Теория потребительского поведения

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги.

Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Теория потребительского поведения показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений.

Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения.

Предпосылки анализа потребительского поведения:

- множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ;

- ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ;

- взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида;

- убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Полезность — удовлетворение, которое получает потребитель при потреблении товаров и услуг. Применительно к каждому виду блага различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) — это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров или услуг в данном объеме.

Предельной полезностью называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй - меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Закон убывающей предельной полезности – по мере увеличения потребляемого кол-ва блага, его полезность уменьшается.

«Эффект замещения» и «эффект дохода»

Предположим, что наш потребитель выбрал некоторый наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный при данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменными. Допустим, если цена на один из товаров снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными.

Поскольку цены остальных товаров, входящих в набор, остаются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного товара, цена на который упала. Разумно предположить, что наш потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары относительно подешевевшим. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост величины спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие его относительного удешевления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода. Изменение величины спроса может быть связано с воздействием изменения цены на величину реального доход. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять-таки снизилась. Наш потребитель будет по-прежнему способен приобрести товарный набор, который ему кажется наилучшим, но у него останется некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению дохода, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно (“эффект дохода”).

Статическое равновесие потребителя. Динамическое равновесие.

Равновесие потребителя (consumerequilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом: где MU — предельная полезность отдельных товаров;

P — их цена.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям: находиться на бюджетной линии; предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.

В данном случае прямая KL — это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет стремиться к точке М (бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. U2 является наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе.

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные «фотоснимки» динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы «за кадром».

Хотя многие явления не могут моделироваться без учета динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.

24.2. Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности. Признание обязательств в бухгалтерском учёте. Формирование резерва по сомнительным долгам

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляю­щие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказы­вающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).Учет расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолжен­ности отражаются по их видам. Дебит. задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными де­биторами и кредиторами» - при отгрузке продук­ции покупателям, а кредиторская - на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами».

Учет расчетов с покупат. и заказч. На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные ра­боты и оказанные услуги организация предъявляет расчетные доку­менты покупателю или заказчику: Д счета 62 К счета 90 «Продажи».

При погашении покупат. и заказчиками своей задолженно­сти они списывают ее с К счета 62 в Д счетов денежных средств.

Поступление платежей за проданное имущество отражают по Д счетов по учету денежных средств (51,52, 50, 55) и К счета 62.

На счете 62 по кредиту отражают суммы полученных авансов и предваритель­ной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Учет расчеты с поставщиками и подрядчиками. На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10,15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по Д счета 60 и К счетов учета денежных средств (51, 52, 55).

По истечении срока исковой давности дебиторская и кредитор­ская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой дав­ности установлен в три года. Для отдельных видов требо­ваний законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании сро­ка исполнения обязательств, если он определен, или с момента, ког­да у кредитора возникает право предъявить требование об исполне­нии обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давнос­ти списывается на уменьшение прибыли или-резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется по результатам инвентаризации, приказом руководителя:

а ) Д счета 91 «Прочие доходы и расходы» К счетов 62, 76. б) Д счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» К счетов 62, 76.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давно­сти списывается на финансовые результаты и оформляется следую­щими бухгалтерскими записями: Д счетов 60, 76 К счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с Положением о составе затрат (5, п. 14) суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. По результатам инвентаризации расчетов с разными дебиторами и кредиторами руководство предприятия принимает решение о создании резерва по сомнительным долгам. При этом выявленную задолженность классифицируют следующим образом: – сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней; – сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней; – сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней.

Создание резерва должно быть подтверждено приказом или распоряжением директора организации либо лицом, его заменяющим. Для целей бухгалтерского учета суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Сумма создаваемого резерва не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода. Средства резерва используются исключительно для покрытия убытков от безнадежных долгов.

Учет резервов по сомнительным долгам ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

На сумму создаваемых резервов делаются записи по Д счета 91 «Прочие доходы и расходы» и К счета 63

Признание обязательств в бухгалтерском учёте. Обязательства - задолженность предприятия, возникшая вследствие прошлых событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения. Погашение обязательства может осуществляться путем: - уплаты кредитору денежных средств; - отгрузки готовой продукции, товаров или оказания услуг в счет полученного аванса от покупателя или в порядке зачета задолженности; - перевод обязательств в корпоративные права, принадлежащие кредитору (элементы капитала) и т.д.

Есть два необходимых условия отражения задолженности как обязательств определенной балансовой категории: возможность достоверной оценки и вероятность уменьшения экономических выгод, расходования активов предприятия в будущей.

Срок погашения обязательства - срок, в течение которого должно быть погашено обязательство. С целью признания, классификации и оценки в бухгалтерском учете различают: - срок с момента возникновения обязательства до момента погашения; - срок с даты составления финансовой отчетности до даты погашения. Формы расчетов: - наличными средствами; - безналичная форма расчетов.

Формы безналичных расчетов: 1. Относительно факта свершения сделки (отгрузки продукции, товаров и т.д.) - предварительная или авансовая оплата продукции (товаров, работ и услуг); - оплата по факту свершения сделки.

2. С точки зрения условий оплаты сделки: акцептная форма расчетов; -безакцептная форма расчетов; -аккредитивная форма расчетов (предварительное резервирование средств для оплаты сделки); -плановые платежи; -зачет взаимной задолженности (взаиморасчеты).3.По используемым платежным средствам: -без использования платежных средств (расчет платежными требованиями, поручениями и др.); -чековая форма расчетов; -вексельная форма расчетов.

4. По источникам средств, привлекаемым для финансирования сделки: - за счет собственных средств предприятия (организации);

-за счет кредитов и других заемных средств; -за счет средств клиента (при посреднической деятельности).

24.3.Анализ структуры пассивов. Классификация средств предприятия по исочникам формирования, по времени использования и экономическому содержанию. Состав и структура источников собственных средств предприятий, оценка реальности собственного капитала и заемных средств. Показатели, характеризующие структуру пассивов и достаточность собственного капитала. Ожидаемый и фактический эффект финансового рычага, факторы определяющие его характер.

Пассив баланса – это часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая источники получения средств предприятием в денежном выражении, их состав и происхождение. Таким образом, в пассиве баланса отражаются источники финансирования. Пассив баланса делится на три раздела: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. «Капитал и резервы» –это собственные средства предприятия, то есть уставный капитал, дополнительный капитал, нераспределенная прибыль, сформированные фонды. В раздел пассива баланса «долгосрочные обязательства» входят долги предприятия, которые необходимо вернуть в срок более одного года. В раздел пассива баланса «краткосрочные обязательства» входят долги предприятия, которые необходимо вернуть в срок менее одного года. Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязано за них предприятие.

Классификация капитала: I. По источнику формирования: - Собственный капитал -характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов - относятся средства, полученные от участников (учредителей) - собственников предприятия, инвесторов: уставный, резервный, добавочный и другой первоначальный капитал, средства целевого финансирования, а также нераспределенная прибыль как результат эффективной деятельности предприятия. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

- Заемный капитал - характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности – кредиты банков, займы, кредиторская задолженность и других долгов кредиторам и т.п. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

II. По направлению вложений:- авансированный (краткосрочный характер, направлено на обеспечение текущей деятельности);

- инвестированный (долгосрочные вложения средств, связанных с получением прибыли в долгосрочной перспективе).

III. По оборачиваемости: -Основной капитал характеризует ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. -Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована предприятием в его оборотные активы.

От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение организации и ее устойчивость. Поэтому необходимо проанализировать структуру источников организации и оценить степень ее финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитывают следующие показатели:

1. Коэффициент финансовой автономии (независимости) — удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса; характеризует, какая часть активов организации сформирована за счет собственных средств: К фн = Собственный капитал/ общая валюта баланса.

2. Коэффициент финансовой зависимости — доля заемного капитала в общей валюте баланса; характеризует, какая часть активов сформирована за счет заемных средств: К ф з = Обязательства / Активы

3. Коэффициент текущей задолженности — отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса, характеризует, какая часть активов сформирована за счет краткосрочных обязательств : К тз= Краткосрочные обязательства/ общая валюта баланса.

4. Коэффициент устойчивого финансирования характеризует, какая часть активов сформирована за счет устойчивых источников. Если организация не пользуется долгосрочными кредитами, займами и лизингом, то его величина будет совпадать с величиной коэффициента финансовой независимости: К фн = Собственный капитал+Долгосрочные обязательства/ общая валюта баланса.

5. Коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансового рычага) отношение заемного капитала к собственному, характеризует, сколько заемных средств приходится на рубль собственного капитала: К фр = Заемные средства/Собственный капитал.

Чем выше уровень первого и четвертого показателей и ниже второго, третьего и пятого, тем устойчивее финансовое состояние организации.

Для оценки эффективности использования организацией заемных средств используют понятие «эффект финансового рычага». Финансовый рычаг (финансовый леверидж) характеризует возможности организации в использовании источников финансирования. Эффект финансового рычага – это показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала, несмотря на платность последнего. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1 - СНП) х (ЭР - СРСП) х (ЗС / СС),
где ЭФР - эффект финансового рычага, %.
СНП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
ЭР - экономическая рентабельность активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %.;
СРСП - средняя расчетная ставка процента за кредит, %;
ЗС - заемные средства; СС - собственные средства.

Эта формула имеет три составляющие:

налоговый корректор (1 - СНП) - показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли, не зависит от предприятия;

дифференциал (ЭР - СРСП) - разница между уровнем экономической рентабельности активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам (Д);

плечо финансового рычага (ФР) - характеризует силу воздействия финансового рычага - это соотношение между заемными (ЗС) и собственными средствами (СС).

Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов — использование заемного капитала убыточно.

При прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: