III. По содержанию СКД

Методы, формы и средства СКД

 

Методы СКД

I. По источнику получения информации (словесные – объяснение, разъяснение, пояснение, рассказ, лекция и т.д.; наглядные – демонстрация, иллюстрация, практические – упражнения, тренинги).

II. По способу организации мыслительной деятельности (репродуктивные, проблемно-поисковые, эвристические)

III. По целям и содержанию СКД

1. Методы образовательной, информационно-просветительной деятельности – изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков; показ, просмотр кинофильмов, иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении мероприятий) и т.д.

2. Методы воспитательной деятельности, формирования общественного сознания личности (убеждение, пример, поощрение, порицание и т.д.)

3. Методы культуротворческой деятельности ( методы постановки творческих задач, методы подводящих упражнений, ме­тоды организации творческого поиска, репетиция, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей и т.д.)

4. Методы рекреативной деятельности (методы вовлечения в игровые и развлекательные мероприятия, организации игрового соревнования, методы организации взаимодействия участников, методы стимулирования культурного отдыха и т.д.

5. Методы включения в социально-культурную деятельность и повышения социально-культурной активности практическое задание, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание и т.д.

6. Методы организации досугового общения и влияния на возникающие в сфере свободного време­ни межличностные контакты (метод обеспечения оптимального кру­га общения, метод целенаправленного обогащения содержания взаи­модействий, метод регулирования структуры общения).

 

IV. По используемым средствам

- словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсужде­ние, консультирование);

- наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);

- методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный);

- методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации).

 

V. По степени самостоятельности чело­века в процессе СКД (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия).

VI. Методы исследования СКД: теоретические и практические.

Формы СКД

I. По количеству уча­стников

- массовые,

- групповые, коллективные

- инди­видуальные.

 

II. По целям СКД

- формы информационно-просветительной и образовательной деятельности ( лекции, доклады, беседы, «круглые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.);

- формы воспи­тательной деятельности

- формы культуротворческой деятельности,

- формы рекреативной деятельности ( зрелищно-развлекательные – праздники, концерты, фестивали, обряды и т.п.; игровые – всевозможные индивиду­альные и командные состязания, конкурсы; спортивно-оздоровительные – эстафеты, спартакиады, командные спортивные игры; экскурсионно-туристические).

III. По содержанию СКД

- устно-презентативные (лекции, встречи, вечера вопросов и ответов);

- художественно-публицистические (вечера, мас­совые представления);

- художественно-зрелищные (концерты, спек­такли, кинопоказы, видеодемонстрации, выставки, смотры, фестива­ли);

- беседно-дискуссионные (обсуждения, диспуты, конференции);

- обрядово-праздничные (обрядовые торжества, праздники, балы, кар­навалы, массовые гуляния);

- состязательно-игровые (массово-затей­ные программы, игровые конкурсы, турниры, олимпиады);

- экскурсионно-туристические (экскурсии, походы, экспедиции и т.д.).

Примеры форм мероприятий:

 

бал

вечер (тематический, творческий, музыкальный, литературный)

встреча

выставка

гуляние

дискотека

дискуссия

диспут

игра

игровая программа

карнавал

кинопоказ

композиция музыкально-литературная (литературно-музыкальная)

конкурс

конференция

концерт

круглый стол

лекторий

лекция

мастер-класс

олимпиада

поход

праздник (государственные, традиционные календарные, традиционные школьные, дни рождения)

представление (массовое, театрализованное, шоу-программа и т.д.)

программа

просмотр

посещение

спартакиада

смотр (художественной самодеятельности)

фестиваль

церемония

экскурсия

эстафета

ярмарка

Организационные формы СКД -кружки, школы, студии, группы, курсы, секции, любительские объединения, клубы по интересам, народные университеты и т.д.

 

Информационно-рекламные формы (плакаты, стенды, витрины, выставки, и др.)

Стационарные формы специального назначения (уголки, комнаты, ка­бинеты, музеи, салоны, мастерские, консультпункты и т.д.).

 

 

Средства СКД

 

В.А. Монастырский: средства СКД – «инструменты» идейно­-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреж­дений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

А.Д. Жарков средствами СКД называет инструменты, с помощью кото­рых раскрывается содержание культурно-досуговой деятельности.

 

Новикова Г.Н.: Средства СКД – «разнообраз­ные материалы, орудия и условия социокультурного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и ус­ваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются по­ставленные цели».

 

Основные средства:

1. Живое устное слово.

2. Произведения печати.

3. Различные виды наглядности.

4. Искусство.

5. Лю­бительская деятельность.

6. Общение.

Вспомогательные средства:

1) технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура);

2) средства символики и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: