О том, что из сунны предано забвению

О ТОМ, ЧЕГО ИЗ СУННЫ РЕДКО

ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ НА ПРАКТИКЕ

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Предисловие

Хвала Аллаху, Который направил к людям Своего посланника, , с правильным руководством и религией истины, чтобы она одержала верх над всеми религиями, даже если это не нравится многобожникам; благословения и мир тому, кто был послан как милость для обитателей миров, нашему пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам.

А затем, рабы Аллаха могут добиться успеха и спастись в мире вечном только благодаря следованию посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ведь Аллах Всевышний сказал: «Тех, кто повинуется Аллаху и посланнику Его, Он введёт в райские сады, где внизу текут реки, и (останутся) они там навеки, и это - великий успех. А того, кто ослушается Аллаха и посланника Его и станет нарушать заповеди (Аллаха), Он ввергнет в огонь навечно, (где уготовано такому) унизительное наказание». [1] Таким образом, повиновение Аллаху и Его посланника является единственным залогом нашего успеха и только от этого зависит наше спасение.

Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, на что указывают слова Всевышнего: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». [2] Поклонением является лишь то, что религия Аллаха определяет как обязательное или желательное, а всё прочее есть отклонение от Его пути, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее[3] нашему делу[4], (будет) отвергнуто[5]».[6] В хадисе, который передаётся со слов аль-‘Ирбада бин Сариййи, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго) после меня, станет свидетелем многих раздоров, и поэтому вам следует неуклонно придерживаться моей сунны[7] и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого и полностью избегая новшеств[8], ибо каждое нововведение есть заблуждение!»[9] А в достоверном хадисе, который приводят Муслим и другие мухаддисы, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лучшими словами являются слова Аллаха, наилучшее руководство - руководство Мухаммада, наихудшими делами являются дел новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение».

О необходимости повиновения и следования посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, в Коране говорится около сорока раз. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «И любого посланника Мы направляли только для того, чтобы ему повиновались с соизволения Аллаха» [10].[11]

Тот факт, что люди прекратили следовать многому из имеющего отношение к сунне, что они ничего не знают об этом и не применяют этого на практике указывает лишь на возникновение и распространение нововведений, о чём Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал так: «Каждый год люди начинают следовать каким-нибудь нововведениям, умерщвляя сунну, и это будет продолжаться до тех пор, пока не останутся (одни только) нововведения, а обычаи, которые берут начало в сунне, умрут».

В этой небольшой по объёму, но очень полезной книге мы вместе с нашими братьями собрали сообщения о таких обычаях, начало которым положил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и которые ныне, по нашему мнению, либо неизвестны, либо вышли из употребления, либо применяются на практике мало. Мы сделали это, желая способствовать распространению сведений о сунне и следуя велению пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Положивший начало хорошему обычаю в исламе получит награду за это, а также награду (всех) тех, кто станет придерживаться подобного обычая после него …»[12]

Подчинение руководству пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и следование его путём могут привести только к благу. Да причислит нас Аллах к последователям пророка, придерживающимся его сунны, да простит Он нас и наших родителей и да благословит Он и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и его сподвижников.

***

Сунна

В обычном словоупотреблении ‘‘сунна’’ означает ‘‘способ’’ и ‘‘пример’’.

Общее определение сунны: так именуются сообщения о словах, делах и невысказанном одобрении пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, поступков других людей.

Мухаддисы[13] обозначают словом ‘‘сунна’’ любые сообщения о словах, делах, невысказанном одобрении, а также о внешнем виде и нравственных качествах пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Факихи[14] обозначают словом ‘‘сунна’’ то желательное, за совершение чего человек заслуживает похвал, а не совершающий этого не подвергается порицанию.

***

Стремление имамов к неуклонному следованию сунне

* Один человек пришёл к имаму Малику, да помилует его Аллах, и спросил: «Где я должен входить в состояние ихрама?» Малик ответил: «В том микате[15], где делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Человек спросил: «А если я войду в состояние ихрама, не достигнув его?» Малик сказал: «Я не считаю, что это следует делать». Человек спросил: «А что будет, если я всё же поступлю так?» Малик сказал: «Я боюсь, что тобой овладеет искушение». Человек спросил: «К какому же искушению может привести увеличение блага?» На это Малик ответил: «Аллах Всевышний говорит: ‘‘ Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание ’’[16]».

* Ахмад бин Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Какой бы хадис ни довелось мне записать, после этого я всегда поступал сообразно его содержанию. Так, узнав, что после того как посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пустили кровь, он дал Абу Тайбе динар, я тоже дал цирюльнику динар, когда кровь пустили мне»[17].

* ‘Абд ар-Рахман бин Махди сказал: «Я слышал, как Суфйан сказал: ‘‘Какой бы хадис до меня ни доходил, я обязательно делал то, о чём в нём говорилось хотя бы раз’’»[18].

* Сообщается, что Муслим бин Йасар сказал: «Поистине, я молюсь в своих сандалиях, хотя мне легче было бы снять их, и ничто не заставляет меня поступать так, кроме (желания следовать) сунне»[19].

* Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто пойдёт путём посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, даже не торопясь, опередит того, кто пойдёт другим путём, даже если он будет прилагать большие усилия»[20].

* Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Проявление умеренности в том, что касается сунны, лучше усердия в нововведении»[21].

* Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Если сунне не станут следовать на практике, сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прервётся и следы её исчезнут».

***

О ТОМ, ЧТО ИЗ СУННЫ ПРЕДАНО ЗАБВЕНИЮ

1. Полное омовение /гусль/ начинается с частичного /вуду/

* Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая полное омовение после осквернения /джанаба/[22], (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) начинал с омовения кистей рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело.[23]

2. Совершение молитвы в сандалиях, если точно известно, что они чисты

а) Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, спросили: «Молился ли пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в сандалиях?» - и он сказал: «Да».[24]

б) Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершавший молитву вместе со своими сподвижниками, вдруг снял сандалии и поставил их слева от себя. Увидев это, люди тоже поставили свои сандалии в сторону, когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, закончил молиться, он спросил: ‘‘Что побудило вас отложить сандалии в сторону?’’ Они ответили: ‘‘Мы увидели, как свои сандалии отложил ты, и сделали то же самое’’. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: ‘‘Поистине, ко мне явился Джибрил, да благословит его Аллах и да приветствует, который сообщил, что на (сандалиях) есть грязь’’. (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: ‘‘Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит (внимательно) и протрёт свои сандалии, если увидит на них грязь, а потом молится в них’’».

3. Сначала надевается правая сандалия, а затем - левая

* Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую одевают первой и снимают последней».[25]

4. Пить следует сидя

а) Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал пить стоя. Катада[26] сказал: «Мы спросили Анаса: “А есть?” Он ответил: “Это ещё хуже (или: ещё отвратительнее)”».[27]

б) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Никому из вас ни в коем случае не следует пить стоя, а кто забудет (об этом), пусть извергнет из себя выпитое».[28]

в) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший, как один человек пьёт стоя, сказал ему: «Прекрати!» Тот спросил: «Почему?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в свою очередь) спросил: «Порадовало ли бы тебя то, что вместе с тобой стала бы пить кошка?» Тот ответил: «Нет». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «А с тобой пил тот, кто хуже (кошки), - шайтан!»[29]

г) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не позволял людям пить стоя.[30]

Указания на то, что пить стоя дозволено

а) Сообщается, что ан-Наззаль бин Сабра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) ‘Али, да будет доволен им Аллах, подошедший к воротам мечети[31], выпил воды стоя, а потом сказал: “Поистине, я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, делал то же, что сейчас на ваших глазах сделал я[32]”».[33]

б) Передают со слов ‘Амра бин Шу‘айба, что его отец передал, что его дед[34], да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пил как стоя, так и сидя».[35]

в) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я видела, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пил как сидя, так и стоя, и что он молился как босиком, так и в сандалиях, и что(, покидая место молитвы), он уходил как направо, так и налево».[36]

5. Во время питья следует дышать во вне сосуда

а) Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, если же зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается до своего полового органа правой рукой и не подмывается правой рукой”».[37]

б) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пил (что-нибудь), он обычно делал три вдоха и выдоха и он говорил: «Поистине, это больше способствует утолению жажды и это здоровее и приятнее».[38] Анас сказал: «И я тоже делаю три вдоха и выдоха, когда пью».

6. Совершение молитвы в два раката после возвращения из поездки

* Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, возвращался (в Медину) после какой-нибудь поездки, он обычно прежде всего приходил в мечеть и совершал молитву в два раката[39], после чего (некоторое время) сидел там с людьми».[40]

7. Посещение могил

а) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, могилу своей матери, он заплакал, что заставило плакать и всех тех, кто его окружал. (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: ‘‘Я попросил у своего Господа позволения обращаться с просьбами о прощении для неё, но он не позволил мне (делать это), и я попросил у него позволения приходить на её могилу, и Он позволил мне (делать это), так посещайте же могилы, ибо, поистине, они напоминают о смерти’’»[41].

б) Передают со слов Бурайды бин аль-Хусайба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Раньше) я запрещал вам посещать могилы[42], но (отныне) посещайте их, и я запрещал вам питаться мясом жертвенных животных более трёх дней, но (отныне можете) оставлять его у себя, сколько посчитаете нужным, и я разрешал вам (пить) настой из фиников только из бурдюков (особого рода, отныне же можете) пить из любых бурдюков, но не пейте ничего опьяняющего».[43]

В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Раньше) я запрещал вам посещать могилы, но (отныне) посещайте их, ибо, поистине, их посещение послужит напоминанием (о смерти)».[44]

в) Сообщается, что Абу Марсад Канназ бин аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не садитесь на могилы и не молитесь перед ними”».[45]

г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял женщин, часто посещавших могилы.[46]

д) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что каждый раз как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проводил у неё ночь, в конце её он выходил на аль-Баки‘[47] и говорил: «Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит (наш) срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на Баки‘ аль-Гаркад! /Ас-саляму ‘аляй-кум, дара каумин му’минин, ва ата-кум ма ту‘адуна, гадан му‘аджжалюна, ва инна, ин ша’а-Ллах, би-кум ляхыкуна. Аллахумма-гфир ли-ахли Баки‘и-ль-Гаркад!/»[48]

8. Во время молитвы желательно побольше обращаться к Аллаху с мольбами перед произнесением слов таслима[49]

а) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто обращался (к Аллаху с нижеследующей мольбой): «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушения Антихриста, и я прибегаю к Твоей защите от искушения жизни и искушения смерти! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от греха и долга! /Аллахумма, инни а‘узу би-Кя мин фитнати-ль-кабри, ва а‘узу би-Кя мин фитнати-ль-Масихи-д-Даджжаль, ва а‘узу би-Кя мин фитнати-ль-махйа ва фитнати-ль-мамат! Аллахумма, инни а‘узу би-Кя мин аль-ма’сами, ва-ль-маграм!/» (Однажды) кто-то спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Почему ты так часто просишь защиты от долгов?» - на что он сказал: «Поистине, когда человек, обременённый долгами, рассказывает, он лжёт, а когда даёт обещание, нарушает его».[50]

б) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Совершая молитвы вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, (и произнося слова ташаххуда[51]), мы обычно говорили: «Мир /ас-салям/ Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то», но однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал нам: «Не говорите: “Мир Аллаху”, ибо, поистине, Аллах это и есть Мир[52], но говорите: “Приветствия[53], молитвы и (всё) благое Аллаху, мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и всем праведным рабам Аллаха /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-саляввату ва-т-таййибату, ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-наби, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин/”, и, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небе (или: между небом и землёй). (И говорите): “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/”, а потом пусть (каждый) выберет ту мольбу, которая ему нравится, и обратится с этой мольбой к Аллаху».[54]

в) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Произнеся слова ташаххуда, пусть каждый из вас обратится к Аллаху с просьбой о защите от четырёх (вещей) и скажет: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от от мук геенны, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Антихриста! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнам, ва мин ‘азаби-ль-кабр, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат, ва мин фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/»[55]

г) Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел во время молитвы[56], он клал правую кисть на колено и поднимал указательный палец правой руки, обращаясь с мольбами к Аллаху, левая же его рука была разжата и покоилась на другом колене.[57]

д) Передают со слов ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что последним, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, между ташаххудом и таслимом, были слова: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что отложил[58], что делал тайно и явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя! /Аллахумма,-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а‘лянту, ва ма асрафту, ва ма Анта а‘ляму би-хи минни! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Му’аххыру, ля иляха илля Анта!/»[59]

е) Передают со слов Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, что однажды он попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаху во время своей молитвы», и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз[60], а никто, кроме Тебя не простит грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный! /Аллахумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин ‘инди-кя ва-рхам-ни, инна-Кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!/”»[61]

9. Следует приветствовать как знакомых, так и незнакомых людей

* Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какое (проявление) ислама является наилучшим?” - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)[62] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”».[63]

10. Обращение к Аллаху с мольбой того, кто услышит крик петуха, и обращение к Аллаху с просьбой о защите того, кто услышит рёв осла

* Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда услышите крик петуха, просите Аллаха о милости Его, ибо, поистине, (петух) увидел ангела[64], когда же услышите рёв осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана, ибо, поистине, (осёл) увидел шайтана».[65]

11. Совершение молитвы, повернувшись лицом к преграде /сутра/

а) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, втыкал в землю короткое копьё и молился, обратившись к нему лицом.[66]

