Педагогический процесс как система и целостное явление

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Главными компонентами педагогического процесса - являются педагоги и воспитанники.

Основной единицей педагогического процесса служит педагогическая задача, под которой понимается педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Структура педагогического процесса предполагает четыре взаимосвязанных этапа:

1. Анализ ситуации и постановка педагогической задачи.

2. Проектирование вариантов решения и выбора оптимального для данных условий.

3. Осуществление плана решения задачи на практике, который включает организацию взаимодействия, регулирование и корректирование течения педагогического процесса.

4. Анализ результатов решения.

Одним из способов организации педагогического процесса является обучение, которое выполняет три функции: образовательную, связанную с расширением объема; воспитательную – связанную с формированием отношений; и развивающую – со структурным усложнением, развитием личности.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность и прочность знаний. (Поговорка: знания – это не то, что ты выучил перед экзаменом, а то, что осталось после того, как ты забыл то, что выучил).

Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. Умения и навыки рассматриваются как ступени, или уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык – как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия.

Воспитательная функция реализуется в воспитывающем характере обучения. В процессе обучения у человека воспитываются определенные взгляды, качества личности, отношения. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении. Поэтому при отборе содержания обучения, выборе форм и методов организации учебного процесса, необходимо исходить из задач воспитания на том или ином этапе развития общества. (Пример: легкоадаптирующаяся личность.)

Развивающая функция обучения эффективно осуществляется при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение».

Начиная с 60-х гг. 20 в. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Например: Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения; А.М. Матюшкин и М.И.Махмутов разрабатывали основы проблемного обучения; И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; И.Я.Гальперин и Н.Ф. Талызина обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: