Антропогенное загрязнение морской среды

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра экологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экологическая безопасность акваторий дальневосточных морей РФ»

на тему

«Антропогенное загрязнение морской среды и трансграничный перенос загрязняющих веществ с сопредельных территорий»

   
Выполнила студентка г. М8113 ___________ В.В. Греднева  
 

 

 

Владивосток 2017

Содержание

 

 

Введение.................... 3

Антропогенное загрязнение морской среды...... 4

Трансграничный перенос загрязняющих веществ с сопредельных территорий............. 8

Заключение................... 16Список литературы................ 17

 

Введение.

Морская среда в настоящее время подвергаются опасности за счет деятельности человека. Это связано с тем, что в воды с суши поступает большое количество разнообразных веществ, которые могут негативно влиять на морские акватории и организмы, которые в них проживают.

Морские прибрежные воды принимают в себя и преобразуют разнообразные химические вещества, которые могут поступать как со стоков с промышленных предприятий, так и естественных источников.

На долю наземных приходится 70% загрязнения морской среды, а на долю морского транспорта и сброса отходов в море - по 10 %. (Повестка дня на XXI век, 1992)

Ухудшение состояния морской среды связано с многими источниками поступления загрязняющих веществ, одним из этих источников будет трансграничный перенос.

 

 

Антропогенное загрязнение морской среды

Морская среда подвергается большому воздействию и наибольшую угрозу, в зависимости от территории и населяющих е людей, будут представлять: сточные воды, питательные элементы, синтетические органические соединения, отстой, мусор и пластмассовые изделия, металлы, радионуклиды, нефть/углеводороды и полициклические ароматические углеводороды. Многие загрязняющие вещества опасны тем, что могут являться стойкими и токсичными, а также способными накапливаться в организме живых существ. Также опасность состоит в том, что большая часть загрязнителей, без специального оборудования, методики и стандартов, не поддаются аналитическому определению. (Дятлов, 2000; Повестка дня на XXI век, 1992)

Деградация морской среды также может быть связана с целым рядом видов деятельности на суше. На морскую среду могут влиять такие факторы, как населенные пункты, землепользование, строительство прибрежной инфраструктуры, сельское и лесное хозяйство, градостроительство, туризм и промышленность. Особую озабоченность вызывают эрозия прибрежной зоны и заиление (Повестка дня на XXI век, 1992).

Антропогенное загрязнение прибрежных акваторий примерно на 44% обусловлено речными и иными стоками с суши, на 33% – атмосферным переносом, на 12% – морским транспортом и портовыми терминалами, на 10% – свалками и захоронениями отходов, около 1% – стоками промышленных предприятий, расположенных непосредственно на побережье. Существенная часть загрязнений морской среды приходится на нефтеуглеводороды, и именно эта составляющая демонстрирует тенденцию роста на Дальнем Востоке в связи с масштабными нефтегазовыми разработками на шельфе, строительством трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов и портовых нефтяных терминалов в береговой полосе, развитием танкерного судоходства (Адрианов, 2011).

Как показывает международный опыт, при освоении морских месторождений, даже с использованием самых высоких технологий, не удаётся избежать поступления в морскую среду нефтяных загрязнений. По различным оценкам, в воду поступает от 1.4 млн. до 8.6 млн. т нефтепродуктов в год. Поступление нефти в Мировой океан составляет примерно 0,23 % от годовой мировой добычи нефти. Интересно, что почти половина этого количества (около 47%) – результат естественного просачивания нефти из зон сипингов на океанском дне, а около 11% нефтеуглеводородов поступает со стоками с суши. Прямое антропогенное загрязнение морской воды включает «нормальные» потери при «штатных» погрузочно-разгрузочных работах на нефтяных терминалах и танкерах (около 24%), потери при качании нефти на морских платформах (менее 3%), разливы при авариях танкеров (около 10%), перенос с воздушными потоками при антропогенных выбросах (около 4%), сброс топлива с воздушного транспорта (менее 1%). Напомню, что в российских дальневосточных морях самые перспективные и уже освоенные нефтегазоносные участки расположены на шельфе Охотского и Японского морей, который одновременно является наиболее высокопродуктивной морской акваторией в регионе. В связи с этим вот уже на протяжении восьми лет ИБМ ДВО РАН осуществляет ежегодный мониторинг морских экосистем восточного Сахалина, в том числе уникальной охотско-корейской популяции серых китов (на индивидуальном уровне) и их кормовой базы (Адрианов, 2011; Дурягина 2011).

К существенному снижению негативного влияния на морские экосистемы при разведочных бурениях может привести использование биологических методов индикации нефтегазоносности (изотопный анализ пищевых цепей, С12/С13). Но всё же следует понимать, что несмотря на высокую способность морских экосистем к самоочищению даже в условиях хронического загрязнения углеводородами, критический порог может быть легко превышен, что чревато необратимыми последствиями. Катастрофическим примером может служить нынешняя ситуация в Мексиканском заливе (Адрианов, 2011).

Что касается деятельности по добыче нефти и газа в море, то в настоящее время в международном плане регулируются выбросы из работающих установок, и на рассмотрении находятся шесть региональных конвенций по контролю за выбросами с платформ.

Фоновые уровни содержания нефтяных углеводородов в морской среде изменяются в очень широких пределах: 10-5 – 10 мг/л в воде и 10-1 – 104 мг/кг в донных осадках, в зависимости от многих природных и техногенных факторов. Максимальные концентрации тяготеют к прибрежным и внутренним морским водам, зонам интенсивного судоходства и иной хозяйственной деятельности, а также к районам выхода (просачивания) углеводородов из месторождений на шельфе (Бескдид, Дурягина, 2010).

Нефтяное загрязнение отличается от других антропогенных воздействий тем, что дает не постоянную, а «залповую» нагрузку на среду, вызывая ее быструю ответную реакцию. По характеру возникновения загрязнения подразделяются на естественные и антропогенные (рис. 1). Основную массу загрязнений Мирового океана (порядка 95 %) составляют источники антропогенного происхождения (Бескдид, Дурягина, 2010).

Ещё в 2007 году Дальневосточное отделение Российской Академии наук приняло Целевую комплексную программу ДВО РАН «Биологическая безопасность дальневосточных морей РФ». Актуальность ее появления была вызвана снижением рыбопромыслового потенциала высокопродуктивных акваторий из-за климатических изменений и антропогенного воздействиями; масштабным переносом «переселенцев» с балластными водами, которые активно атакуют гидротехнические сооружения, также они могут быть вредны для человека или природной среды, и трансграничным переносом загрязняющих веществ с сопредельных территорий.Экономические потери, связанные с расселением видов в мировом масштабе, составляют более 10 миллиардов долларов в год. По приблизительным оценкам ежедневно во всем мире может транспортироваться с балластной водой до 3000 тысяч различных видов морских живых существ. Сброс балласта может нанести вред рыболовству, местным кораллам, аквакультурным фермам и другим видам деятельности, и даже стать причиной возникновения инфекций. А самым грозным«переселенцами», нагнавшими реальных страхов на население и отдыхающих, стали акулы, неожиданно для купальщиков, появившиеся в водах южного Приморья (Горбоносов, 2010; Дальневосточным морям России грозит биологическая опасность, 2013)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: