Эта янтра обеспечивает устойчивую победу над соперниками, конкурентами и недоброжелателями, а также способствует устранению деструктивных планетарных влияний, преобразуя отрицательные вибрации в положительные.
Далее приводятся изображения основных тантрических янтр. Более подробную информацию о них можно узнать из специальной литературы (в этой связи рекомендуется книга X. Джохари «Инструменты для тантры»).
Багаламукхи-янтра
Бхуванешвари -янтра
Дхумавати-янтра
Камалатмика-янтра
Геометрия Шри янтры
С помошью ритуальных диаграмм, янтр, осуществляются различные виды йоги. Наиболее важная из них — Шри Янтра, непосредственно представляющая целую Вселенную и демонстрирующая способ ее проявления.
Считаясь по праву наиболее значимым из множества возможных путей к достижению духовного совершенства, Шри Янтра выражает многоаспектный взгляд на реальность, свидетельствуя о природе и тайнах мира. Система философских учений, среди которых развивался символизм Шри янтры, является транскрипцией главных принципов древнеиндийского мышления и одним из самых древних способов рассуждения о природе и человеке.
|
|
Важными компонентами любой янтры являются божества, нарисованные внутри абстрактных фигур. Проявления божества настолько различны и многочисленны, что весь узор янтры может считаться сложной формой божественных манифестаций. Эти божественные проявления суть и формы сознания, которые соотносят последнее с аспектами Вселенной, и являются символами для обозначения стадий развития и сил человеческого разума и личности.
Шри янтра мандала — самая важная из янтр. Это диаграмма, символизирующая активность Вселенной и процесс непрерывного творения. Она служит метафорой нисхождения духа в материю: проявления Вселенной из первозданной несотворенной тьмы.
Будучи графическим символом сложной космологической и философской теории Шива-Шакти, Шри янтра должна читаться как карта эволюции космической схемы, шаг за шагом раскрывающая теорию творения и его категорий. Она также демонстрирует, как совершается переход от бесформенности к форме, как антагонистические принципы жизни истекают из первоначальной целостности Шивы-Шакти. Шри янтра обозначает каждую фазу космической эволюции и формулирует каждый нисходящий уровень процесса творения.
Вокруг расположены 9 взаимопересекающихся треугольников. Пять из них повернуты вниз и символизируют Шакти, женский аспект динамической энергии; четыре других, олицетворяющих Шиву, повернуты вверх, они символизируют мужской аспект статической мудрости. Иногда в треугольники помещаются имена или изображения божеств.
|
|
Шакти является мощной энергией, присущей Вселенной. Все, что движется и дышит — это проявление Шакти, обладающее ее сознанием, энергией и жизненным движением. Шакти — это творящая тайна, которая в каждом случае и в каждой области проявляется по-разному. Для физика Шакти воплощает внутренне присущую материи движущую силу; для психолога Шакти проявляет себя посредством внешних стимулов, воздействующих на сознание; мистик будет считать Шакти воплощением духовного опыта переживания единства. Само здание современной науки может рассматриваться в соотношении с понятием Шакти, материи, энергии, звука, — всего, что изучается современной наукой, что выступает как проявление изначальной энергии. Все в жизни обладает потенциалом к тому, чтобы превращаться, быть, становиться, расширять свою природу и произрастать — все является Шакти.
Шакти является одновременно имманентной и трансцендентной. Если бы в природе был возможен синтез всех кинетических и потенциальных энергий, все равно существовал бы неистощимый и неявленный источник энергии. Именно поэтому Шакти рассматривается как творящая, сохраняющая и поглощающая каждый аспект жизни и каждую сторону существования. Хотя в санскрите слово Шакти женского рода, понятие относится к космическому принципу, который содержит окончательное объяснение
по отношению к родовой принадлежности. Шакти, как утверждает Махакала Самхита, «не является ни женским, ни мужским, ни средним. Это непостижимая сознанием, неизмеримая энергия, бытие всего сущего, лишенная двойственности, достижимая в прозрении».
Шри янтра является нейтральным контуром сотворения мира. Сам по себе, этот контур не ограничен принадлежностью только к женскому или мужскому принципам, а наоборот, объединяет оба принципа в целом. Уравнение Шива-Шакти содержит в себе постоянную тенденцию к слиянию этих двух начал. Они не могут быть разделены, так как их очищенная двойственность предполагает третий принцип — единство, принцип, которому подчинены два предыдущих. Именно это единство преодолевает двойственность, структурно воспроизводимую в загадочном, но гармоничном размещении треугольников в Шри янтре.
Исходя из того, что янтра является представлением макро-космической, безличной, абсолютной реальности, которая не является ни мужской, ни женской, ни нейтральной, но по своей сути является чистым существованием, в конечном счете бескачественным, Шри янтра представляет все части целого. Все, что обладает именем и формой так же, как и сверхэмпирическую завершенность, другими словами, все, данное опыту, так же, как и трансцендентную безграничную полноту.
Космическая эволюция проходит определенные стадии. Исходя из первоначального спокойствия, космос расширяется и проходит через несколько градаций и качеств, для того, чтобы возвратиться к первоначальной целостности. Предшествующая творению стадия эволюции — состояние полной пустоты, чистейший принцип творения, Шива. Началом созидания является всепроникающий принцип (Парамашива, или Самвит) в объединении с Шакти (потенциальной силой). Все, что нам известно, что мы видим, слышим, чувствуем, скрыто в первичном сознании. Это бытие пусто (шунья), свободно от какого-либо объективного содержания. Единственным знанием, которое имеет это Бытие-Сознание — космическая концепция Самости (Вселенское Эго, Я, Ахам) как самовозгорающегося света (пракашика-свабхава). Осознание Самости является динамической бесконечной силой и свободой (сватантра).
Бытие не является ни женским, ни мужским, ни средним и находится вне досягаемости всех разделений. Не существует ни антисилы, ни внешней силы, которая действовала бы как проти-воединство Существует только Одно без другого, и все стадии
|
|
являются частью этого чистого Видения. Итак, треугольники, смотрящие вниз, соотносятся с женской энергией; смотрящие вверх — с энергией мужской. Центр их пересечения — точка бинду: она являет собой радостный союз Шивы и Шакти, сознания и энергии, бесконечных возможностей творения посредством экстатического союза мужских и женских полярностей, заключенных в каждом человеке Это
незримый первопринцип, самопорождающееся зерно бытия и сознания, изначальная энергия в неразвернутом состоянии. Первый акт творения состоял в расщеплении бинду на мужскую и женскую половину, которые потом породили все остальное. Нерасщепленная же бинду служит символом возвращения человека к первозданной целостности и
растворения своего Я в Абсолюте.
Четыре мужских взаимопересекающихся треугольника образуют 43 сегмента, которые можно разделить на 4 группы. Внешний ряд из 14-ти синих треугольников называют сарваса-
убхагьядайака-чакрой («приносящими удачу»); это «царство возможностей в духовном восхождении».
Затем идут 10 красных треугольников — сарватха-садхака-чакра («достигающие любой цели»).
Следующие 10 синих треугольников называют сарва-ракша-кара-чакра («защищающие от любых зол»); здесь зарождается «внут-
реннее постижение».
Посредине Шри Янтры расположены 8 красных треугольников сарварогахара-чакры («исцеляющие от всех болезней»).
. Сарва-рогахара представляет 3 принципа материальной природы; саттву, ассоциируемую с чистотой и сферой ума; раджас — с силой или энерги-
ей; тамас — с веществом, массой или инерцией. Эти 3 качества наличествуют в индивидах в разной степени и проявляются по-разному. Саттва психологически выражается как чистота, спокойствие и тишина (невозмутимость) ума. Раджас — как страсть, эгоизм, нетерпеливость. Тамас — как сопротивление всем изменени-
|
|
ям. Треугольники обрамлены тремя окружностями, или поясами (тривалья или мекхала). Между ними находятся два круга лотосовых лепестков: 14 голубых лепестков снаружи (сарва-шапарипура-ка-чакра) и 8 красных лепестков внутри (сарва-шанкшобхана-чакра): они символизируют исполнение желаний.
В древнеиндийской космологии лотос ассоциировался с миром творения и являлся опорой Вселенной. Он часто описывается как произрастающий из пупа Вишну и порождающий Брахму, первое божество индуистской троицы. Из околоплодника лотоса выходит остальной сотворенный мир. С самых ранних времен лотос всегда был символом цитадели сердца, места сущности Я.
Йогины считают, что внутри человека существуют духовные центры, чьи природа и свет постигаются через медитацию. Эти духовные центры часто символически представляют в виде лотосов. Чхандогхья-Упани-шада (VIII, 1:1-3) утверждает: «В городе
Брахмана, которым является тело, есть сердце, и в сердце есть маленький дом. Этот
дом имеет форму лотоса, и в нем живет то, чего необходимо добиваться, о чем спрашивать, что осознавать».
Область между углами квадрата и кругами называется трайлокья-мохана-чакрой,
царством волшебницы тройного мира, майи.
Треугольники Шри янтры называются девятью космическими утробами (нава-йони) и соответствуют девяти категориям природы в макрокосмосе. Треугольники образуют две группы: 4 треугольника вершинами вверх (шрикантхи) исходят из принципа Шивы и формируют личную душу (джива) и ее жизненные энергии; 5 треугольников вершинами вниз представляют
принципы Шакти и из них выходят материальные элементы макрокосма — земля, вода, огонь, воздух, эфир — 5 соответствующих им тонких состояний (танматр) и все человеческие органы, которые реагируют на чувственные восприятия. Это органы действия (рот, руки, ноги, кишки, гениталии) и органы, чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос).
Две группы треугольников взаимоперекрещиваются, демонстрируя непреходящее единство Шивы-Шакти. Объединенные, они формируют мировое поле творения, представленное 43 меньшими треугольниками (каждым из которых управляет богиня) внутри обрамления янтры из лепестков лотоса и квадратным ограждением снаружи. Эта стадия представляет единство всех элементов природы.
Символика и базовые структуры Шри янтры всегда вращаются вокруг девятикратного разделения, представляющего, в свою очередь, расширение трех. От наружной формы, квадрата, до бинду Шри янтра имеет 9 потоков, каждый из которых имеет собственное название и управляется божеством. Эти девять потоков разделены на три группы по три потока, что обозначает три фазы мирового цикла. Три главных разделения могут рассматриваться как следующие одна за другой фазы творения, сохранения и растворения. Тантрараджа Тантра описывает соответствия потоков Шри янтры и мировых стадий следующим образом:
1-я фаза: ТВОРЕНИЕ
Квадрат
творение-творение
единство
Круг из 16 лепестков лотоса
творение-сохранение
двойственность
Круг из 8 лепестков лотоса
творение-растворение
двойственность
2-я фаза: СОХРАНЕНИЕ
14-угольная чакра
сохранение-творение
двойственность
10-угольная чакра
сохранени е-сохрансни е
единство
10-угольная чакра
сохранение-растворение
двойственность
3-я фаза: РАСТВОРЕНИЕ
8-угольная чакра
растворение-творение
двойственность
Первичный треугольник
растворение-сохранение
двойственность
Бинду
растворение-растворение
единство
В мировом цикле каждая фаза является синтезом противоположных принципов, где явное нарушение равновесия контролируется принципом единства. В 1-й фазе творение видится как бурная космическая деятельность, в которой одни формы жизни проявляются, другие исчезают, а третьи остаются неизменными (сохраняются). Во 2-й и 3-й фазах утверждаются те же самые принципы, однако с доминированием сохранения или растворения Определенные формы жизни одновременно появляются, исчезают и сохраняются. Каждая фаза мирового цикла есть динамическое целое, в то время как целое содержит все части, каждая из частей, в свою очередь, подобна целому. Одним из наиболее ранних уцелевших экземпляров Шри янтры является хранящийся в религи-
озном институте Шрингари Матха, основанном философом Шан-карой в VIII в. н. э, хотя ее образность относится к гораздо более раннему периоду. Гимн, относящийся к Атхарваведе (1200 г. до н.э.) содержит описание фигуры, основанной, подобно Шри Янтре, на десяти геометрических перестановках. Эта янтра представляет собой космограмму, графическое представление универсальных космических процессов испускания. Это выражение в терминах линейной символики космических проявлений, начинающихся с исконного единства. Юнг замечал: «Человек, который говорит с исконными образами, говорит на тысяче языков».
Шри янтpa
Чакра
Внешний квадрат (Трайлокьямохана)
Муладхара (корневая чакра)
16-лепестковый лотос (Сарва-шанпарипурака)
Свадхиштхана (чакра ниже пупа)
8-лепестковый лотос (Сарва-шаякобана)
Манипура (пупочная чакра)
14-угольник (Сарвасаубхагьадайака)
Анахата (сердечная чакра)
10-угольник (Сарвартхасадхака)
Вишуддха (горловая чакра)
10-угольник (Сарва-раксакара)
Аджна (чакра между бровями)
8-угольник (Сарва-рогахара)
Брахмарандхра (небная чакра)
Треугольник (Сарва-сиддхипрада)
Брахман (верховная чакра)
Бинду (Сарва-нандамайя)
Сахасрара (чакра пространства)