 2012.

ð Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 2012.

__________________________________________________________________

25. Для подготовки доклада и проведения презентации исследовательской работы тебе помогут слова-помощники:

сначала, поэтому, подводя итог, отсюда следует, в заключение, во-первых.

Прочитай названия столбиков таблицы. Запиши слова в нужный столбик.

Слова, обозначающие причины и следствия Слова, обозначающие итог, вывод Слова, обозначающие порядок изложения
     
     

__________________________________________________________________

26. Объясни поговорку: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

27. Прочитай выражения, которые иногда употребляют в речи. Соедини стрелками выражение и его значение.

Употребляемые в речи выражения Значение выражений
Он говорил на птичьем языке.   · Непонятная речь.
· Голос птиц.
Наиболее известны птичьи базары полярных широт.   · Места для торговли на площадях.
· Массовые гнездовья морских птиц.
Всё у него есть, только птичьего молока не хватает.   · Полное изобилие всего.
· Не хватает сладкого торта
  Живёт на птичьих правах.   · Не имеет прочного положения, обеспечения.
· Имеет права и обязанности.

28. Обозначь указанные части тела птицы.

 
 


Продолжи предложение:

Тело птицы покрыто ____________________.

_________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: