Когнитивный процесс | Примеры |
Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти | |
Узнавание | · Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий. · Найти предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас. · Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора. |
Припоминание | · Назвать трех английских писательниц девятнадцатого века. · Написать по памяти таблицу умножения. · Воспроизвести химическую формулу четыреххлористого углерода. |
Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта | |
Интерпретация | · Представить задачу в виде алгебраического уравнения. · Нарисовать схему процесса пищеварения. · Пересказать Второе иннаугурационное обращение Линкольна. |
Приведение примеров | · Нарисовать параллелограмм. · Найти пример текста, написанного по принципу потока сознания. · Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности. |
Классификация | · Назвать четные и нечетные числа. · Перечислить типы правления в современных африканских странах. · Соотнести животных с их видами. |
Обобщение | · Придумать заголовок для короткого абзаца. · Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте. |
Умозаключение | · Прочитайте отрывок из диалога между двумя персонажами и сделайте выводы относительно их отношений в прошлом. · Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста. · Решите, какое число должно стоять следующим в числовой последовательности. |
Сравнение | · Объясните, почему сердце работает как насос. · Опишите ваш опыт, сравнимый с продвижением пионеров на запад. · Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна. |
Объяснение | · Нарисуйте схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду. · Объясните с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция. · Объясните, как процентные ставки влияют на экономику. |
Применять – использовать процедуру | |
Исполнение | · Добавьте в столбик двухразрядные числа · Прочитайте вслух абзац на иностранном языке · Выполните штрафной бросок в баскетбольную корзину. |
Применение | · Проведите эксперимент, чтобы увидеть, как растут растения в различных типах почв. · Отредактируйте фрагмент текста. · Составьте бюджет. |
Анализировать – Вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым. | |
Дифференциация | · Вычленить существенную и несущественную информацию в математической задаче. · Нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа. |
Организация | · Рассортировать книги в классной библиотеке по категориям. · Нарисовать схему часто используемых метафор и объяснить их действие. · Нарисовать схему, объясняющую, как растения и животные вокруг вас взаимодействуют друг с другом. |
Соотнесение | · Прочитайте письма в редакцию и определите точку зрения авторов по обсуждаемой проблеме. · Опишите мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе. · Прочитайте предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по проблемным вопросам. |
Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах | |
Проверка | · Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег. · Прослушайте политическое выступление и отметьте все противоречия в ней. · Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов. |
Критика | · После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям. · Выберите наилучший способ для решения комплексной математической проблемы. · Оцените убедительность аргументов за и против астрологии. |
Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры. | |
Генерация | · Предложите пути улучшения этнических отношений с помощью предложенных критериев. · Разработайте несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет. · Предложите набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем. · Предложите несколько альтернативных гипотез, основанных на предложенных критериях. |
Планирование | · Создайте лист планирования для мультимедийной презентации о насекомых. · Разработайте план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию. · Продумайте программу исследования влияния различных видов музыки на яйценоскость кур. |
Производство | · Напишите дневник солдата армии северян или южан времен гражанской войны в США. · Создайте среду обитания домашней водной птицы. · Создайте пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете. |
Измерение Знания
Фактическое знание – базовая информация | |
Знание терминологии | Словарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит |
Знание специфических деталей и элементов | Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов, основные сражения Второй мировой войны. |
Концептуальное – знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое. | |
Знание классификаций и категорий | Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры. |
Знание принципов и способов обобщений. | Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии |
Знание теорий, моделей и структур | Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК |
Процедурное знание – Как делать что-либо | |
Владение специфическими навыками и алгоритмами | Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу. |
Владение специфическими техниками и методами | Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач |
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры | Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей. |
Метакогнитивное Знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности | |
Стратегическое знание | Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц. |
Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание. | Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма. |
Само-познание | Необходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме. |
Ссылки
Anderson, L. W. & Krathwohl, D. R. (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman.
Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.
Costa, A. L. (Ed.). (2000). Developing minds: A resource book for teaching thinking. Alexandria, VA: ASCD.
Marzano, R. J. (2000). Designing a new taxonomy of educational objectives. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.