Становление античной философии

Это ф древних предков и римлян возникает в 6в. до н.э. в Греции и существует до 6 в. н.э., когда император Юстиниан в 529 г. закрывает последнюю античную школу.

1 период – Зарождение (6в. до н.э.)

2 период – Расцвет (5-4 в. до н.э.)

3 период – Закат (3-1 в. до н.э.)

4 период – Упадок и гибель (1-5 в. н.э.)

Первые мудрецы: Фалес, Солон, Хилон, Биант и др. не все они были философами.

Первые философы были натуралистами.

История Античной ф начинается с Фалеса. Он установил, что в году 365 дней, предсказал солнечное затмение, нашел способ как измерить высоту египетских пирамид; как отвести течение реки чтобы войско прошло на ту сторону. Он мог предвидеть, для него богатство не главное в жизни, а главное – истина. Первоосновой (субстанция) для Фалеса была вода. В области познания должно быть что-то одно.

У него был ученик – Анаксимандр (автор первого философского сочинения «О природе»). Он ввел понятие архэ (первоначало). Первоначалом он считал апейрон (это беспредельное, безграничное, смесь 4-х стихий). Ему принадлежит догадка о происхождении жизни: все живое зародилось из ила и огня, а от животного произошел человек. Ему принадлежит карта мира, солнечные часы, показания равноденствия, составил небесный глобус.

Его учеником был Анаксимент – астроном, предсказатель погоды. Для него первоначалом был воздух. Написал книгу «О природе».

Эти три философа составили первую философскую школу античности – Милетская школа.

Гераклит – его родина г. Эффес. Он явился основателем Эффеской школы. Он принадлежил к царскому роду, жил в горах бедно и одиноко. У него было прозвище – плачущий философ. Сочинение «О природе» - понять его не легко, отсюда его еще называли Гераклит темный. В его произведении очень много метафор, мифологии.

Достижения: 1. Первооснова – огонь; 2. Ввел понятие логос – слово (под словом он понимал разумное слово, которое стало небесным огнем). 3. Первый диалектик: «все течет, все изменяется», «одно и тоже различно и даже противоположно», «одно и тоже не только различно, не только противоположно, оно и изменяется сближается со своей противоположностью» (горячее остывает и становится холодным).

Т.о. борьба противоположностей – причина всякого возникновения.

Как это познать?

1. Чувственное познание

2. Рациональное познание.

Высшая цель – познать логос и стать мудрым человеком.

Пифагор. Пифагорийский союз – школа. Это была замкнутая организация. На 1 месте – прекрасное, на 2 месте – выгодное, на 3 – приятное. К прекрасному относили науку. Психотерапия, здоровье, деторождение, - для них главное.

Началом для Пмфагора было число. Оно самое мудрое. Особенно почиталась 1. Декада (от 1 до 10). Числа были магическими, они делились на мужские и женские. Например, 8 – смерть, а 7 – судьба.

Пифагор был разработчиком математики.

Школа Элеатов – по названия г. Элей. Оно более философичная. Первооснова – бытие. Первый представитель этой школы был Ксенофан. Он высказал мысль, что боги это творения людей. Он вводит понятие, что бог – это «чистый ум» - сила его в мудрости, а мудростью обладают философы. Ощущения нас обманывают, разум тоже может обмануть. Истина – это продукт человеческих исканий.

Второй представитель – Парменид. В поисках истины он впервые начинает доказывать. Проблема отношения мышления и бытия.

1. Бытие есть, не бытия нет, нет потому, что сама мысль о нем делает его бытием.

2. Не бытие немыслимо невыразимо, а бытие не развивается.

Третий представитель школы – Зенон. Проблема единства и множества движений единства и покоя. У него существовала школа, в которой он учил спорить. Метод: «сведения к абсурду». Необходимо поставить человека в тупик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: