содержательную (смысловую, предикативную) структуры

Структурность

Структурность — неотъемлемое свойство любого сложного объекта. Она выражает отношения, существующие между частями (элементами, единицами) данного объекта.

В многоуровневой организации научного текста могут быть выделены различные элементы и определены различные отношения между ними. Все это приводит к построению различных структурных схем одного и того же текста.

В зависимости от отнесенности единиц текста к его теме, композиции или содержанию выделяют

Тематическую,

Композиционную (логико-композиционную)

содержательную (смысловую, предикативную) структуры.

Тематическую структуру текста образует предмет изложения, рассмотренный с той или иной степенью детализации.

Предмет изложения, то есть то, о чем сообщается в тексте, составляет его тему.

В основе темы лежит элемент объективного мира. Это могут быть материальные объекты, процессы, явления или выработанные наукой понятия и категории.

Задача научного текста - раскрытие сущности явления, процесса или понятия. С этой целью в НТ выделяются и описываются отдельные содержательные характеристики объекта. Они составляют подтемы текста.

Подтема - это часть темы, которая «отличается от последней либо более узким аспектом рассмотрения того же объекта, либо рассмотрением одной из частей данного объекта при сохранении общей направленности изучения».

Таким образом, совокупность темы и подтем представляет тематическую структуру текста. Соотношения темы с подтемами — это отношения целого и его частей, следовательно, тематическая структура текста имеет иерархическое строение.

Типовые фрагменты тематических структур художественного и научного текста будут различными.

В художественном тексте обычно выделяются описания места, лица, характеристика персонажа, предмета, динамика действия, состояние природы (среды, лица), изменение состояния и т. д.

Для научного текста характерны типы тем, которые отражают структуру предметной области той или иной науки и объект познания. Так выделяются 10 типов текстов, которые практически покрывают весь текстовый материал по физике и химии. Это тексты об

1. общих понятиях и категориях науки,

2. о видовых разновидностях объектов, их характеристиках,

3. строении,

4. связях и отношениях,

5. зависимости,

6. измерении,

7. использовании,

8. о получении объектов, их распространении,

9. формах существования, а также

10. об устройствах и приборах для получения и изучения объектов.

На языковом уровне тематическая структура формируется лексическими (синонимическими, контекстуальными, смысловыми) повторами и различными (грамматическими, свернутыми, развернутыми) трансформами, которые образуют лексическую тематическую сетку текста.

Логико-композиционная структура научного текста отражает последовательность расположения смысловых блоков в тексте. Для научных текстов характерны типизированные схемы расположения содержательной информации, которые определяются жанровой принадлежностью.

Основные письменные жанры научной речи (монография, научная статья, диссертация, реферат, рецензия) имеют определенный, свойственный им порядок расположения смысловых частей текста и, соответственно, более или менее стандартный набор языковых средств оформления переходов от одной содержательной части к другой.

Научная статья как наиболее представительная жанровая разновидность научного текста независимо от отрасли науки строится по схеме: введение — основная часть — заключение. Вспомогательными, но необходимыми элементами современной статьи являются также заглавие, аннотация, ключевые слова и список использованной литературы. Каждый блок выполняет собственную функцию в структуре целого: заголовок отражает главное содержание текста или его тему и аспект рассмотрения, во введении обычно излагается история вопроса с необходимой степенью детализации, ставится задача, обосновывается ее актуальность и необходимость решения, основная часть непосредственно содержит авторское решение поставленной задачи, в заключении подводятся итоги, формулируются выводы, прогнозируются возможные пути приложения полученных результатов, подчеркивается их значимость.

Можно выделить стандартные выражения, сигнализирующие о переходе к следующей смысловой части:

в данной статье ставится задача показать...

поскольку в данном исследовании нас интересует...

основной акцент будет здесь поставлен на...

в дальнейшем мы будем рассматривать явления... (переход от введения к основной части);

остается заметить, что...

не исключено, что именно на этом пути будет найдено решение...

итак, мы рассмотрели некоторые вопросы...

все эти рассуждения нам понадобились для того, что- бы... (переход к заключению). Естественно, что рассматривая общую композицию научной статьи, нельзя забывать о влиянии других факторов (отрасль науки, цель исследования, характер объекта исследования и, главное, авторская индивидуальность), которые способны внести существенные изменения как в композиционный, так и в языковой план.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в структуре текста. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур:

индуктивные,

дедуктивные,

рамочные (дедуктивно-индуктивные),

стержневые (индуктивно-дедуктивные) и

имплицитные (традук- тивные) структуры.

В текстах индуктивной структуры обобщение расположено в конце текста, развитие информации идет от частного и конкретного к общему.

Тексты дедуктивной структуры начинаются с обобщения. Дальнейшая информация представляет собой конкретизацию, объяснение или доказательство ключевого положения.

В текстах рамочной структуры выделяются два ключевых фокуса: изложение начинается с обобщения, которое детализируется или развивается на материале частных положений, и затем информация вновь обобщается в конце текста. Начальный и заключительный блоки могут частично или полностью совпадать, но могут так- же наблюдаться частичные различия с точки зрения языкового выражения и смыслового содержания.

В текстах стержневой структуры обобщение не занимает ни начального, ни конечного положения. Изложение начинается с частных положений, за ними следует обобщение, которое затем снова уточняется и конкретизируется.

В тексте имплицитной структуры обобщающий блок отсутствует, вербально не выражен. Предполагается, что читающий способен прийти к выводу, заключению или обобщению самостоятельно.

Ведущими типами в научной речи считаются дедуктивный и дедуктивно-индуктивный типы.

В связи с рассмотренными выше тематической и логико-смысловой структурами текста важно остановиться на понятии текстовой компетенции, введенном М. Я. Дымарским при анализе текстовых ошибок школьников и иностранцев, недостаточно владеющих нормами русского языка.

С точки зрения Дымарского,

1. умение адекватно оценивать объем предполагаемой темы,

2. расчленять ее на подтемы, устанавливая их иерархию,

3. владение языковыми средствами выражения взаимосвязей между элементами содержания и совокупностью средств жанрово-стилистического воплощения текста.

Это 3 главных компонента текстовой компетенции.

Структура содержания. Отражает смысловые связи и отношения, которые устанавливаются между понятиями, явлениями, предметами реального мира, отображенными в тексте в виде языковых единиц разных уровней.

Однако совокупность языковых значений (лексических, грамматических, лексико-грамматических) еще не образует содержания текста, так как содержание — категория психолингвистическая и представляет собой мыслительное образование, возникающее в интеллекте человека в процессе осмысления текста.

Содержание текста это некий «семантический комплекс, который возникает в мышлении автора в соответствии с замыслом, целями, условиями коммуникации и понимается адресатом в результате декодирования языковых выражений, посредством которых он был задан в тексте. Для определения содержания текста требуется не только осмысление отдельных языковых выражений, но и больших отрезков текста, соответствующих подтемам и субподтемам, соотнесение их между собой и на этой основе осмысление текста в целом. Для образования в интеллекте партнера по коммуникации целостного семантического комплекса, соответствующе- го замыслу автора, требуется постоянное обращение к опыту, к знанию, непосредственно не содержащемуся в самом тексте»

Сложностью анализа и представления содержательных, мыслительных категорий текста объясняется множественность подходов к вопросу о структурировании его содержания. В зависимости от единиц, выделяемых исследователями при анализе смысловой структуры текста и характера отношений между ними, можно отметить два главных подхода: 1) предикативный и 2) денотатный.

Предикативный подход – рассматривает текст как иерархическую структуру. Основу смысловой структуры текста образует главная предикативная связь, которая определяет содержание текста. Вместе с главной предикативной связью выделяются дополнительные, которые раскрывают основную (путем конкретизации, уточнения, расширения, обобщения.)

«Схема смысловой структуры всего текста предполагает,

1. каждый более крупный уровень смыслового единства включает в себя совокупность элементов менее крупного уровня смыслообразования.

2. каждое смысловое образование рассматривается как высказывание

3. в качестве элементарной единицы текста (а также и его анализа) рассматривается предикативная связь, реализуемая в самостоятельном (простом) предложении (высказывании)»

Таким образом, построение смысловой структуры текста сводится к выделению основных и дополнительных предикативных единиц и установлению между ними логико-смысловых отношений.

В основе денотатного подхода лежит представление о содержании текста как системе денотатов, формирующейся в мышлении и отображающей структуру предметных отношений, существующих между предметами реальной действительности.

Денотат рассматривается как конкретное целостное представление о том, что обозначается определенным языковым выражением. Денотатный метод представления структуры содержания текста включает следующие этапы:

1) выделение «ключевых» элементов текста;

2) выделение подтем;

3) определение субподтем;

4) графическое представление иерархии подтем и субподтем;

5) определение соотношения денотатов;

6) определение имен денотатов;

7) определение наименований отношений.

Таким образом, ядро смысловой структуры текста в данном случае образует совокупность предметов или концептов, находящихся между собой в определенных отношениях. Рассматривая данные подходы применительно к анализу смыслового содержания научного текста, можно отметить динамический характер предикативной структуры и статический характер денотатной. По-видимому, разные подходы к моделированию содержания текста можно рассматривать как взаимодополняющие, так как каждый из них может быть более адекватным для текстов определенного содержания и коммуникативной целеустановки.

С точки зрения характера содержания можно выделить научные тексты, которые соотносятся с эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

Характер содержания соотносится с коммуникативной целью автора текста. Эмпирические тексты, как правило, имеют описательный, констатирующий характер и служат целям формирования фрагмента картины мира определенной области знания Теоретические тексты и тексты, рассматривающие ментальные концепты и абстрактные понятия, также могут иметь констатирующий, информирующий характер однако наиболее типичным для этих текстов является объясняющий, убеждающий, оценивающий характер Содержание описательных, эмпирических текстов более адекватно отражает денотатная структура, а содержание теоретических, объясняющих текстовпредикативная структура.

Итак, научный текст представляет собой единство тематической, логико-композиционной и смысловой организации. Тематическую структуру научного текста образует предмет научного исследования и аспекты его рассмотрения.

К наиболее характерным типам текстов, выделяемым по их тематике, относятся тексты о понятиях и категориях науки, о свойствах, строении, функционировании объектов, о событиях, явлениях, процессах. Логико- композиционная структура научного текста во многом определяется его принадлежностью к жанру (статья, монография, диссертация и т. д.), а также логикой изложения. Замечено, что для научных текстов ведущим является дедуктивный стиль изложения. Содержательная структура отражает смысловые связи между объектами и понятиями, рассматриваемыми в тексте, и может быть представлена в виде системы денотатов с указанием отношений между ними либо в виде ив виде иерархии предикатов, относящихся к разным уровням сложности.

Денотат- от лат. denotatum – обозначаемое. Обозначаемый предмет. Денотативное значение - понятийное ядро значения, компонент смысла., абстрагированный от стилистических, прагматических, модальных, эмоциональных, субъективных, коммуникативных и пр. оттенков. Лингвистический энциклопедический словарь, стр.129

Предикация - от лат. praedication –высказывание. Одна из трех основных функций языковых выражений наряду с номинацией и локацией. Акт соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами.

Эмпирический – основанный на опыте лат. empeiria - опыт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: