10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла —низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика 18. «Умение считать в уме»
С помощью данной методики проверяется способность ребенка производить умственные арифметические действия с числами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а также со сложными, дробно-целыми числами. Если ребенка научили считать еще до поступления в школу, то данную методику можно применять, начиная с дошкольного возраста. В норме же она служит для оценки соответствующей способности у детей, уже обучающихся в школе.
Примеры на счет (табл. 6) предлагаются ребенку на слух в порядке их усложнения. Он должен как можно быстрее сосчитать в уме и дать устный ответ.
В таблице справа и слева приведены баллы, которыми оценивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры в таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей три примера, ребенок решил не менее двух примеров, то ему приписывается определенный балл. Группы примеров, оцениваемых соответствующим количеством баллов, отделены в таблице друг от друга отрезками горизонтальных линий. Между ними находятся те оценки, которые получает ребенок за правильное решение данных примеров.
|
|
Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Таблица 6 Примеры для устного счёта к методике «Умение считать в уме»-
Оценка в баллах | Примеры (с порядковыми номерами и решениями) | Оценка в баллах | ||
0,8 | 0,1 | 1.5 + 2 = 7 25.0,83 + 0,12=0,95 2.4 +5 = 9 26.0,47 + 0,35 = 0,82 3.6-2 = 4 27.0,22-0,13 = 0,09 | 0,7 | 3,2 |
0,2 | 4. 9 - 6 = 3 28.0,87 - 0,43 = 0,44 5.3 (2 = 6 29.0,22 (0,1 = 0,022 6.2(4 = 8 30.0,15 (0,2 = 0,03 | 0,8 | ||
0,2 | 7.9:3 = 3 31.0,21:0,1 = 2,1 8. 6:2 = 3 32.0,48:0,24 = 2,0 9.10 + 6 = 16 33.1/4 + 1/4 = 1/2 | 0,8 | ||
0,3 | 10.12 + 4=16 34.1/4 + 2/4 = 3/4 11.16-4=12 35.3/5+1/8 = 29/40 12.19 -7 = 12 36. 9/16 - 5/16 = 1/4 | 0,9 | ||
1,6 | 0,3 | 13. 4 (3=12 37.1/3 (1/3=1/9 14.6 (3 = 18 38. 2/8 (3/8 = 3/32 15.18:3 = 6 39.4/5:2/5 = 2,0 | 0,9 | 2,0 2,4 |
0,4 | 16.15: 5 = 3 40.5/16: 3/16 = 5/3 17.25 + 32 = 57 41.1/2 + 2/4=1,0 18.41+23 = 64 42.8/32 + 3/4=1,0 | 1,1 | ||
0,4 | 19.43 - 17 = 26 43. 9/10 - 2/5 = 1/2 20.67-21 = 46 44. 9/16 - 3/4 = -3/16 21.16(5 = 80 45.2/6(1/2=1/6 | 1Д | ||
0,5 | 22.22(4 = 88 46.3/16 (3/4 = 9/64 23.48:12 = 4 47.4/12:2/3=1/2 24.84:14 = 6 48.8/32:4/16=1 | 1,3 |
Правильные решения, данные в самих примерах, должны быть известны только экспериментатору и служат для него средством контроля решения, предложенного ребенком.
Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решенные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10-балльной шкале.