б) Сообщается, что Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел к нам в полуденную жару. Ему принесли воду и он совершил омовение, после чего совершил с нами полуденную /зухр/ и послеполуденную /‘аср/ молитвы. В это время перед ним находилась (воткнутая в землю) палка с острым наконечником, за которой (во время молитвы) ходили женщины и ослы».[67]

в) Сообщается, что Абу Салих ас-Самман сказал:

- Я видел, как однажды в пятницу, когда Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, совершал молитву, отгородившись чем-то от людей, какой-то юноша из племени бану абу му‘айт хотел пройти перед ним[68], однако Абу Са‘ид толкнул его в грудь. Этот юноша посмотрел (вокруг) и, не видя иной возможности, снова попытался пройти перед ним, но Абу Са‘ид толкнул его ещё сильнее. Тогда тот принялся поносить Абу Са‘ида, а потом явился к Марвану[69] и пожаловался ему на то, как обошёлся с ним Абу Са‘ид, который пришёл к Марвану вслед за ним. (Марван) спросил его: «Что произошло между тобой и сыном твоего брата, о Абу Са‘ид?» (На это Абу Са‘ид) сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если любой из вас станет молиться(, обратившись лицом) к тому, что будет отделять его от людей, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий молитву) оттолкнёт его, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним[70], ибо это - шайтан[71]!”»[72]

12. Совершение дополнительной молитвы дома

а) Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Совершайте часть молитв в своих домах и не превращайте их в могилы[73]».[74]

б) Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) во время рамадана посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, устроил для себя (нечто вроде отдельной) комнаты[75] и стал молиться там ночами, а люди из числа его сподвижников молились, следуя его примеру. Узнав об этом, он стал оставаться (дома), а потом вышел к ним и сказал: «Я видел то, что вы делали, и понял это[76]. О люди, молитесь в своих домах, ибо, поистине, если не считать обязательных молитв, наилучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома!»[77]

в) Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас совершит (обязательную) молитву в своей мечети, пусть что-то из молитв оставит и для своего дома, ибо, поистине, благодаря этой молитве Аллах поместит в его дом благо».[78]

13. Дополнительная утренняя /духа/[79] молитва

а) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кого любил я больше всех /халили/[80], дал мне наказ относительно трёх (вещей), от которых я не откажусь до самой своей смерти: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два раката и совершать витр[81] перед сном[82]».[83]

б) Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[84] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов[85]. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/” есть садака[86], и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/” есть садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого (им) есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /духа/[87]».[88]

14. Совершение дополнительных ночных молитв

а) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал по ночам молитву в одиннадцать ракатов, когда же занималась заря, он совершал молитву в два лёгких раката[89], после чего лежал на правом боку до тех пор, пока к нему не приходил муаззин(, звавший его) на молитву».[90]

б) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, кто-либо видел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобы рассказать ему об этом. При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети. (Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Со всех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно колодцу, по бокам у него стояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я стал повторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” А потом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал об этом сне Хафсе[91], Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: “‘Абдуллах - прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”».

И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного.[92]

в) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Любимым постом Аллаха Всевышнего является пост Дауда, мир ему, и любимой молитвой[93] Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи и молился треть её, (а потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день».[94]

г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”»[95]

д) Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь”».[96]

е) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Какая молитва после обязательной является наилучшей и какой пост является наилучшим после поста во время рамадана?» - и он сказал: «Наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва, а после рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам».[97]

ж) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прибыл в Медину, люди устремились к нему, и все говорили: ‘‘Приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приехал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!’’ – и вместе с другими я тоже пошёл взглянуть на него. Внимательно рассмотрев лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я понял, что оно не является лицом лжеца, а первыми его словами были слова: ‘‘О люди, распространяйте приветствия, кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром’’».[98]

з) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!»[99]

15. Витр

а) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кого любил я больше всех, дал мне наказ относительно трёх (вещей), от которых я не откажусь до самой своей смерти: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два раката и совершать витр перед сном»[100].[101]

б) Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть ваша последняя ночная молитва состоит из нечётного количества ракатов».[102]

в) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз один человек спросил стоявшего на минбаре пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Что ты можешь сказать о ночной молитве?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Ночная молитва (должна состоять из) парных (ракатов)[103], если же появятся опасения(, что уже скоро наступит) утро, (следует) совершить один (ракат, в результате чего общее количество ракатов) этой молитвы станет нечётным».

И ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Пусть ваша последняя ночная молитва состоит из нечётного количества ракатов, ибо делать это велел пророк, да благословит его Аллах и да приветствует».[104]

16. Неуклонное совершение дополнительных молитв до и после молитв обязательных

а) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать (молитву в) два раката до (обязательной) полуденной молитвы /зухр/, и (молитву в) два раката после неё, и (молитву в) два раката после закатной молитвы /магриб/, и молитву в) два раката после вечерней /‘иша/ молитвы, а также (молитву в) два раката после пятничной молитвы /джум‘а/, и что касается добровольных молитв после обязательных закатной, вечерней и пятничной молитв, то я совершал их вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, у него дома».[105]

б) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Шакик сказал:

- Однажды я задал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о том, как совершал добровольные молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и она сказала: «Обычно он совершал в моём доме (молитву в) четыре раката перед обязательной полуденной молитвой, после чего выходил (в мечеть) и молился вместе с людьми, а потом заходил обратно и совершал (молитву в) два раката; и он совершал с людьми обязательную закатную молитву, а потом заходил ко мне и совершал (молитву в) два раката; и он совершал с людьми обязательную вечернюю молитву, а потом заходил ко мне домой и совершал (молитву в) два раката. Кроме того, ночью он совершал витр в девять ракатов и по ночам подолгу молился как стоя, так и сидя[106]; читая (Коран) стоя, он совершал поясные и земные поклоны, и, читая (Коран) сидя, он совершал поясные[107] и земные поклоны, а после того как занималась заря, он совершал молитву в два раката».[108]

в) Сообщается, что Умм Хабиба, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тому, кто в течение дня и ночи станет, совершать двенадцать ракатов[109], за это обязательно будет построен дом в раю”».[110]

г) Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не забывал совершать два раката ни тайно, ни открыто[111]: два раката перед утренней молитвой и два раката после послеполуденной молитвы».[112]

д) Сообщается, что что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни одну из дополнительных молитв пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не совершал столь неуклонно, как (молитву в) два раката утром[113]».[114]

е) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, неизменно совершал (дополнительную молитву в) четыре раката[115] перед обязательной полуденной молитвой и (дополнительную молитву в) два раката перед обязательной утренней молитвой.[116]

ж) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Два раката утренней молитвы лучше мира этого и всего того, что в нём есть».[117]

17. Отряхивание постели перед сном

* Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, так как он не знает, что могло оказаться (на его постели)[118] после него, а потом пусть скажет: “С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/”»[119]

18. Использование сурьмы

* Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, лучше всего для глаз использовать сурьму, ибо она проясняет зрение и способствует росту волос».[120]

19. Ежемесячный трёхдневный пост

а) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кого любил я больше всех, дал мне наказ относительно трёх (вещей), от которых я не откажусь до самой своей смерти: соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два раката и совершать витр перед сном»[121].[122]

б) Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(В своё время) пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью[123] до конца своей жизни!” - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись с перерывами[124], молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту”.[125] Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда, да благословит его Аллах и да приветствует, и это - наилучший пост”, я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” - и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”»[126]

20. Обращение с мольбой о благословении в случае возникновения сомнений относительно совершения чего-либо

* Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел[127] (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (‘аджили амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи/”». (А затем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет».[128]

21. Повторение слов, которые во время азана произносит муаззин

а) Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин”».[129]

б) ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит (муаззин), а потом призовите на меня благословение Аллаха, ибо, поистине, сделавшего это один раз, Аллах благословит за это десять раз. Потом обратитесь к Аллаху с просьбой (привести) меня к “аль-василе”[130], являющейся таким местом в раю, которое подобает занимать только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я, а для того, кто станет просить для меня об “аль-василе”, (моё) заступничество станет обязательным». [131]

в) Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если муаззин скажет: “Аллах велик, Аллах велик /Аллаху акбар, Аллаху акбар/”, а любой из вас скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если потом (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, и если потом (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха”, и если потом (муаззин) скажет: “Спешите на молитву! /Хаййа ‘аля-с-салят!/” - а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/[132]”, и если потом (муаззин) скажет: “Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/” - а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, и если потом (муаззин) скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, а (любой из вас) скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если потом (муаззин) скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, а (любой из вас) от сердца скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, он войдёт в рай».[133]

22. Обращение к Аллаху с мольбой перед тем как двинуться в путь

* Сообщается, что ‘Али бин Раби‘а сказал: «(Однажды) я видел, как к ‘Али бин Абу Талибу подвели верховое животное, чтобы он сел на него. Вдев ногу в стремя, он произнёс слова “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, а когда выпрямился в седле, сказал: “Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему!” Потом он трижды произнёс слова “Аллах велик”, а потом сказал: “Слава Тебе! Поистине, я сам себя обидел[134], прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Субхана-кя! Инни залямту нафси, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/” - после чего рассмеялся. Его спросили: “О повелитель правоверных, почему ты смеёшься?” – (на что ‘Али, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал то же самое, что сейчас сделал я, а потом рассмеялся, и я спросил (его): «О посланник Аллаха, почему ты смеёшься?» В ответ он сказал: «Поистине, Господь твой любит, когда Его раб произносит слова “Прости мне грехи мои! /Игфир ли зунуби!/” - (и Он говорит): “Он знает, что никто не прощает грехи, кроме Меня”».[135]

23. Посещение друг друга ради Аллаха

* Сообщается, что Абу Идрис аль-‘Абди (или аль-Хауляни) сказал:

- (Как-то раз) я находился в собрании, где присутствовало двадцать человек из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, среди которых был красивый молодой человек с чёрными глазами и ослепительно белыми зубами[136]. Если они расходились во мнениях, то обращались к нему, а он говорил своё слово, и они соглашались с ним, и оказалось, что этим человеком был Му‘аз бин Джабаль[137]. На следующий день я пришёл (в мечеть и увидел, что) он молится, повернувшись лицом к колонне, а когда он закончил молиться и замолчал, я сказал ему: «Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя ради величия Аллаха!» Он спросил: «(Клянёшься, что) ради Аллаха?» - и я ответил: «Ради Аллаха!» Тогда он сказал: «Поистине, любящие друг друга ради Аллаха окажутся в тени (трона) Аллаха в тот День, когда иной тени, кроме тени его не будет, и будут установлены для них сиденья из света, и позавидуют их встрече с Всемогущим и Великим Господом пророки, правдивейшие и шахиды».

(Абу Идрис) сказал:

- Впоследствии я рассказал об этом ‘Убаде бин ас-Самиту, и он сказал: «Я могу сказать тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (поведавшего, что Аллах Всевышний сказал): “Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, ничего не жалеющих ради Меня и поддерживающих друг с другом дружбу и связь ради Меня”».[138]

Шу‘ба[139] был не уверен относительно того, что именно было сказано – “поддерживающих друг с другом связь” или “посещающих друг друга”.

24. Непременное обращение к Аллаху с мольбой перед тем как тронуться в путь

* Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/”, а потом говорил: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии[140], а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье[141]; о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного(, что может случиться) с имуществом и семьёй[142]! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас’алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква, ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату филь-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘са’и-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари, ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахль!/» Возвращаясь же, он повторял эти слова и добавлял к ним (следующее): «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун/».[143]

25. Постоянное использование зубочистки[144]

а) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины (или: для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой”.[145]

б) Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поднимался ото сна для совершения добровольной ночной молитвы, он всегда очищал рот зубочисткой”.[146]

в) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, войдя к себе домой, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прежде всего брался за зубочистку.[147]

г) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Десять (вещей) являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды[148], (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание усов, промывание суставов пальцев, выщипывание волос подмышками[149], сбривание волос с лобка и (использование) воды для подмывания».

Один из передатчиков этого хадиса сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но, возможно, что речь шла о полоскании рта».[150]

д) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Зубочистка служит для очищения рта и является угодной Господу».[151]

26. Умеренность в еде, питье и расходах

а) Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что, посылая его в Йемен, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ни в коем случае не позволяй себе погрязнуть в роскоши, ибо, поистине, рабы Аллаха не принадлежат к числу роскошествующих».[152]

б) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вплоть до самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, (члены) его семьи (никогда) не ели досыта в течение трёх дней подряд».[153]

в) Сообщается, что ‘Аиша, жена пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказала: «До самой своей смерти посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не ел досыта хлеба с оливковым маслом дважды в течение одного дня».[154]

г) Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: «Одно ложе предназначено для самого человека, второе для его жены, третье – для гостя, а четвёртое – для шайтана».[155]

д) Передают со слов ‘Амра бин Шу‘айба, что его отец передал, что его дед[156], да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ешьте, подавайте милостыню и одевайтесь, не предаваясь излишествам и не скупясь”».[157]

е) Сообщается, что аль-Микдам бин Ма‘дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть - для питья, а ещё треть (останется пустой) для (лёгкости) дыхания”».[158]

ж) Сообщается, что ‘Амр бин ‘Ауф аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, являвшийся союзником (племени) бану ‘амир бин лу’айй и принимавший участие в битве при Бадре, сказал: «(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха в Бахрейн[159], чтобы он привёз подушную подать(, собранную с жителей этой области), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заключил мир с жителями Бахрейна, назначив управлять ими аль-‘Аля бин аль-Хадрами. (Когда) Абу ‘Убайда привёз деньги из Бахрейна, а ансары узнали о его приезде, они явились на утреннюю молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, провёл с (ансарами) эту молитву, они подошли к нему, (показывая своим видом, что хотят о чём-то спросить,) он же, увидев их, улыбнулся и сказал: “Я думаю, вы услышали о том, что Абу ‘Убайда что-то привёз”. Они сказали: “Да, о посланник Аллаха!” - (пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Тогда радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! (Однако,) клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали (жившие до вас), и это погубит вас, как погубило их!”»[160]

27. Постоянное поминание Аллаха

а) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его[161]: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху; человека, сердце которого подвешено в мечетях[162]; (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь[163] (только) ради Него; мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего”».[164]

б) Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мёртвому».[165]

в) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием, когда же они находят людей, которые поминают Всемогущего и Великого Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): “Идите к тому, что вы ищите!” И они окружают (таких людей) своими крыльями(, поднимаясь) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь,) Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: “Что говорят рабы Мои?” (Ангелы) отвечают: “Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя”.[166] Тогда (Аллах) спрашивает: “Видели ли они Меня?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели”. (Тогда Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели Меня?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще”. (Тогда Аллах) спрашивает: “О чём же они просят (Меня)?” (Ангелы) отвечают: “Они просят Тебя о рае”. (Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой[167], они его не видели”. (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше”. (Аллах) спрашивает: “А от чего они просят защиты?” (Ангелы) отвечают: “От пламени (ада”. Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели”. (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы избежать его и страшились бы его ещё сильнее”. (Тогда) Аллах говорит: “Призываю вас засвидетельствовать, что Я простил их!” И один из ангелов говорит: “Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по (какому-то своему)[168] делу”. (Тогда Аллах) говорит: “Они - (такие люди), товарищ которых не попадёт в бедственное положение”».[169]

г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,[170] и Я нахожусь вместе с ним,[171] когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их.[172] Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”»[173]

д) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «“Аль-муфарридуна” опередили».[174] (Люди) спросили: «А (кто такие) “аль-муфарридуна”, о посланник Аллаха?» - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «(Это) мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха».[175]

е) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек попросил: “О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много[176], так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться”. (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Пусть язык твой без устали поминает Аллаха”».[177]

ж) Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): “Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[178], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?” Они сказали: “Конечно!” - (и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “(Это -) поминание Аллаха Всевышнего”».[179]

28. Следует требовать отчёта у самого себя

а) Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Спросите с себя сами, прежде чем спросят с вас, и взвесьте души ваши[180], и постарайтесь украсить себя для величайшего предстояния(, ведь Аллах Всевышний сказал): “В тот День поставят вас (пред Аллахом), и не останется скрытой ни одна из тайн ваших” [181]».[182]

б) Сообщается, что Маймун бин Михран сказал: «Человеку не прийти к благочестию до тех пор, пока он не станет спрашивать с самого себя так же, как спрашивает со своего сотоварища, и пока не будет он знать, откуда берутся его одежда, еда и питьё».[183]

29. Слова поминания Аллаха, которые произносятся после обязательных молитв

а) Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: “О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир[184], благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! /Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/”»

Аль-Ауза‘и, одного из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении?» - (на что) он ответил: «Говори: “Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении /Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах/”».[185]

б) Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство[186] обладающего богатством[187] /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/”».[188]

в) Сообщается, что в конце каждой молитвы после таслима ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах Всевышний ими обоими, обычно произносил (такие слова): «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может! И нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, нет бога, кроме Аллаха, и не поклоняемся мы никому, кроме Него; Он обладает богатством и совершенством и Ему - прекрасная похвала. Нет бога, кроме Аллаха, а мы искренни пред Ним в религии[189], даже если это и ненавистно неверным! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир! Ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи, ля иляха илля-Ллаху, ва ля на‘буду илля ийа-ху, ля-ху-н-ни‘мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун!/»

Ибн аз-Зубайр сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно произносил эти слова в конце каждой молитвы[190]».[191]

г) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто после каждой молитвы[192] будет по тридцать три раза произносить слова “Слава Аллаху”, и слова “Хвала Аллаху”, и слова “Аллах велик”, на сотый раз говоря: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может”, простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской».[193]

д) Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Только смерть будет отделять от рая того, кто после каждой молитвы станет читать айат трона[194]».[195]

е) Передают со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его за руку и воскликнул: «О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя!» - а потом сказал: «Наказываю тебе, о Му‘аз, ни в коем случае не забывай в конце каждой молитвы говорить: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, и благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе /Аллахумма, а‘инни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/”».[196]

30. После утренней молитвы желательно посидеть на месте её совершения, пока не взойдёт солнце

* Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не поднимался с того места, на котором он совершал свою утреннюю молитву, пока не всходило солнце, а после того как оно всходило, вставал. (В этот период люди разговаривали, вспоминали о том, что было во времена джахилийи[197] и смеялись, а он улыбался».[198]

31. Неуклонное повторение слов поминания Аллаха по утрам и вечерам

а) Передают со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Господином обращений к Аллаху с мольбами о прощении[199] являются (такие слова) раба (Его): “О Аллах, Ты - Господь мой, и нет бога, кроме Тебя; Ты создал меня, а я - Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе[200], пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-кя, ва ана ‘аля ‘ахди-кя ва ва‘ди-кя ма-стата‘ту. А‘узу би-кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-кя би-ни‘мати-кя ‘аляййа, ва абу’у би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/” Тот, кто произнесёт (эти слова) днём, будучи убеждённым (в том, что он говорит), и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей рая, и тот, кто произнесёт их ночью, будучи убеждённым (в том, что он говорит), и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей рая».[201]

б) Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ничто не повредит такому рабу (Аллаха), который утром и вечером каждого будет по три раза говорить: ‘‘С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, (ведь) Он – Слышащий, Видящий /Би-сми-Ллях аллязи ля йадурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арди ва ля фи-с-сама’и, ва хуа-с-Сами‘у-ль-‘Алим/’’».[202]

в) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В День воскресения никто не принесёт с собой ничего лучшего, чем тот, кто утром и вечером будет по сто раз повторять: “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, если не считать (человека), который станет говорить нечто подобное или добавлять (к этому что-нибудь)».[203]

г) Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что с наступлением вечера пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил: «Вечер настал для нас и для (всего подвластного) Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища /Амсайна ва амса-ль-мульку ли-Лляхи, ва-ль-хамду ли-Лляхи, ля иляха-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху/».

Передатчик (этого хадиса) сказал: «Я думаю, что (наряду с этими словами пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также) говорил: “Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может. Господь мой, прошу Тебя о благе того, что будет этой ночью, и благе того, что за ней (последует), и прибегаю к Твоей защите от зла того, что будет этой ночью, и зла того, что за ней (последует)! Господь мой, прибегаю к Твоей защите от нерадения и (злополучия) старческой дряхлости; Господь мой, прибегаю к твоей защите от мучений огня и мучений могилы! /Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир. Рабби, ас’алю-кя хайра ма фи хазихи-ль-ляйляти, ва хайра ма ба‘да-ха! Рабби, а‘узу би-кя мин аль-кясали, ва су’и-ль-кибари, Рабби, а‘узу би-кя мин ‘азабин фи-н-нари, ва ‘азабин фи-ль-кабр!/” А когда наступало утро, (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) также говорил: “Утро настало для нас и для (всего подвластного) Аллаху … /Асбахна, ва асбаха-ль-мульку ли-Ллях … /”»[204]

д) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Хубайб, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Как-то раз) дождливой и очень тёмной ночью мы отправились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, желая, чтобы он обратился за нас с мольбой. Я подошёл к нему, и он сказал: «Произноси», но я ничего не сказал. Он снова сказал: «Произноси», но я опять ничего не сказал. Он (в третий раз) сказал: «Произноси», и тогда я спросил: «Что же мне произносить?» Он сказал: «Произноси (слова): ‘‘Скажи: ‘‘Он, Аллах, Один … ’’ [205] и (читай) ‘‘му‘ввизатейн’’[206] по три раза утром утром и вечером, и этого будет для тебя достаточно для защиты от всего».[207]

е) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, скажи, какие слова мне следует произносить утром и вечером», и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Говори: “О Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла собственной души(, а также) от зла шайтана и его многобожия[208] /Аллахумма, Фатира-с-самаввати ва-ль-арди, ‘Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Рабба кулли шай’ин ва Малика-ху, ашхаду алля иляха илля Анта, а‘узу би-кя мин шарри нафси ва шарри-ш-шайтани ва ширки-хи/”». (А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Произноси (эти слова) утром, вечером и когда будешь ложиться в постель» (Абу ‘Иса сказал: «Это – хороший достоверный хадис»).[209]

ж) Передают со слов Абу Салляма, что однажды, когда он находился в мечети Химса, мимо него прошёл какой-то человек, и (люди) сказали: «Этот (человек) был слугой п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: