Методы, формы и средства СКД
Методы СКД
I. По источнику получения информации (словесные – объяснение, разъяснение, пояснение, рассказ, лекция и т.д.; наглядные – демонстрация, иллюстрация, практические – упражнения, тренинги).
II. По способу организации мыслительной деятельности (репродуктивные, проблемно-поисковые, эвристические)
III. По целям и содержанию СКД
1. Методы образовательной, информационно-просветительной деятельности – изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков; показ, просмотр кинофильмов, иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении мероприятий) и т.д.
2. Методы воспитательной деятельности, формирования общественного сознания личности (убеждение, пример, поощрение, порицание и т.д.)
3. Методы культуротворческой деятельности ( методы постановки творческих задач, методы подводящих упражнений, методы организации творческого поиска, репетиция, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей и т.д.)
|
|
4. Методы рекреативной деятельности (методы вовлечения в игровые и развлекательные мероприятия, организации игрового соревнования, методы организации взаимодействия участников, методы стимулирования культурного отдыха и т.д.
5. Методы включения в социально-культурную деятельность и повышения социально-культурной активности – практическое задание, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание и т.д.
6. Методы организации досугового общения и влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения).
IV. По используемым средствам
- словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование);
- наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);
- методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный);
- методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации).
V. По степени самостоятельности человека в процессе СКД (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия).
|
|
VI. Методы исследования СКД: теоретические и практические.
Формы СКД
I. По количеству участников
- массовые,
- групповые, коллективные
- индивидуальные.
II. По целям СКД
- формы информационно-просветительной и образовательной деятельности ( лекции, доклады, беседы, «круглые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.);
- формы воспитательной деятельности
- формы культуротворческой деятельности,
- формы рекреативной деятельности ( зрелищно-развлекательные – праздники, концерты, фестивали, обряды и т.п.; игровые – всевозможные индивидуальные и командные состязания, конкурсы; спортивно-оздоровительные – эстафеты, спартакиады, командные спортивные игры; экскурсионно-туристические).
III. По содержанию СКД
- устно-презентативные (лекции, встречи, вечера вопросов и ответов);
- художественно-публицистические (вечера, массовые представления);
- художественно-зрелищные (концерты, спектакли, кинопоказы, видеодемонстрации, выставки, смотры, фестивали);
- беседно-дискуссионные (обсуждения, диспуты, конференции);
- обрядово-праздничные (обрядовые торжества, праздники, балы, карнавалы, массовые гуляния);
- состязательно-игровые (массово-затейные программы, игровые конкурсы, турниры, олимпиады);
- экскурсионно-туристические (экскурсии, походы, экспедиции и т.д.).
Примеры форм мероприятий:
бал
вечер (тематический, творческий, музыкальный, литературный)
встреча
выставка
гуляние
дискотека
дискуссия
диспут
игра
игровая программа
карнавал
кинопоказ
композиция музыкально-литературная (литературно-музыкальная)
конкурс
конференция
концерт
круглый стол
лекторий
лекция
мастер-класс
олимпиада
поход
праздник (государственные, традиционные календарные, традиционные школьные, дни рождения)
представление (массовое, театрализованное, шоу-программа и т.д.)
программа
просмотр
посещение
спартакиада
смотр (художественной самодеятельности)
фестиваль
церемония
экскурсия
эстафета
ярмарка
Организационные формы СКД -кружки, школы, студии, группы, курсы, секции, любительские объединения, клубы по интересам, народные университеты и т.д.
Информационно-рекламные формы (плакаты, стенды, витрины, выставки, и др.)
Стационарные формы специального назначения (уголки, комнаты, кабинеты, музеи, салоны, мастерские, консультпункты и т.д.).
Средства СКД
В.А. Монастырский: средства СКД – «инструменты» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
А.Д. Жарков средствами СКД называет инструменты, с помощью которых раскрывается содержание культурно-досуговой деятельности.
Новикова Г.Н.: Средства СКД – «разнообразные материалы, орудия и условия социокультурного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные цели».
Основные средства:
1. Живое устное слово.
2. Произведения печати.
3. Различные виды наглядности.
4. Искусство.
5. Любительская деятельность.
6. Общение.
Вспомогательные средства:
1) технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура);
2) средства символики и др.