Основные категории эстетики

Гг. нем.

Приступая к анализу философии Ницше, необходимо рассмотреть понятие "философия жизни". "Философия жизни" - это иррационалистическое течение конца 19 начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия - понятие жизнь как некую интуитивную постигаемую целостную реальность, которая не тождественна ни духу, ни материи. "Философия жизни" возникла в Германии и Франции на рубеже прошлого и нынешнего столетия. Ее основным идейным предшественником был Шопенгауэр. Возникновение этой философии связано с быстрым развитием биологии и психологии, которые позволили обнаружить несостоятельность механистической картины мира. "Философия жизни" сделала попытку преодолеть эту ограниченность. "Жизнь" как абсолютное, бесконечное начало мира, которое в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется, нельзя познать с помощью чувства или логического мышления, она достигается только интуитивно, доступна переживанию. В различных вариантах "философии жизни» обнаруживаются и раз­личные трактовки этого понятия, сводимые к следующим: -биологически-натуралистическое толкование понятия "жизнь", которое означает понимание "живого" как противоположность механически сконструированному искусственному, рассудочному. Для этого варианта характерна склонность сведения любой идеи к "витальным влечениям", инстинктам, воле индивида/ Ницше. Лессинг. Клагес/; -историческое толкование понятия "жизнь", которое означает внутреннее переживание, раскрывающееся в сфере исторического опыта духовной культуры. Культура - это та сфера, где возникают новые уникальные формы человеческого бытия противоположные по духу тому, что создано механической цивилизацией/ Дильтей, Шпенглер (19-20вв нем.), Зиммель/. -пантеистическое толкование понятия "жизнь", которое понимается как некая космическая сила, обладающая неисчерпаемым творческим созидательным импульсом. Бергсон А. (20в фр.) называет ее жизненный порыв, сущность которого заключается в непрерывном воспроизведении себя в творчест­ве новых форм. В творчестве Ницше было представлено толкование жизни как некой силы, инстинкта, обладающего неисчерпаемой созидательной мощью. Философия Ницше противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации, оказала огромное влияние на все философские направления 20 века. Ницше с невероятной силой, выраженной в поэтической манере, смог передать обстановку духовной деградации современной цивилиза­ции с ее рационализмом, измельчением личности и обывательской моралью. Считая себя учеником Шопенгауэра, он испытал на себе сильное воздействие его волюнтаристской концепции и в центр своей иррационалистической философии поставил "волю", но взятую в качестве "воли к власти". Мир, у Ницше - это вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями, мир-это на­ша жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но эта воля к жизни на человеческом уровне выглядит как "воля к власти". Ницше указывал, что "воля к власти" - это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Человек воплощает в себе "волю к власти". В каждом существе присутствует воля к власти, внутреннее стремление человека к реализации собственных импульсов. Каждое существо стремится к господству, это заложено в природе человека. Страдание для Н. способность самоопределиться, оно ведет к росту власти над собой, сострадание уменьшает волю к власти. Толкни слабого говорит Н. с целью дать ему возможность реализовать свою способность к власти над собой. Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета "разума", он провозгласил "переоценку всех ценностей". Способность к переоценке — ценностей- это свойство великого человека, признак творчества и воли в человеке. В мире, предрекал Ницше, скоро появится новая порода людей " сверхчеловек ". "Сверхчеловек — это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущаяся ко злу как единственной созидательной силе, смотрящая в лицо смерти с веселым трагизмом, движимая вперед "волей к власти". "Сверхчеловек" - это плод развития всего человечества, а не отдельной нации. Новая каста "сверхлюдей" преобразует будущую культуру и мораль. Ницше считал, что человечество может с собой делать все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязан­ность. В заключении следует отметить, что, хотя идеи Ницше и послужили в качестве одной из основ идеологии "Третьего Рейха", он не является идеологом античеловечности и нацизма. Таких людей, каким был Гитлер, он глубоко презирал, идеи национализма и национал-социализма. не разделял. Однако из его работ, написанных в своеобразной афористической, поэтической манере, можно было сделать и антигу­манные, бесчеловечные выводы.

№28. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МАРКСА.

Маркс (19 в,нем).

Домарксовская ф-ия – чел.- Часть природы, полная зависимость от природы, новое, что вносит М. – чел не часть природы, не только не зависти от природы, чел изменяет природу, преобразует окружающий мир, преобразует самого себя. До М. – духовная деятельность выше практической, труд в реальной жизни выступал, как античеловеческое враждебное уму и чел-ку, практическая жизнь – проклятие, кот, которое кроме страданий не может ничего принести. М. Пытается показать, что ист. процесс формируется самими людьми, чел. и все люди в своем развитии движимы потребностями. Чтобы реализовать свою потребность надо приложить усилия. Практич. деятельность лежит в основе реализации потребностей. Практика по отношению к духовному миру является исходной. Практика – основа изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Практика всегда носит общественный характер. Люди вступают в различные связи, это формирует общественные отношения. Практика может осуществляться в момент общения, следовательно, носит общественный характер. Сущность по М. – общественная сущность, «чел. Совокупность общественных отношений». Природа человека заставляет его реализовывать потребности. Процесс формирования личности – социализацию С точки зрения М., личность – результат развития общества и самого человека.

№29. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Особенности развития русской философии 19 – 20 В. проявляются в следующих моментах: носит религиозный, религиозно-мистический, религиозно-символический характер; важна этическая проблематика философских взглядов русских философов; наполнена глубоким гуманистическим смыслом; характерен антропоцентризм, представленный в виде "христоцентризма"; главная задача заключалась в выработке учения о мире как едином целом, что нашло свое отображение в понятии космизма: гуманистический взгляд на универсум - единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности; тесно связана с литературой, интерпретация философской проблематики часто осуществлялась в форме художественных произведений.

1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее восходят к древнейшей эпохе и связаны с христианизацией Руси, с обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света"

2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское преподавание философии, она отделилась от религии.

3. Фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей остротой был поставлен вопрос о "настоящей сути народной" (Ф. М. Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его решения достигла в славянофильстве, которое "организовалось" под влиянием историософии П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное реформаторство, а последнее, в свою очередь, - русское богоискательство, или "духовный ренессанс", конца XIX - начала XX вв.

Бердяев (19-20вв) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма.

 

№30. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 В. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО.

Среди многообразия философско-антропологической мысли России 19 века можно выделить: романтизм /20-30 гг./. Основные представители - Лабзин, Сперанский, Карамзин, Жуковский. Это направление русской философии отличается, с одной стороны, наибольшей оригинальностью, а с другой стороны, более тесной соотнесенностью с западноевропейской философией 17-19 вв. Следующее направление русской философии 19-20 вв. Славянофильство и западничество /40-50гг/ Основные представители славянофильства -Хомякова, Киреевский, Самарин центре их философского внимания находилась судьба России и ее роль в мировом историческом развитии. Историческое призвание России они видели в самобытности ее исторического прошлого. По их мнению, западная культура клонится к упадку. Славянофилы развивали учение о человеке и обществе, которое было основано на религиозных представлениях. Обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой являлась русская православная церковь. Первоначалом всего сущего, согласно Хомякову А.С., является "водящий разум" или Бог. Исторический процесс человечества связан с отысканием "духовного смысла". Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась, и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия. Противоположным славянофильству в русской философии выступали направление, называемое западничество. Основные представители – Герцен, Белинский, Грановский, Кавелин, Чичерин. Западники выступали за развитие России по "западному", т.е. буржуазному пути. Они были уверены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Среди них были религиозные люди, но они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви.

В 60г. XIX в, в русской философии появляется ряд философов, кот. образовали направление русской мысли в русле материализма и нигилизма Основные представители - Бакунин. Чернышевский, Писарев, Сеченов. Суть их философских взглядов сводилась к отрицанию всей прошлой культуры, которая, по их мнению, не может дать положительного идеала.

№31. СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНОГО ВСЕЕДИНСТВА СОЛОВЬЕВА.

Всеединство — внутреннее органическое единство бытия, как универсума.

Одним из выдающихся русских философов был В.С.Соловьев (19-20). Задача философии, по его мнению, заключается в отыскании путей спасения человека и человечества. Конкретно эта задача определялась тем, чтобы подготовить человека к разумному восприятию им христианских ценностей. Центральной идеей учения Соловьева является идея универсального всеединства. Это всеединство представляет собой синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного обладает признаками безусловности и всецелостности. Реальный мир у него выступает как самоопределение или воплощение абсолютного - сущего. Он не мог признать его совершенным, лишь идущим к совершенству. Человек - это центр "всеобщего сознания природы." Именно человечество-посредник между божеством и природой. В сознании человека уже содержится форма всеединства. Человек должен одухотворять природу. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством» Нравственный смысл личности, реализуется в акте любви к другому человеку, природе, Богу. В сущности, акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к абсолюту. В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности. Она снимает в себе все социальные противоречия и способствует установлению на земле "царства божьего", которое пони­мается как "действительный нравственный характер".

№32. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ БЕРДЯЕВА.

(19-20, русс)

Бердяев является выдающимся русским философом, основателем так называемого "нового христианства". В своей философии он делает установку на личностный, внутренний мир человека, признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Основная философская задача заключается в духовном самосовершенствовании личности.

Антропологическая философия Бердяева проявляется в том, что все философские проблемы он рассматривает через проблему человека. Единственной реальностью называет "существование" субъекта. Основой творчества человека является "абсолютная свобода", которая выводится им из "бездны", Содержание этого творчества обозначается как "диалектика богочеловечества". Осуществление "богочеловеческого" творчества Бердяев переносит в так называемое "новое средневековье", загробный мир "четвертого измерения". Понятием "богочеловечество" он дает философское истолкование и оценку философии и культуре. У Бердяева человеческая история имеет новый смысл в свете наступления нового мирового периода, новой религиозной эпохи, которая была им названа как "новое средневековье". "Богочеловечество" - это единственный выход из трагических противоречий современного бытия.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

· царство духа,

· царство природы,

· объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

· трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

 

№33. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДА И МЕДИЦИНА.

(19-20 австрийск)

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние напсихологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Основы психоанализа были заложены австрийским врачом-психиатром Фрейдом. Классический психоанализ, созданный Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное.3.Фрейд отмечал, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют направленность человеческого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. Бессознательное имеет внутреннюю структуру, в которую входят: "Я"- это область сознательного; " сверх - Я " - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно " - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных и прежде всего сексуальных влечений. Сексуальности он отводит специфическую роль. Фрейд считал, что сексуальность существует с рождения и представляет собой "энергетический фонд" личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поле борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/. Это послужило основой его психологической трактовки культуры. По Фрейду не человек выводится из культуры, а культура выводит ся из человека. В конечном счёте она выводится из бессознательных влечений человека. Фрейд внес огромный вклад в развитие психиатрии и неврологии, изучение гипнотизма и истерии, разработку метода психоанализа как лечебного фактора. Особое значение придавал Фрейд сновидениям, которые открывают ход в потаенные слои челове­ческой личности. Такова же, по мнению психолога, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. При создании своей концепции Фрейд использовал, разработанный им вместе с Брейером, метод лечения неврозов. Суть этого метода заключалась в обнаружении бессознательной психической травмы, лежащей в основе невроза. Этот метод дал ему возможность истолковать невроз как порождение внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму.

№34. НЕОФРЕЙДИЗМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У ФРОММА.

(20 в., нем)

Современные сторонники Фрейда - неофрейдисты – Адлер, Фромм, Юнг, попытались критически переработать наследие Фрейда, прежде всего, за счет ослабления роли либидо и усиления социо­логических/Фромм/ и теистических /Юнг/ сюжетов. Фромм занимался проблемами не "невротической личности" как Фрейд, а "невротического общества", рассматривая механизмы бессознательной мотивации поведения в сферах политической, экономической и культурной жизни. Фромм пришел к выводу, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным, не затрагивая при этом социального бессозна­тельного. В отличие от Фрейда Фромму присуща меньшая биологизация сущности человека. Он отмечал, что она включает в себя как биологические, так и социальные факторы. Природа человека, по его мнению, характеризуется пятью основными потребностями: в общении, "укорененности", "идентичности", самообновлении и системе ориентации. При чем человек может вырабатывать как "здоровый", так и "патологический" способ удовлетворения каждой из своих потребностей. Фромм пытался создать гуманистическую теорию общества. Человек, считал он, драматическое вещество, для которого собственное существование является проблемой. В ходе истории личность освобождается от власти стада и стадных инстинктов, но вместе с чувством свободы растет ее страх, усиливается чувство конечности бытия и одиночества. Результатом обострения невыносимого бремени ответственности являются периодически повторяющиеся движения "бегства от свободы", попытки воссоздания утраченного первобытного родства и близости к природе. Фромм утверждал, что именно коллективный невроз, имеющий корни в драматических событиях истории и обостряющийся в моменты кризисов и распада старой общественной системы, способен породить тоталитарную идеологию. Научно-технический прогресс Фромм считал, в значительной мере враждебным личности, поскольку он способствует превращению человека в робота

№35. ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА.

(19-20, фр) французский католический философ и теолог, биолог,геолог, палеонтолог, археолог, антрополог. Внёс значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию.

Ставит? что представляет человек, причина возникновения, смысл жизни.

Основные труды Тейяра де Шардена в теологии и философии направлены на то, чтоб переосмыслить догматы католической церкви в понятиях теории эволюции. Пытаясь построить новую теологию, философ указывал недостатки принятых в католической церкви томистских взглядов

. Первым недостатком он называет статическую рациональную схему томизма, которая не позволяет показать динамику творения, грехопадения и искупления, которые являются взаимосвязанными процессами. Процессуальное же описание христианской истории необходимо, по Тейяру де Шардену, ещё и потому, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека. Второй недостаток томизма — озабоченность судьбой и спасением индивидуального субъекта, а не коллективного. В то время как именно спасение коллективного субъекта, представляющего собой целостный организм и обладающего единым разумом, должно быть описано теологией

Его концепция развития основывается на т. эволюционного подхода Дарвина и Энгельса. Обнаружил синантропа, оценил значение этого открытия для науки. В основе концепции христианского эволюционизма лежат принципы эволюционного развития. Выделил основные 3 этапы: преджизнь - эволюция химических элементов и галактики, формирование оболочки земли, возникновение на ее поверхности физико-химической среды, эта среда стала благоприятной для формирования сложных молекул и формирования жизни; жизни- возникновение биосферы – живого покрова земли, развитие всех живых организмов от простейших до человека - литосфера; мысли - становление человеческого и исторического развития до наших дней, становление сознания, сфера духа ноосфера. Критерием для выделения главной стержневой линии назвал цефализация – возрастное усложнение нервной системы и прежде всего головного мозга. Этот этап позволяет выйти на сверхжизнь, которая определяется, как точка омега. Она существует вне времени и пространства. Гл. св-ва: автономность, наличность, необратимость, трансадентальность. Омега перводвигатель, кот. влияет на мир посредствам воли, сущность – любовь, Омега – бог, тот путь по которому движется человечество. Попытался рассмотреть пути исторического развития, пришел к выводу, что развитие осуществляется от низшего к высшему. В своем развитии чел проходит биолог и дух развитие. Биологическая эволюция закончилась, духовная продолжается в направлении дух совершенствования. Высшая точка развития – бог.

36.ОБЩАЯ ХАР-КА ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ШВЕЙЦЕРА.

(19-20, нем.)

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры — ее стержень, ее несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс- это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, — реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил ее прогресса.

Создана концепция благоговения перед жизнью. В 30 лет уезжает в Африку, где на свои $ открывает госпиталь. Истину – благоговение перед жизнью. Чел даже в бесчеловечную эпоху может оставаться человеком, мог противостоять хаосу бытия. Особенности личности: своеволие способность воли быть достаточной причиной своих действий, должен иметь достаточно усилий, чтобы принять решение, индивидуализм – проявление особой меры ответственности, должен делать то, за что он может взять свою ответственность, рационализм – быть самостоятельным, независимым, своевольным, индивидуальным, разум дан чел чтобы не только подчиняться приказам, но и самому принимать решения, подвижничество – служение людям, непосредственное и деятельное. Только врачебная деятельность поможет стать личностью, рыцарем милосердия. В своей жизни соединил 2 противоположных начала: самоутверждение, самоотречение. Анализ кризиса европ культуры: осн проявление – господство материального над духовным, общества над человеком. В культуре кризис мировоззрения – утратилась связь мд жизнеутверждающим и этическим идеалом. Культура утратила главное предназначение она должна способствовать духовному и нравственному возвышению человека. Когда чел думает о себе и о своем месте в мире, то он утверждает себя, как воля к жизни. Отрицание воли к жизни ведет к самоуничтожению, самоубийству. Чел, кот.думает- у него воля к жизни согласована с его деятельностью, он преклоняется перед жизнью, следовательно, мыслящий чел – этическая личность. Добро - то, что служит развитию жизни. Этично то, что признает жизнь. Каждый чел в своей деятельности должен руководствоваться практическими соображениями. Нельзя судить др чел-ка. Человек может судить только самого себя, прощать надо тихо и незаметно.

№37. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОАНИЯ.

Л. Философия - общая ориентация, суммарная тенденция, стилистика мышления, свойственная 300 лет периоду западноевропейской мысли. Классич линия персонализируется: Декарт, Кант, как начало и апогей ее развития. Гегель – опорный элемент всей классики, важен для понимания смысла всей Ф-ии, его учение содержит все необходимое для кардинального преобразования всей классики. Без Гегеля невозможно понять все типы переходов от кл к некл Ф-ии. Кл Ф-ия пронизана оптимистическим чувством естественного порядка, гармонии в мире. Такой мир рационально постижим в познании. Современные школы и направления набрали некоторые элементы классики, но резко отличались предметами изысканий, мировоззрением, т.е. преемственность фил. традиции, связь современности с классикой. Кл – пропедевтика для современной Ф-ии; новаторство Ф-ии 20 в., многочисленные попытки отойти от кл темы и форм философствования. Почему возникла новая Ф-ия? Изменился мир вокруг нас, условия существования в этом мире чел, мироощущение чел в 20 в. Оно проникнуто ощущением пессимизма и трагичности. Ф-ии необходимо было понять и объяснить массу новых явлений в 20 в.: появление массового общества, идеологизирование всех процессов в государстве, разрушение старых отношений и сословных перегородок, внедрение машинного производства, появление СМИ, развитие науки и техники. Кл Ф не отвечает на эти?, ответы на них необходимы современному человеку. Исторические и социальные корни Некл ф.обусловлены развитием капитализма, войнами, катастрофами, гносеологические – недостатками кл Ф.: абсолютизацией разума, ущемлением чувств и иррац элементов познания; созерцательность – оторванность от жизни; оторванность от чел. Существенные черты некл Ф.: экзистенциальность(сартр,бердяев,хайдеггер) – поворот к чел, проблемам его индивидуального существования, духовной жизни.; иррациональность -(Шопенгауэр, Ницше) в центре исследования поставлено бессознательное и неразумное; антисциентизм – антинаучность, неверие в могущество разума, в гуманистические потенции науки; антиметодологизм умолчание методологической проблематике, подчеркнуто невмешательство чел в науку; прокламизм в мировом смысле старается приобрести прикладной характер; антисистемность ни одна из школ не претендует на статус системообразующей, не стремятся к созданию универсальной системы; плюрализм обилие школ и направлений; более свободная форма изложения, часто художественная.

№38. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОЗИТИВИЗМА.

философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Позитивизм – фил. доктрина + знаний, кот. пытается выдвинуть подлинное знание из псевдоподлинного. + знание отождествляется с знаниями естественных наук.

4 стадии: I- собственно позитивизм, II-эмпириокритицизм, III-неопозитивизм, IV-постпозитивизм. Система позитивизма создана Контом. I Конт, Миль, Спенсер. Сложилась в 30 – 40 г 19в. Эра метафизики закончилась, началась эра позитивизма. Законы: - трех стадий определяет этапы, кот. проходит чел-во на протяжении всего своего развития: 1-теологическая: чел стремиться все явления жизни объяснить вмешательством сверхчеловеческих сил; 2 – метафизическая – стремление достичь полного, абсолютного знания о мире, обращение к выдуманным первосущностям, кот. якобы скрыты за миром видимых явлений; 3 – позитивная: чел оставляет попытки познать первые и конечные причины, абсолютную сущность вещей или их природу, отказывается от теологических и метафизических притязаний и идет по пути накопления знаний. Закон подчинения воображения наблюдению. Универсальный метод приобретения знания — это наблюдение. По Конту познание не идет дальше чувственного восприятия. Функция науки – предвидение. II разработаны на рубеже 19 – 20 в. Махом и Авенариусом. Сохранил главную установку: действительным знанием является содержание наук. Далее- усиление этого тезиса и поставка задачи выработать критерии, способные отсеять то, что включено в состав истинного знания по недосмотру. Эмпириокритицизм – критика опыта, кот. предполагает очищение опыта от тех положений, кот. имеют метафизическую природу. Сводит фил-ю к теории познания, т.е. исключительно методология науки. III имел 2 формы: логический позит-м и лингвист ф-ия. Основы логического поз-ма были заложены Расселом и Витгенгитейном. Ф-ия -не теория, а деятельность, содержание этой деятельности- анализ. Предметом ф-ии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснить их свойства. Обычный язык создал массу заблуждений и недоразумений, мнимых проблем. Чтобы избежать ошибок, необходимо сформулировать идеальный язык и таким языком является язык математической логики, т.к. он поддается опытной фактической проверке. Задачи философии: очищать научное знание от предложений, к. не имеют смысла (путем анализа языка). В 50-60 годы логический позитивизм эволюционировал в лингвистическую философию. Задача- не логический анализ языка науки, а в детальном анализе естественного разговорного языка. Осмысление тесной связи чел опыта с речевой коммуникацией, со схемами языка. С 60 г. появился IV Поппер, Лакатос, Тулман. Гл. проблема: развитие, динамика научного знания:? социокультурной детерминации научного знания. Для установления фактов требуется теория, т.о. факты в определенной мере зависят от теории или определяются ею. Особенности: опора на историю и науки; отказ от кумулятивизма, постепенного накопления и приращения знаний; разграничение науки и не науки, задача IV устранение метафизики из науки.

№39. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ.

Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс, Шестов, Бердяев, Сартр.

Экзистенциализм возник на исторической почве социального кризиса, охватившего в начале 20 в. экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Неуверенность в будущем, страх перед войной, ядерной катастрофой – подлинные психологические корни направления. Само название экзистенциализм заключает в себе определенный смысл: классическая философия сущностей заменяется философией человеческого существования. Для экзистенциализма важен приоритет вопросов индивидуального существования: вины и ответственности, решения и выбора, отношение человека к своему призванию и смерти. К основным темам экзистенциализма можно отнести: роль слу­чайности в судьбе человека; бессилие разума: отчуждение; одиночест­во и тайна; небытие и т.д. Согласно экзистенциализму, задача Философии заключается в том, чтобы заниматься вопросами человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу. Жизнь его сугубо иррациональна, страдания в любой форме преобладает в ней, поэтому страх - важнейшее понятие философии экзистен­циализма. Человек живет эмоциями, поэтому на все окружающее он реагирует не теоретически, а эмоционально. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни, каково место человека в мире - эти вопросы и пытались решить экзистенциалисты, но не с научной точки зрения, так как они считали, что наиболее надежным способом постижения истины является интуиция, "экзистенциальное озарение". Первоначальные формы экзистенциональной философии берут свое начало в учениях русских философов - Бердяева и Шестова. В философии этих мыслителей главное место занимают вопросы человеческого существования/для Бердяева характерно философствование "изнутри", т.е. путем развертывания личностной интуиции; для Шестова - открытие им трагичности индивидуального существования/. После первой мировой войны экзистенциализм получил широкое распространение в Германии /Ясперс, Хайдеггер/; после второй мировой войны во Франции /Сарт, Камю, Марсель. Следует отметить, что на становление экзистенциализма боль­шое влияние оказали философско-теологические размышления Кьеркегора. Датский философ один из первых привлек к тайне, загадке человеческого бытия. Сущность человека заключается не в мышлении, а в таких состояниях как беспокойство и отчаяние, которые связывают его с Богом и вечностью. Эта сущность че­ловека раскрывается через глубокое переживание им факта собственного существования, которое было обозначено Кьеркегором понятием "экзистенция". Центральная проблема, на которой сосредотачивали внимание экзистенциалисты - это проблема отчуждения индивида от общества. Отчуждение, считали они, является главной харак­теристикой жизни человека в обществе. Смысл Фил-ии заключается в том, чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить свое собственное «я». Центральное понятие мировоззрения Ясперса - "коммуникация". Он отождествляет коммуникацию с разумом и выдвигает ее в качестве критерия Философской истины. Зло есть неспособность к коммуникации, глухота к чужой свободе воли, экзистенции. Смысл философствования, считал Ясперс, заключается в прокладывании путей общечеловеческой коммуникации. Хайдеггер в своей работе "Бытие и время" поставил вопрос о смысле бытия, которое понималось им как человеческое существование. Марсель считал, что человеческие проблемы нельзя решить средствами объективного, чисто научного познания. Он был создателем учения об интуитивном, эмоционально-этическом контакте конкретной человеческой личности с богом. Центральной темой философии Камю является вопрос о том, "стоит ли жизнь того, чтобы жить". Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Категория "абсурда" у него становится исходным принципом философии. Абсурдность человеческого состояния находит свое выражение в "бунте", в котором человек пытается найти выход из сложившегося положения. Основной принцип экзистенциализма, изложенный Сартром в его работе "Экзистенциализм-это гуманизм", состоит в том, что человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила не может осуществить его превращение в человека. И только сам человек несет ответственность за то, если данное превращение не будет осуществлено. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут в изменении не общественных отношений, а в индивидуальной жиз­ни. Религиозные экзистенциалисты /Ясперс, Марсель/ ищут преодоление трагизма индивидуального существования в общении с Богом. Атеистический экзистенциализм /Хайдегер, Сартр/ отмечает "заброшенность" человека. Спасти человека может только сам человек.


№40. Категория бытия, её мировоз-кое и методологич. зн-ние.

В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность. Это предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, отношения. Даже плоды самой буйной фантазии-сказки, мифы существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть - нечто реально сущее. В чем смысл проблемы бытия? Жизнедеятельность людей опирается на простые и понятные предпосылки, которые обычно принимаются ими без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и универсальная сре­ди них - это убеждение человека в том, что мир есть. был и будет. Люди также рассчитывают, что при всех изменениях, которые совершаются в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсаль­ные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого больше, чем достаточно. Весь окружающий мир, природный и социальный, постоянно задает человеку вопросы, которые заставляют его задуматься над многим. В мире происходят различные изменения, но сам мир существует постоянно, он непреходящ. Поэтому смысл проблемы бытия заключается в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Категория "бытие" выражает особое содержание, она использует­ся в том случае, когда рассматриваются не вещи, явления или процес­сы, а связи между ними. Категория бытия применяется, когда при рас­смотрении важен не факт существования, а его смысл. Благодаря фило­софской категории бытия мы сознательно переносим нашу мысль на вы­сокий уровень абстрагирования. Бытие как философская категория обозначает реальность, кото­рая лежит за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому она не зависит ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого су­ществования от вечного и неизменного Абсолюта /Бог. Разум/. Озабоченность "онтологической потребностью" (скорее исторической) проявляется остро в те моменты, когда люди осознают, что фактическое положение дел скла­дывается не в пользу выбранного ими способа жить по-своему усмотре­нию и произволу, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда мир, построенный по человеческому уразумению, начинает демонстрировать однобокость, ущербность, жестокость, агрессивность и т.д. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о "смысле жизни". Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о непреходящих и вечных ценностях. В XX веке обнажились все последствия бесбытийного существования человека, его упоение собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от всяких онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого "освобождения" он прев­ратился просто в систему различных функций: социальных, психологи­ческих, политических. Человек потерял целостность, высший смысл своего существования на Земле, построил "само законодательную и саморазрушительную циви­лизацию" (Хайдегер). Протест против такого ущербного существования стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих философских изысканий.

№41. Формы бытия и их диалектика.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Бытие представляет собой многоуровневый процесс, который вклю­чает в себя ряд форм бытия. Формы бытия имеют специфичный характер и несводимы одна к другой. Каждая форма бытия воспринимается как исто­рически развивающаяся и изменяющаяся. К основным Формам бытия относят:

-бытие вещей/созданных природой и человеком;

-бытие человека/бытие человека в мире и специфическое человеческое бытие

-бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное;

-бытие социального/бытие человека в обществе и бытие общества.

№42. Специфика человеческого бытия.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Специфика человеческого бытия состоит во взаимодействии трех относительно разных бытийных измерений. Первое измерение человеческого существования- человек -это мыслящее и чувствующее тело. Второе-человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому (сапиенс) и взятая на данном витке его раз­вития, эволюции мира. Третье - человек существует как социально-историческое существо. Все три измерения, взятые в един­стве, - исходные характеристики бытия человека. В чем смысл человеческого существования, каково его место в целостном единстве бытия? Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека, этот вопрос с незапамятных времен всегда волновал людей. Французский философ-экзистенциалист, А. Камю, писал в своей работе "Миф о Сизифе", что существует только один фундаментальный вопрос философии: стоит или не стоит жизнь то­го, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельству­ет о том, что он рождается из сомнения о существовании такого смысла. Эти сомнения предполагают, что сама действительность не­последовательна и абсурдна. Тогда проблема, сформулированная А. Камю, состоит в том, "существует ли логика, приемлемая вплоть до самого конца жизни". Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных:

-смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях;

-смысл жизни за пределами жизни;

-смысл жизни совпадает, т.е. созидается самим человеком.

Для первого подхода характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и поэтому имеет для че­ловека смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Бога-человеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И люди должны своей жизнью проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная, религиозная идея/отделенная от религии/. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Цель и при­дает смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла. Только люди сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно способами своего бытия придают смысл жизни.

№43. Религиозная, философская, научная идеи о природе и назначении человека.

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. В религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. И назначение чел. состоит в том, чтобы проявить свою божеств. природу. Назначение чел. с т. зр науки представляется довольно однообразным и общим, т. к как любой род и вид человек должен выжить, сохранить свою жизнеспособность, умножить количество особей своего вида. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой – то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека, исследуемые Ф.

№44. Представления о сущности человека в истории фил. мысли

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек. Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Антропология возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Но Человек так или иначе сам решает проблему, своего существования, экзистенции (проблему между телом и духом). Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао – Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. В современной философии, особенно в экзистенциализме господствует мысль: «сущность человека — в отсутствии у него сущности». В отличие от других предметов и явлений, обладающих устойчивым бытием, т.е. сущностью, человек в основе своей — существо неясное, неопределенное. В самом деле, кто может его моделировать? Разве только Бог; но ведь бога не существует (так полагает Ж.-П. Сартр). Значит, человек свободен как самопроизводитель процесса становления, своим существованием он творит собственную сущность. Иначе, экзистенция (существование) предваряет эсенцию (сущность).

 

№45. Структура человеческой деятельности.

Деятельность - система взаимодействий субъекта(индивида) с миром, в процессе к-рых происходит возникновение психического образа и воплощение его в объекте и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Выделяют 2 рубежа ч.д.:1) становление самосознательного, смена зооморфных богов на антропоморфных; 2)связан с греч. фил-фией, когда она освободилась от мифологической субъективности. Существует несколько типов ч.д.: физическая (связанная с поддержанием жизни) и психическая (связанная с духовной жизнью чел., не соотносящаяся с бытовыми обстоятельствами). Виды ч.д.:1) сознательная; 2) самосознательная; 3) целенаправленная. Существует и особая форма ч.д.: творческая. Эта такая форма деятельности человека, кот. направлена на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к такой деят-ти служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт д. получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации. В структуре ч.д. основную роль играет поступок. ПОСТУПОК — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в к-ром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. П.— основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в к-ром представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Выделяют п. 1)личностные и 2)зависящие от внешних условий.Компоненты деятельности:

1. Субъект — человек или предмет, осуществляющий деятельность.
2. Объект — человек, предмет, природное или социальное явление, на которые непосредственно направлена деятельность.
3. Цель — то, что нужно осуществить, четкое и осознанное представление о результате деятельности.
4. Средства – материальные и интеллектуальные инструменты осуществления (деньги, приспособления, предметы, информация).
5. Приемы – способы организации деятельности и использования средств для ее осуществления.
6.Действие – компонент, звено. Например, чтение книг, посещение лекций, защита курсовых, сдача экзаменов – компоненты учебной деятельности..
7. Результат – итог деятельности (он может соответствовать поставленной цели или отклоняться от нее в той или иной мере, в зависимости от того, насколько оптимальным было сочетание всех перечисленных элементов).
Для любой осознанной деятельности необходима мотивация. Она порождается неудовлетворенными потребностями и стремлением человека их удовлетворить.Потребность — это надобность, нужда в чем-либо, что осознается человеком как обязательное условие его жизнедеятельности и личностного развития. Потребности человека условно разделены на следующие группы: — биологические. социальные. идеальные.В зависимости от того, на каком уровне духовного развития находится человек, более важными для него могут быть потребности первой группы (низшие) или последней (высшие).

№46. Индивид. Индивидуальность. Личность.

ИНДИВИД (от лат. individu-um — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И-ть проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов восприятия и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И-ти служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкое разнообразие проявлений И-ти. ЛИЧНОСТЬ - чел. индивид в аспекте его соц. качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и обществ. отношений. Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л-тью. Л-ть характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., степенью осознанности своих отношений к действительности. Субъективно для индивида Л-ть выступает, как его “Я” (образ - “Я”, “Я” — концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.

№49. Различие философского и научного подхода к анализу сознания.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение действительности. В более уз­ком и специальном значении под сознанием понимают не только психи­ческое состояние, а высшую, свойственную только человеку форму психического отражения действительности. Сознание человека представляет собой целостную систему, состоя­щую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Т. о., сознание- это высшая, свойственная только людям и связанная с речью Функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенап­равленном отражении действительности. Следует также отметить, что сознание- это не сумма множества состав­ляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. При анализе сознания используется как фил. так научн. подходы. Наука рассматривает с. в тесной связи со структурами мозга, физиологическими и анатомическими основами для его формирования и функционирования. Наука утверждает: мозг есть орган сознания, а соз­нание -функция человеческого мозга. На это указывает прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит уровень отражательной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить ор­ганом примитивного сознания. Мозг современного человека представля­ет собой сложноорганизованный орган, так как он сформировался в ре­зультате длительной биосоциальной эволюции. Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса. его места в структуре бытия, как природного, так и социального. Фил-я выделяет и изучает основные типы отношения сознания к миру: познание, деятельность, ценностное отношение. Специфика философского подхода к сознанию задается интересом к опр. Проблемам: сознание и бытие, сознание и нравственность, индивид. И общественное сознание.

№47. Эволюция представлений о душе и духе.

Душа –сов-ть побуждений сознания(и вместе с тем и основа) живого сушества, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души – сов-ть тесно связанных с организмом психич. Явлений, в частности чувств и стремлений. Результат наблюдений над душой изучает психология. До Нового времени для Ф. сущ-л вопрос, является ли душа- субстанцией. Др. представления: Душа- дыхание извне(вывод в процессе наблюдений над дыханием человека).+ кровь – носительница жизни. Переживание сна: душа сущ-т отдельно от тела. Душа понималась как субстанция, ей приписывались св-ва тончайшего вещества (досократическая ф.). Платон:душа нематериальна и предшествует сущ-ю. Ар-ль: только разумная душа(дух) способна отделиться от тела и быть бессмертной. Отцы церкви: Тертуллиан: душа- материальна; Августин: душа духовна. В христианстве: душа непространственная, нематериальная субстанция. Кант: аппеляция к нематер. принципу во имя разрешения вопроса о душе – удел ленивого разума. Душа- предмет внтреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. В совр.: душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосма, которые сообщают его частям положения, важность, динамику. Дух (spiritus, pneuma -движущийся воздух, дуновение, дыхание.) Употребляемое в наст. Время фил. понятие дух сложилось в период романтикии идеализма, особенно у Гегеля. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует деят-ть. Дух бывает трех видов: объективный, субъективный (личный, индивидуальный) и объективированный. Первый из них — везде и во всем (абсолютный дух Гегеля, содержащий в себе свойство Бога), или же является достоянием наций, народа (народов). Он выражен в языке, фольклоре, традициях, объективных ценностях. Субъективный, или человеческий дух формируется посредством духовной деятельности личности в координации с культурой. Это последнее, в свою очередь, есть объективизация субъективного Духа. Объективированный Дух содержит в себе элементы как субъективного, так и общего Духа. И это потому, что сам субъективный Дух неотделим от объективного. Объективированный Дух — это единство, заключающее в себе два духа, и вместе с тем новая действительность с присущими ей чертами. Согласно В. Дильтею, Дух является универсальным феноменом, придающим различным людям и выражениям всеобщность и делающим их понятными. Культурные творения, украшающие историю человечества, являются объективизацией Духа. Душа — чисто индивидуальный феномен, в духовных творениях выражено все то, что объединяет людей.

№48. Основные идеи представителей школы «философской антропологии»

Шелер -Немецкий философ и социолог конца 19 начала 20в. Один из основоположников философской антропологии. В своей работе он выявляет статус человеческого бытия через соотношение человека с другими формами органического мира. В связи с этим выделяет 5 форм психического развития: чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память, интеллект, духовность(то, что отличает нас от животных). Чувственный порыв характерный для растений и инстинкт, характерный для животных в человеке проявляется в виде ощущений и реакций на ситуации значимые для вида. Выводят из инстинкта: ассоциативная память – это изменчивое поведение на основе предшествующего опыта и практический интеллект – это форма психической жизни, основанная на выборе и нацеленная а опыт. Дух – открывается миру. Животное ограничено средой обитания, а дух человека преодолевает ограничение среды.

 

№50. Предпосылки, условия, возможности познания.

Необходимой объективной предпосылкой познания является нали­чие органов чувств. Когда органы чувств работают исправно, их роль незаметна, однако при повреждениях - значимость становится очевидной. Главным условием познания является наличие разумного сознания, кото­рое наряду с упорядочением чувственного восприятия, рождает нечто новое, что не дано в чувственности. Разумное сознание - это мышление, которое представляет собой активный процесс целенаправленного, абст­рагирующего, обобщающего отражения свойств и отношений вещей и яв­лений, который осуществляется в понятиях, суждениях и теориях. Можно сказать, что мышление- это процесс творческого созидания новых идей. Вопрос о возможности познания далеко непрост. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: познавательный оптимизм. скептицизм, агностицизм. Познавательные оптимисты утверждают принципиальную познава­емость мира. Многие философы данной линии вполне оптимистично оце­нивают возможности человеческого познания. В отдельные периоды - обычно в связи с наиболее замечательными научными достижениями, глубокими прорывами в тайны мироздания - возникали философские концепции, в рамках которых человеческий разум представлялся могущественным, спо­собным адекватно отображать объективный мир, неограниченным в своих познавательных способностях. К подобным философским концепциям отно­сятся, например, гегелевская/идеалистическая по своему характеру/, и марксистская/материалистическая/. Агностицизм (гр. слово - недоступный познанию) отражает определен­ную позицию в философии и науке, отрицающую возможность познания окружающего мира. Скептицизм, вызывающий сомнение - это философское направление, представители которого не отрицают принципиальной познаваемости ми­ра, но выражают сомнения в достоверности знания. Самое решительное опровержение агностицизма и скептицизма заключается в практике, эксперименте.

№52. Теоретическая проблема и способы её разрешения.

В процессе жизни думающий и размышляющий человек ставит пред собой различные проблемы и задачи. Часть из них жизненно важна для человека, практическая, поэтому требует немедленного разрешения. Другая часть, теоретические проблемы, формируются у чел-ка в процессе познания мира, это вопросы о смысле жизни, назначении и природе человека, человеческих ценностях, идеале, устройстве мира, т.д. Способы разрешения: с помощью фил-фии, т.е. размышлений, постоянного накопления опыта и выведение из него общих закономерностей жизни данного чел-ка и общества в целом.

№51. Проблема истины. Критерии истины.

Истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действи­тельности, Истина -это адекватная информация об объекте. Ценность знания определяется мерой его истинности. Иными сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истинные знания дают человеку разумно организовать свои прак­тические действия в настоящем и предвидеть будущее. Однако человек редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс — познания- это сложный путь, на котором заблуждения представляют собой нежелательный, но зачастую правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения - это содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение обусловлено: относительной свободой выбора пути познания, сложностью решаемых задач, стремлением к реализации замыслов в ситуации непол­ной информации. Заблуждение отличается от лжи. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в об­ман. Истина может быть объективной. Она независима ни от человека, ни от временных обстоятельств. Субъективная истина зависит от человека особенностей его мышления, нервной системы, состояния психики. Все человеческие знания одновременно и объективны, и субъективны. Истина, которая представлена на определенном уровне развития, относительна. Относительная истина есть ограничение знаний о чем-то. Кажд ый шаг относительной истины - путь к абсолютной. Абсолютная истина-это совершенно полное, точное, всестороннее знание о чем-то. Абсолютная истина-это такое содержание знания, которое не опро­вергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Относительная и абсолютная истина - это разные уровни объективной истины. Каждая относительная истина содержит долю абсолютной истины. Абсолютная истина- это предел бесконечной последовательности истин относительных. Критерием истинности знания выступает практика во всем ее объеме, сложности, подвижности, противоречивости.

№54. Познание и нравственность.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а такж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: