Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Кафедра экологии |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экологическая безопасность акваторий дальневосточных морей РФ»
на тему
«Антропогенное загрязнение морской среды и трансграничный перенос загрязняющих веществ с сопредельных территорий»
|
Владивосток 2017
Содержание
Введение.................... 3
Антропогенное загрязнение морской среды...... 4
Трансграничный перенос загрязняющих веществ с сопредельных территорий............. 8
Заключение................... 16Список литературы................ 17
Введение.
Морская среда в настоящее время подвергаются опасности за счет деятельности человека. Это связано с тем, что в воды с суши поступает большое количество разнообразных веществ, которые могут негативно влиять на морские акватории и организмы, которые в них проживают.
|
|
Морские прибрежные воды принимают в себя и преобразуют разнообразные химические вещества, которые могут поступать как со стоков с промышленных предприятий, так и естественных источников.
На долю наземных приходится 70% загрязнения морской среды, а на долю морского транспорта и сброса отходов в море - по 10 %. (Повестка дня на XXI век, 1992)
Ухудшение состояния морской среды связано с многими источниками поступления загрязняющих веществ, одним из этих источников будет трансграничный перенос.
Антропогенное загрязнение морской среды
Морская среда подвергается большому воздействию и наибольшую угрозу, в зависимости от территории и населяющих е людей, будут представлять: сточные воды, питательные элементы, синтетические органические соединения, отстой, мусор и пластмассовые изделия, металлы, радионуклиды, нефть/углеводороды и полициклические ароматические углеводороды. Многие загрязняющие вещества опасны тем, что могут являться стойкими и токсичными, а также способными накапливаться в организме живых существ. Также опасность состоит в том, что большая часть загрязнителей, без специального оборудования, методики и стандартов, не поддаются аналитическому определению. (Дятлов, 2000; Повестка дня на XXI век, 1992)
Деградация морской среды также может быть связана с целым рядом видов деятельности на суше. На морскую среду могут влиять такие факторы, как населенные пункты, землепользование, строительство прибрежной инфраструктуры, сельское и лесное хозяйство, градостроительство, туризм и промышленность. Особую озабоченность вызывают эрозия прибрежной зоны и заиление (Повестка дня на XXI век, 1992).
|
|
Антропогенное загрязнение прибрежных акваторий примерно на 44% обусловлено речными и иными стоками с суши, на 33% – атмосферным переносом, на 12% – морским транспортом и портовыми терминалами, на 10% – свалками и захоронениями отходов, около 1% – стоками промышленных предприятий, расположенных непосредственно на побережье. Существенная часть загрязнений морской среды приходится на нефтеуглеводороды, и именно эта составляющая демонстрирует тенденцию роста на Дальнем Востоке в связи с масштабными нефтегазовыми разработками на шельфе, строительством трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов и портовых нефтяных терминалов в береговой полосе, развитием танкерного судоходства (Адрианов, 2011).
Как показывает международный опыт, при освоении морских месторождений, даже с использованием самых высоких технологий, не удаётся избежать поступления в морскую среду нефтяных загрязнений. По различным оценкам, в воду поступает от 1.4 млн. до 8.6 млн. т нефтепродуктов в год. Поступление нефти в Мировой океан составляет примерно 0,23 % от годовой мировой добычи нефти. Интересно, что почти половина этого количества (около 47%) – результат естественного просачивания нефти из зон сипингов на океанском дне, а около 11% нефтеуглеводородов поступает со стоками с суши. Прямое антропогенное загрязнение морской воды включает «нормальные» потери при «штатных» погрузочно-разгрузочных работах на нефтяных терминалах и танкерах (около 24%), потери при качании нефти на морских платформах (менее 3%), разливы при авариях танкеров (около 10%), перенос с воздушными потоками при антропогенных выбросах (около 4%), сброс топлива с воздушного транспорта (менее 1%). Напомню, что в российских дальневосточных морях самые перспективные и уже освоенные нефтегазоносные участки расположены на шельфе Охотского и Японского морей, который одновременно является наиболее высокопродуктивной морской акваторией в регионе. В связи с этим вот уже на протяжении восьми лет ИБМ ДВО РАН осуществляет ежегодный мониторинг морских экосистем восточного Сахалина, в том числе уникальной охотско-корейской популяции серых китов (на индивидуальном уровне) и их кормовой базы (Адрианов, 2011; Дурягина 2011).
К существенному снижению негативного влияния на морские экосистемы при разведочных бурениях может привести использование биологических методов индикации нефтегазоносности (изотопный анализ пищевых цепей, С12/С13). Но всё же следует понимать, что несмотря на высокую способность морских экосистем к самоочищению даже в условиях хронического загрязнения углеводородами, критический порог может быть легко превышен, что чревато необратимыми последствиями. Катастрофическим примером может служить нынешняя ситуация в Мексиканском заливе (Адрианов, 2011).
Что касается деятельности по добыче нефти и газа в море, то в настоящее время в международном плане регулируются выбросы из работающих установок, и на рассмотрении находятся шесть региональных конвенций по контролю за выбросами с платформ.
Фоновые уровни содержания нефтяных углеводородов в морской среде изменяются в очень широких пределах: 10-5 – 10 мг/л в воде и 10-1 – 104 мг/кг в донных осадках, в зависимости от многих природных и техногенных факторов. Максимальные концентрации тяготеют к прибрежным и внутренним морским водам, зонам интенсивного судоходства и иной хозяйственной деятельности, а также к районам выхода (просачивания) углеводородов из месторождений на шельфе (Бескдид, Дурягина, 2010).
Нефтяное загрязнение отличается от других антропогенных воздействий тем, что дает не постоянную, а «залповую» нагрузку на среду, вызывая ее быструю ответную реакцию. По характеру возникновения загрязнения подразделяются на естественные и антропогенные (рис. 1). Основную массу загрязнений Мирового океана (порядка 95 %) составляют источники антропогенного происхождения (Бескдид, Дурягина, 2010).
|
|
Ещё в 2007 году Дальневосточное отделение Российской Академии наук приняло Целевую комплексную программу ДВО РАН «Биологическая безопасность дальневосточных морей РФ». Актуальность ее появления была вызвана снижением рыбопромыслового потенциала высокопродуктивных акваторий из-за климатических изменений и антропогенного воздействиями; масштабным переносом «переселенцев» с балластными водами, которые активно атакуют гидротехнические сооружения, также они могут быть вредны для человека или природной среды, и трансграничным переносом загрязняющих веществ с сопредельных территорий.Экономические потери, связанные с расселением видов в мировом масштабе, составляют более 10 миллиардов долларов в год. По приблизительным оценкам ежедневно во всем мире может транспортироваться с балластной водой до 3000 тысяч различных видов морских живых существ. Сброс балласта может нанести вред рыболовству, местным кораллам, аквакультурным фермам и другим видам деятельности, и даже стать причиной возникновения инфекций. А самым грозным«переселенцами», нагнавшими реальных страхов на население и отдыхающих, стали акулы, неожиданно для купальщиков, появившиеся в водах южного Приморья (Горбоносов, 2010; Дальневосточным морям России грозит биологическая опасность, 2013)