Тема 4: Профессиональная компетентность и культура учителя.
План.
- Модель профессиональной компетентности учителя.
- Теоретическая готовность к пед. деятельности.
- Практическая готовность к пед. деятельности.
- Педмастерство и культура учителя.
- Модель профессиональной компетентности учителя.
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности, которое характеризует его профессионализм (А.И. Мищенко).
Содержание профессиональной компетентности педагога определяется его квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика – это обобщенные требования к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как совокупность общих и частных педагогических умений.
Выделяют 4 группы умений:
- Умение ставить педагогические задачи в виде конкретных задач и обучения и воспитания.
- Умения программировать способы пед. взаимодействий.
- Умения выполнять пед.действия.
- Умения изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.
|
|
- Теоретическая готовность к пед. деятельности.
Проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить и включает:
1) Аналитические компетенции, которые складываются из частных умений:
- расчленять педагогические явления на составляющие элементы
- осмысливать каждое пед. явление
-диагностировать пед.явления
- вычленять основную пед. задачу и определять способы ее оптимального решения
2) Прогностические компетенции:
- умение прогнозировать развитие коллектива
- умение прогнозировать развитие личности
- умение прогнозировать ход пед. процесса
Проективные умения предполагают реализацию пед. прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания:
- переводить цели и содержание образование в конкретные пед. задачи
- учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы и т.д. при определении пед. задач
- отбирать виды деятельности в соответствии с поставленными задачами
- планировать индивидуальную работу с учащимися
- выбирать оптимальные формы, методы и средства педагогического процесса
3)Рефлексивные компетенции (контрольно – оценочная деятельность, направленная на себя (самоанализ деятельности):
- правильность постановки целей
- соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам
- эффективность методов, приемов пед.деятельности
- причин успехов, затруднений, неудач в ходе обучения и воспитания
- соотнесения опыта своей деятельности с научными критериями и рекомендациями
|
|
Практическая готовность к пед. деятельности.
Выражается во внешних компетенциях, которые представлены организаторскими и коммуникативными умениями.
К организаторским компетенциям относятся:
Ø Мобилизационные компетенции
- развитие устойчивого отношения к учебе, труду и др. видам деятельности
- формирование потребности в знаниях
- формирование творческого отношения к окружающему миру
- использование методов стимулирования.
Ø Информационные компетенции
- умение работать с источниками информации
- ясно и четко излагать учебный материал
- формулировать вопросы в доступной форме
- применятьТСО, средства наглядности и т. д.
Ø Развивающие компетенции
- создание условий для развития познавательных процессов у учащихся
- стимулирование познавательной самостоятельности
- осуществление индивидуального подхода к учащимся
Ø Ориентационные компетенции
- формирование морально – ценностных установок и научного мировоззрения, отношения к труду, идеалов и мотивов поведения
- привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке профессиональной деятельности
- организация совместной творческой деятельности
К коммуникативным компетенциям относятся:
Ø Перцептивные компетенции (связаны с восприятием человека человеком) включают умения:
- проникать в суть других людей
- определять характер переживаний и состояние человека
- видеть главное в другом человеке и т.д.
Ø Компетенции собственно общения:
- моделирование предстоящего общения и установление психологического контакта с классом
- создание обстановки коллективного поиска, совместной творческой деятельности
- формирование настроенности учащихся на общение с педагогом и т.д.
Ø Компетенции педагогической техники:
- умение выбирать подходящий способ общения
- управлять вниманием, темпом деятельности учащихся
- показывать свое отношение к поступкам учащихся
- речевые умения педагога (дикция, интонация, использование мимики ижестов и т.д.)
- умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, вызывать чувства, необходимые в данной ситуации.
4. Педмастерство и культура учителя (обсуждение на следующем занятии)
Д.з. Найти и выписать определение понятий «пед.мастерство», «педагогическая культура». (глава 3 п.4 и Интернет – ресурсы)