Это ф древних предков и римлян возникает в 6в. до н.э. в Греции и существует до 6 в. н.э., когда император Юстиниан в 529 г. закрывает последнюю античную школу.
1 период – Зарождение (6в. до н.э.)
2 период – Расцвет (5-4 в. до н.э.)
3 период – Закат (3-1 в. до н.э.)
4 период – Упадок и гибель (1-5 в. н.э.)
Первые мудрецы: Фалес, Солон, Хилон, Биант и др. не все они были философами.
Первые философы были натуралистами.
История Античной ф начинается с Фалеса. Он установил, что в году 365 дней, предсказал солнечное затмение, нашел способ как измерить высоту египетских пирамид; как отвести течение реки чтобы войско прошло на ту сторону. Он мог предвидеть, для него богатство не главное в жизни, а главное – истина. Первоосновой (субстанция) для Фалеса была вода. В области познания должно быть что-то одно.
У него был ученик – Анаксимандр (автор первого философского сочинения «О природе»). Он ввел понятие архэ (первоначало). Первоначалом он считал апейрон (это беспредельное, безграничное, смесь 4-х стихий). Ему принадлежит догадка о происхождении жизни: все живое зародилось из ила и огня, а от животного произошел человек. Ему принадлежит карта мира, солнечные часы, показания равноденствия, составил небесный глобус.
|
|
Его учеником был Анаксимент – астроном, предсказатель погоды. Для него первоначалом был воздух. Написал книгу «О природе».
Эти три философа составили первую философскую школу античности – Милетская школа.
Гераклит – его родина г. Эффес. Он явился основателем Эффеской школы. Он принадлежил к царскому роду, жил в горах бедно и одиноко. У него было прозвище – плачущий философ. Сочинение «О природе» - понять его не легко, отсюда его еще называли Гераклит темный. В его произведении очень много метафор, мифологии.
Достижения: 1. Первооснова – огонь; 2. Ввел понятие логос – слово (под словом он понимал разумное слово, которое стало небесным огнем). 3. Первый диалектик: «все течет, все изменяется», «одно и тоже различно и даже противоположно», «одно и тоже не только различно, не только противоположно, оно и изменяется сближается со своей противоположностью» (горячее остывает и становится холодным).
Т.о. борьба противоположностей – причина всякого возникновения.
Как это познать?
1. Чувственное познание
2. Рациональное познание.
Высшая цель – познать логос и стать мудрым человеком.
Пифагор. Пифагорийский союз – школа. Это была замкнутая организация. На 1 месте – прекрасное, на 2 месте – выгодное, на 3 – приятное. К прекрасному относили науку. Психотерапия, здоровье, деторождение, - для них главное.
Началом для Пмфагора было число. Оно самое мудрое. Особенно почиталась 1. Декада (от 1 до 10). Числа были магическими, они делились на мужские и женские. Например, 8 – смерть, а 7 – судьба.
|
|
Пифагор был разработчиком математики.
Школа Элеатов – по названия г. Элей. Оно более философичная. Первооснова – бытие. Первый представитель этой школы был Ксенофан. Он высказал мысль, что боги это творения людей. Он вводит понятие, что бог – это «чистый ум» - сила его в мудрости, а мудростью обладают философы. Ощущения нас обманывают, разум тоже может обмануть. Истина – это продукт человеческих исканий.
Второй представитель – Парменид. В поисках истины он впервые начинает доказывать. Проблема отношения мышления и бытия.
1. Бытие есть, не бытия нет, нет потому, что сама мысль о нем делает его бытием.
2. Не бытие немыслимо невыразимо, а бытие не развивается.
Третий представитель школы – Зенон. Проблема единства и множества движений единства и покоя. У него существовала школа, в которой он учил спорить. Метод: «сведения к абсурду». Необходимо поставить человека в тупик.