Игра дошкольников в условиях семейного воспитания

Дома у детей больше времени для игр, чем в детском саду. Причём в семейной обстановке общение взрослых с ребёнком на фоне доверительных отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте ещё является фактически игрой.

При правильном руководстве со стороны родителей и педагогов детского сада игровые навыки у детей формируются во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки мать может предложить трёхлетнему сыну или дочке кукольный таз, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером за семейным ужином рассказать, как хорошо трудился Саша (Оля). Можно попросить ребёнка помыть в этом же тазу куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома, и он способен выполнять её самостоятельно.

Взрослые должны понимать, что ребёнку важно с самых ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.

Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, устраиваемых в повседневной жизни.

В семье ребёнок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, отражающие быт семьи, взаимоотношения между её членами могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, внимания, нежности, чуткости, отзывчивости ко всем окружающим.

Родители старших дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребёнка, подготовки его к школе. И покупают главным образом «умные» игрушки: настольно-печатные, электрифицированные, механические.

Стремясь с ранних лет готовить ребёнка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучением письму, счёту, чтению. Некоторые молодые неуверенные в себе мамы и папы, боясь, что игра подорвёт их авторитет, помешает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Однако, ребёнок, несмотря на то, что ему внушают, наказывают его, растёт непослушным.

Родители воспитывают детей в процессе повседневного общения. Это осуществляется естественно, каждодневно, но вместе с тем и стихийно. Они уделяют много времени физическому развитию детей, особенно маленьких. Однако, решаться должны и другие воспитательные задачи. В бытовой деятельности взрослым понятна необходимость помочь ребёнку (одеться, раздеться, накормить, уложить). Цели и задачи игры для людей, не знакомых с педагогикой, не лежат на поверхности. Они скрыты за действиями ребёнка с игрушками, а потому и не осознаются как педагогически ценные.

Большинство отцов и матерей убеждены: если игра – самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Ребёнок должен самостоятельно играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Приведём примеры типичных высказываний родителей: «В руководстве игрой дочь не нуждается. Она сама нас вовлекает в игру. Мы у неё в подчинении», «Руководить игрой? Ребёнок должен играть сам!», «Обычно мы не вмешиваемся в игры, дети играют самостоятельно».

Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие в игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, наблюдая за ростом и развитием ребёнка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.

Интересны в этом плане впечатления родителей, периодически играющих с детьми: «Игра с сыном даёт мне ощущение радости, семейного счастья», «Играя с сыном, открываю в нём новые удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь», «Испытывать радость от общения с детьми. Игры способствуют росту духовного родства между нами», «Узнаю себя в играх дочери. Знаю на какую тему поиграть с ней в другой раз». Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника.

В детском саду большое значение придаётся подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные друзьями, родственниками родителей. Как правило взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное – доставить ребёнку радость, сиюминутное удовольствие.

В результате у девочек скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков – всевозможные игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по своему содержанию играм: у девочек – в основном в «Семью», «Детский сад», у мальчиков – в «Воинов», «Шофёров».

Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и с мягкими игрушками, отображающими людей и животных. В результате в детском саду они пытаются уклониться от сюжетно-ролевых игр, например в «Семью».

Покупая игрушки для «девочек» и для «мальчиков» родители тем самым формируют игровые интересы детей. Получая то, что предлагают, ребёнок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим. Психологами установлено: в младшем дошкольном возрасте мальчики по предложению воспитателя играют с девочками, но постепенно интересы расходятся, и к семи годам лишь незначительная часть мальчиков включается в игры с девочками. Причём ребёнок, выбирая роль папы, не знает, что ему нужно делать и потому старается уклониться от сюжетно-ролевой игры, предпочитая бегать, кричать, размахивать игрушкой. Такие игры отрицательно влияют на неокрепшую нервную систему ребёнка, и ведут к одностороннему развитию ребёнка.

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности. В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба), и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.).

Предметом особого разговора являются игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим не броским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей наборов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.

Для режиссерских игр можно приобретать или изготавливать вместе с ребенком миниатюрные игрушки, что ещё интереснее для ребёнка, т.к. он в полной мере сможет почувствовать себя в роли творца и художника. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (детское лото, домино). Самое главноезаранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Нужно продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации, можно «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку, фотографировать и т. п.) и только после этого убирать игрушки для хранения.

Не бойтесь вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Ребёнок учится, не только играя и манипулируя предметами сам, но и на опыте окружающих, тем более близких людей.В первое время можно понаблюдать за играми ребенка дома и рассказать (по желанию) о них воспитателям, выяснив, чем отличаются игры в группе от игр дома. Сравнив, вы сможете дополнить игровую развивающую среду у вас дома.Главное, проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить. Тактично, но не навязчиво, предлагать свою помощь в создании игровой среды: «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.

Отказ ребенка нужно воспринимать как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка постарайтесь расценивать, как проявление доверия и уважения за вашу деликатность и такт. Взрослым важно проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью принять ее. Тактично подключившись к уже начавшейся игре ребенка, принимайте дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка, старайтесь уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»). Действуя в роли, родителям важно проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль они исполняют. В случае затруднений не нужно теряться, прекращать игру, а нужно спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»). В процессе совместной игры старайтесь побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль. Необходимо стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог. Постарайтесь положительно относиться к появлению в рассказах и играх детей воображаемых партнеров. Полезно серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком приключения, которые якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком и даже роботом или милиционером и т. п. Постепенно нужно способствовать формированию у детей самого сложного способа построения игры — совместного сюжетосложения, под которым понимается умение ребенка выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером. Нужно научить детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами. Наравне с взрослым, ребёнку можно доверять выступать в качестве партнера и носителя правил игры. Важно не проявлять снисхождения к детям старшего дошкольного возраста при выполнении правил и не подстраиваться под них, подводить ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть. По окончании игры необходимо выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас для участия в новой игре.

 

 

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л. С. Выготский. — М: Изд-воСмысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

2. Иванова, В.М. Игра дошкольников в условиях семейного воспитания / В. М. Иванова // Игра дошкольника / под ред. С.Л.Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.— С. 194-201.

3. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-sozdanie-uslovii-v-seme-dlja-razvitija-igrovoi-dejatelnosti.html

4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/23/igra-doshkolnikov-v-usloviyakh-semeynogo-vospitaniya

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: