Характеристика науки как вида деятельности

Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Цель научной деятельности - дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы мироздании.

Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы

4. Субъект и объект познания

В научном познании отражается внешний мир. Познающая и практически действующая реальность называется субъектом познания. Это может быть человек, группа людей или общество в целом. Объект познания - та часть материи, которая включе­ на в познавательную деятельность субъекта. Материя включает два атрибута - вещество и движение, уже поэтому необходи­ мо уточнять то, на что направлено внимание субъекта. В связи с этим вводится понятие предмет исследования - им могут быть отдельные части объекта (вещество), какие-либо свойства, про­ цессы. В этом смысле у какого-либо объекта существует множе­ ство сторон рассмотрения, предметов исследования.

Физическая культура как объект познания

5. Виды научных исследований

Вид научного исследования - способ и технология научного познания, определяемая его особой целью. В любой науке, независимо от ее предметной специфики и дисциплинарной организации, имеют место три основных вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и опытно-конструкторские (рис. 3.9, ЗЛО).

Фундаментальные исследования (ФИ) - исследования, предполагающие открытие новых свойств, отношений и законов объективного мира. Они могут иметь как теоретический, так и экспериментальный характер.

Прикладные исследования (ПИ) - исследования, в основе которых - применение результатов фундаментальных исследований для создания и расчета полезных моделей.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) - исследования, имеющие своей целью применение результатов фундаментальных и прикладных исследований для создания материальных моделей, их практического испытания и доведения опытного образца до стадии серийного производства.

Виды научных исследований:

· Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

· Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

· Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

· Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

· Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

· Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

· Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

· Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

· Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

· Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

· Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

6. Классификация наук

С гносеологической точки зрения классификации наук мо­ гут быть объективными и субъективными. С методологической точки зрения принципы классификации делятся на внешние, когда науки располагаются в определенной последовательно­ сти, и внутренние, органически связывающие науки между со­ бой как описание объективно существующей реальности - ма­ терии.

Общая классификация науки строится на диалектическом единстве законов развития и объективности. Наиболее общие законы развития диалектически увязывают принципы истори­ ческого, логического и гносеологического.

7. Эмпирический и теоретический уровни познания

Понятие эмпирического знания употребляется как в широком, так в узком значениях. В широком значении под эмпирическим понимается обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики. В современной же методологии науки эмпирическое исследование понимается более узко, — как определённый этап получения научного знания, которое добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

Главной целью эмпирического познания является получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис научного знания и развивается система теоретических построений.

эмпирический уровень познания складывается из следующих основных шагов:

1. Подготовка эмпирического исследования.

2. Получение исходных данных.

3. Формирование научных фактов, на основе полученных данных.

4. Первичная рациональная обработка научных фактов (систематизация, классификация и обобщение) с целью установления эмпирических зависимостей.

Эмпирический уровень познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию.
К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания.
Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений. Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные данные складываются в одну целостную систему — теорию. Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания —теоретические. Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности. Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные научные теории, описывающие те или иные области реального мира. При всех различиях между эмпирическим и теоретическим уровнями познания нет непреодолимой границы: теоретический уровень опирается на данные эмпирического, а эмпирическое знание не может существовать без теоретических представлений, оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

8. Особенности теории

Теория (рассмотрение, исследование) — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

9. Понятие о методологии научного исследования

10. Стадии теоретического исследования

Задачи теоретических исследований:

- обобщение результатов исследования и нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных;

- распространение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;

- изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;

- повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснование параметров и условий наблюдения, точности измерений).

Этапы теоретических исследований:

- анализ сущности процессов, явлений,

- формулирование гипотезы исследования,

- построение (разработка) модели процессов, явлений,

- проведение математического исследования,

- анализ теоретических решений,

- формулирование выводов.

Стадии проведения теоретических исследований:

1. Оперативная. Она включает:

- проверку возможности устранения технических противоречий,

- оценку возможных изменений в среде, окружающей объект,

- анализ возможности переноса решения задачи из других отраслей знания

- применение «обратного решения».

2. Синтетическая. Она включает:

- определение влияния изменения одной части объекта на построение других его частей,

- определение изменений других объектов, работающих совместно с данными,

- оценка возможности применения найденной идеи при решении других задач.

3. Аналитическая. Она включает:

- определение идеального конечного результата,

- выявление помех и причин, мешающих получить идеальный результат,

- определение условий, обеспечивающих получение идеального результата.

11. Примеры теоретических методов научного исследования

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

§ анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

§ синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

§ классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

§ абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

§ формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

§ аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

§ моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

§ идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

§ дедукция - движение от общего к частному;

§ индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

§ метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;

§ диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

12. Анализ и синтез в научном исследовании

Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Изучение предмета связано с конкретизацией общего представления о нем. Надо его расчленить (мысленно или физически) на составляющие части, а затем изучить их, выделяя свойства и при­знаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После этого части можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, то есть такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы пред­мета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.. Анализ — это расчленение целостного предмета на составляю­щие части с целью их всестороннего изучения. Синтез — это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Общелогические методы применяются преимущественно на теоретическом уровне научного исследования, хотя некоторые из них могут применяться и на эмпирическом уровне. Какие же это методы и в чем их сущность?

Одним из них, широко применяемым в научном исследовании, является метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) — метод научного познания, представляющий собой мысленное расчленение исследуемого объекта на составные элементы с целью изучения его структуры, отдельных признаков, свойств, внутренних связей, отношений.

Анализ дает возможность исследователю проникать в сущность изучаемого явления путем расчленения его на составляющие элементы и выявлять главное, существенное. Анализ как логическая операция входит составной частью во всякое научное исследование и обычно образует его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, связей. Анализ присутствует уже на чувственной ступени познания, включается в процесс ощущения и восприятия. На теоретическом уровне познания начинает функционировать высшая форма анализа — мысленный, или абстрактно-логический анализ, который возникает вместе с навыками материально-практического расчленения предметов в процессе труда. Постепенно человек овладел способностью предварять материально-практический анализ в мысленный анализ.

В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим к иному характеру свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности изучены, наступает следующая стадия познания — синтез.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — это метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого.

Синтез — это не произвольное, эклектическое соединение частей, элементов целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение этих компонентов, но также результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенное общее, что связывает части в единое целое.

Исследователь мысленно расчленяет предмет на составные части для того, чтобы сначала обнаружить сами эти части, узнать, из чего состоит целое, а затем рассмотреть его как состоящий из этих частей, уже обследованных в отдельности. Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве: наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично.

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно учился разделять предметы и мысленно. Практическая деятельностьскладывалась не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. На этой основе постепенно возникал мысленный анализ и синтез.

В зависимости от характера исследования объекта и глубины проникновения в его сущность применяются различные виды анализа и синтеза.

1. Прямой или эмпирический анализ и синтез — применяется, как правило, на стадии поверхностного ознакомления с объектом. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явления изучаемого объекта.

2. Элементарно-теоретический анализ и синтез — широко используется как мощное орудие познания сущности исследуемого явления. Результатом применения такого анализа и синтеза является установление причинно-следственных связей, выявление различных закономерностей.

3. Структурно-генетический анализ и синтез — позволяет наиболее глубоко приникнуть в сущность изучаемого объекта. Этот вид анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное, существенное и оказывают решающее влияние на все остальные стороны изучаемого объекта.

13. Стадии эмпирического исследования

1. Проработка проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели.

2. Разработка инструментария (чаще всего это анкета).

3. Сбор первичных данных и их обработка.

4. Теоретический анализ, интерпретация и объяснение данных в соответствии с выдвинутой гипотезой. В заключении следуют практические рекомендации.

Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

14. Эмпирические методы исследования

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

§ наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

§ эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

§ измерение - определение отношения измеряемой величины к

§ эталону (например, метру);

§ сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ

Прямое наблюдение. В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта.

1. Косвенное наблюдение. В отличие от прямого косвенное наблюдение представляет собой восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает. Анализируя эти следствия, логическим путём раскрывают природу изучаемого объекта.

2. Непосредственное наблюдение. Непосредственным наблюдением (несмотря на некоторую многозначность этого термина) называют такое наблюдение, которое осуществляется непосредственно органами чувств человека, без использования каких-либо вспомогательных средств. Такое наблюдение широко использовалось на первых шагах развития естественных наук.

3. Опосредствованное (или приборное) наблюдение. Опосредствованным или приборным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств. Этот вид наблюдения является одним из основных средств познания в современной науке.

ОПИСАНИЕ

Непосредственно чувственные данные, полученные в результате наблюдения, могут служить материалом индивидуального сознания, но для того, чтобы стать материалом общественного сознания и войти в обиход научного анализа, они должны быть закреплены и переданы с помощью определённых знаковых средств. Этот процесс закрепления и передачи информации осуществляется с помощью операции описания.

ИЗМЕРЕНИЕ

Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Изучая природу, человек не только созерцает, но и активно вмешивается в ход её процессов и явлений. Эта практически-познавательная деятельность человека составляет основу экспериментального исследования. Эксперимент — особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения (см.: Эксперимент).

В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания.

15. Виды научно-педагогических исследований

16. Конструирование логики педагогического исследования

17. Традиционные педагогические методы исследования

18. Педагогический эксперимент и его виды

19. Условия проведения педагогического эксперимента

20. Математические методы педагогических исследований

21. Педагогическое тестирование

22. Этические проблемы измерений с участием человека

23. Этапы методологической работы при организации научного исследования

24. Технические средства и тренажеры в научной и научно-методической работе в спорте

25. Тема, актуальность, объект и предмет, гипотеза исследования

26. Цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

27. Тестирование в физической культуре

28. Примеры тестов на развитие физических качеств

29. Система комплексного обследования сборных команд России

30. Приоритетные направления научных исследований в отрасли ФКиС России и их финансовое обеспечение

31. Виды научных публикаций

32. Примеры инструментальных методик измерения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: