Наблюдаем круглый год

Информация о проведённых мероприятиях в рамках наблюдений за птицами

в средней группе МБДОУ детского сада №3 «Радуга»

 

Ещё в младшей группе я заметила, с каким интересом дети наблюдают за птицами: затаив дыхание смотрят на сороку, которая носит строительный материал для своего гнезда, какие большие прутики поднимает на вершину сосны, как суетится, трудится с утра до вечера. Отметив этот интерес, я подготовила материал для более полного ознакомления с жизнью птиц в весенний период времени.

 

Мы наблюдали за тем, как всё больше и больше птиц появляются на нашем участке. Откуда? Тут я и ввела понятие «перелётные птицы». Рассматривали иллюстрации, сравнивали внешний вид этих птиц, находили отличия, наблюдали за гнёздами. С большим удовольствием дети раскрашивали изображения птиц, лепили из пластилина, делали аппликации. Очень быстро запомнили названия перелётных птиц и уже могли безошибочно назвать ту или иную птицу.

 

Открытием для детей было то, что птенцы могут выпасть из гнезда, и что подросшие птенцы называются «слётки». Слётков полевых воробьёв и сорок мы видели на участке детского сада. Их родители беспокойно кричали, летая возле птенцов. Дети узнали о том, что брать птенцов, если им не угрожает опасность, нельзя, потому что родители приносят им корм и птенцы постепенно научаются летать.

 

Наступила осень. Дети сами заметили, что пение птиц прекратилось. Раздавалось только чириканье воробьёв да карканье ворон. Не видно скворцов, которые сновали летом возле скворечника, не кричит пронзительным голосом сорокопут. Куда же подевались остальные птицы?

 

Стали вместе выяснять, почему они улетели. На прогулке заметили, что насекомых-то не видно, чем же птицам питаться? Становилось всё холоднее и холоднее – вот поэтому наши пернатые друзья, которые радовали нас песнями всё лето, и улетели.

 

Пришла зима. Зима в нашей местности часто бывает очень морозной и затяжной. На прогулках дети отметили, как воробушки распушили пёрышки и жмутся поближе к человеческому жилью. Чем же они будут питаться, ведь зима самое голодное время для птиц? И мы решили изготовить кормушки и подкармливать зимующих в нашей местности птичек.

 

Изготовленные родителями кормушки развесили на участке и на балконе. Но прежде чем подкармливать, уяснили правила:

- не кормить, а именно подкармливать, чтобы птицы не потеряли природный навык – самим отыскивать корм;

- чистить кормушки будут только взрослые;

- не приносить корм, непригодный для питания птиц (жареные семечки, чёрный хлеб, корм с плесенью, солёное сало);

- корм насыпать будем 1 раз в день.

 

И вот, с 1 декабря в рамках экологического природоохранного проекта «Покормите птиц зимой», мы начали подкармливать птиц и наблюдать за ними. На каждый месяц сделали календарь и отмечали гостей, которые побывали на нашей кормушке.

 

В начале декабря гостили только воробушки (полевые воробьи). Но становилось всё холоднее и холоднее. Поближе к жилью стали прилетать синички (гаички и восточные), юркие поползни, гостили также пёстрый и седой дятлы. Сороки пытались пробраться, но потерпели неудачу – слишком крупные! Со временем и они изловчились пробираться к корму. С каким удовольствием дети наблюдали за ними! В такие минуты в группе была идеальная тишина.

 

Потом дети делились своими впечатлениями друг с другом и со мной, радовались, восхищались. Миша Т., Лера Л., Полина С. попытались считать птиц, но не смогли, ведь детям только по 4 годика. Я сама начинала считать, на воробьи такие шустрые, суетливые, по кормушке очень быстро передвигаются, отталкивают друг друга, ещё успевают и почирикать во время трапезы, поэтому посчитать их просто невозможно! Мы оставили эту затею. Просто, помещали в определённую клеточку календаря изображения птиц, которые побывали у нас в гостях.

 

На занятиях по вариативной образовательной программе «Птичка» много нового и интересного узнали о зимующих птицах. Посмотрели мультимедийные презентации о зимующих птицах. Прочитали много художественной литературы о жизни птиц. Особенно дети интересовались воробушками, ведь дети и воробушки очень похожи – такие же шустрые непоседы.

 

Закончился февраль, и мы решили больше не подкармливать птиц. Теперь они сами могут прокормиться. Но в марте выпал снег и дети сами предложили положить им корм: голодные птицы сидели около кормушек. Теперь они не так боялись детей, которые наблюдали за ними у балконного окна. Ещё несколько дней мы подсыпали птицам корм.

 

В апреле мы будем встречать перелётных птиц. На территории нашего детского сада весной появляются грачи, летом в скворечнике выводят птенцов малые скворцы, залетают зимородки, удоды и кукушки.

 

Я постараюсь, чтобы интерес к жизни птиц не угас и дети продолжали помогать птицам: весной строить скворечники, зимой – кормушки. Очень надеюсь, что дети никогда не возьмут в руки рогатку, не разорят птичьего гнезда и объяснят другим, что делать этого нельзя.

 

 

Фридолина Валентина Ивановна, воспитатель средней группы

МБДОУ детского сада№3 «Радуга»

Приморский край, г. Спасск-Дальний,

2017 год

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: