Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Потребительский выбор. Кардиналистский подход.

Ординалистский подход к изучению полезности.

Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя.

 

Перед каждым потребителем стоят три вопроса:

1.Что купить?

2. Сколько стоит?

3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Для этого необходимо выяснить: полезность вещи для потребителя, исследовать цену, определить доход потребителя.

Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя.

Полезность блага (utility of good) - способность экономического блага удов­летворять человеческие потребности.

Исторически первым появился количественный подход к определению полезности. (К. Менгер, Бен-Баверк, У. Джеванс, Л. Вальрас). В основе количественного подхода лежит гипотеза, что полезность может быть измерена только субъективно. Стали использовать некие абстрактные единицы «ютиль».

Общая полезность (TU total utility) с увеличением количества благ постепенно возрастает и достигает максимума в точке, когда благо полностью удовлетворило данную потребность. Дальней­ший прирост потребления блага приносит уже вред и снижает об­щую полезность.

Предельная полезность (MU marginal utility) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

TU MU

Q

Q

Рис1. общая полезность Рис.2 предельная полезность

 

Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Предельная полезность по мере увеличения потребления блага убывает. Этот закон убывающей предельной полезности сформулирован нем.экономистом Германом Госсеном (!810-1858). Потребитель достигает максимального удовлетворения, если он покупает товарный набор такой, что: MUa/Pa= MUb/Pb…λ
Соотношение предельной полезности к ценам товаров по всем направлениям покупок одинаково. Этот подход сейчас опять взят на вооружение в условиях неопределенности.

В современной теории потребительского выбора предполагается:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

 

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5 .Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

 

2. ОРДИНАЛИСТСКИЙ (ПОРЯДКОВЫЙ) ПОДХОД
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛЕЗНОСТИ

Принципиально новый шаг к определению полезности дал В. Парето. С его именем связан переход от количественного к порядковому подходу определения полезности от потребителя. При этом подходе не требуется умения измерять полезность блага в каких-то искусственных единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.
Порядковый подход основан на ряде аксиом:
1. Аксиома совершенной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношения предпочтения / - / и безразличия / - /. Это значит, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А - В, либо В - А, либо А В (т. е. А и В равноценны).
2. Аксиома транзитивности. Если А - В, В - С, то А С.

3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньше всех компонентов, чем набор В, то А - В,

4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от потребления других.

В последнем предположении есть исключения:
1) эффект присоединения к большинству;
2) эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы);

3) эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

Задача максимизации полезности при этом подходе сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

3. Кривые безразличия. Бюджетная линия

Совокупность предпочтений графически изображается с помощью система кривых и карт безразличия.

Кривая безразличия - это множество точек, каждая из ко­торых представляет такой набор из 2 товаров, что потребите­лю безразлично, какой из них выбрать. Безразличие не означает равнодушие. Любые комбинации товаров одинаково хороши для потребителя (А=В), так как приносят одинаковую полезность (ТU=const). Карты без­различия - это совокупность кривых безразличия.

Свойства кривых безразличия:

  • Кривая безразличия, лежащая выше и прав ее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров для данного потребителя.
  • Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.
  • Кривые безразличия никогда не пересекаются.
  • Кривая безразличия может быть проведена через лю­бую точку пространства товаров.
  • Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Различают 3 варианта кривых безразличия:

1- полные субституты (взаимозаменяемые товары);

2 - взаимодополняемые (комплементарные);

3 - чем больше степень комплементарности, тем более вы­пукла к началу координат.

Кривая безразличия представляет собой графическое изображение предпочтений потребителя. Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее уда­ленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в средствах. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Тов.х

Тов.у

Если I- доход, Px и Py- цены товаров. Тогда доход потребителя равен сумме расходов I= Px*X+Py*Y, преобразуем Y=I/Py-Px/ Py*X- уравнение бюджетной линии. Ее наклон зависит от соотношения цен. При увеличении бюджета она сдвигается вправо, при уменьшении - влево. В положение KL1- при понижении цены товара. Все товарные наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю.

Для решения вопроса о том, какой товарный набор выберет потребитель, необходимо бюджетную Линию KL совместить с картой безразличия.

 

Из всех доступных товаров потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала коорди­нат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему мак­симум удовлетворения. Он содержит Уе товара У и Хе товара Х. В точке Е бюджетная линия касается кривой безразличия. В точке Е выполняется равенство Рх / Ру = MRSxy. Данное равенство представляет собой условие /оптимума/ потреби­теля. При этом условии потребитель максимизирует полез­ность в рамках бюджетного ограничения.

В случае увеличения дохода при неизмененных це­нах бюджетная линия будет параллельно смещаться впра­во вверх. Потребитель будет переходить на более выгодную кривую безразличия. Возникает новое равновесие в точке Е2. Соединив все точки равновесия, получим кривую, которую Дж. Хикс назвал кривой «доход-потребление». Она показы­вает, как меняется структура потребления в связи с ростом дохода. Немецкий статистик Э. Энгельс установил, что при росте дохода потребление благ первой необходимости растет медленнее, чем вторичных благ.

 

Современные исследования показывают, что с ростом дохода прежде всего происходит насыщение продовольствен­ными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее - высококачественными товарами и услугами.

Допустим, что доход остается величиной постоянной, а цен одного из товаров меняется.

К примеру, цена товара Х снижа­ется. При этом бюджетная линия занимает положение KL. Покупатель теперь может приобрести больше товара Х, если из­расходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривая безразличия. Равновесие смещается из точки Е в точ­ку Е2. Соединив их, получим линию, называющуюся «цeнa – потребление».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: