Глава 4. Направления психологической коррекции семей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. (Freeman D., 1976).

Особенности системной организации семьи необходимо учитывать при работе психолога с семьей. Системный семейный подход наиболее востребован при работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида (Lynch R. T., Morley K.L., 1995; Зарецкая Н.Ю., Бурк О.А., 2005). Рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни каждого члена семьи, вызывающая сильные эмоциональные переживания.поэтому работа должна проводится с каждой из подсистем, составляющих семью, а также с семьей в целом.

Так, при работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии, на первый план выходят первичные, а также вторичные нарушения психического развития. В данном случае главными задачами будут компенсации нарушенных психических функций. В зависимости от возраста и состояния ребенка, необходимо включать работу с личностными переживаниями, в том числе и с внутренней картиной болезни. В отдельных случаях необходима работа по профилактике дисморфофобии (Минигалиева М.Р., 2005).

Необходимо также осуществить подключение ребенка к семейному функционированию, с проработкой возможной роли, функций и зон ответственности ребенка.

Формирование связей с обществом ребенка,имеющего отклонения в развитии, включает себя коррекцию миропонимания (Минигалиева М.Р., 2005), взаимодействия с окружающими. Для подростков старшего возраста весьма актуальными являются вопросы, связанные с подготовкой к семейной и взрослой жизни (Ярская-Смирнова Е.Р., 2007). Также возможно психологическое обеспечение адаптивно возможного профессионального самоопределения.

При работе с сиблингами необходимо обратить внимание на личностные переживания ребенка, его самоощущение в сложившейся ситуации. Как показывает практика, зачастую необходима коррекция отношения к заболеванию сибса, а также проработка отношений с родителями.

При индивидуальной работе с супругами необходимо обратиться к личностным переживаниям, психосоматическому состоянию, вопросам, связанным с изменением самооценки, а также представлений о супруге.

В рамках супружеской терапии прорабатываются нарушения супружеских взаимоотношений.

Важную часть работы составляет коррекция отношения родителей к ребенку и его заболеванию. Необходимо помочь родителям изменить отношения с заболеванием. Фокусировка на отношениях с синдромом Дауна, ДЦП и другими нарушениями (а не на самих нарушениях) переводит разговор в психологическую область, в «реальность второго порядка» (Вацлавик П. Д., Бивин Д., Джексон Д., 2000), что позволяет расширить поведенческий репертуар, и привнести изменения.

В тоже время весьма актуальной является работа с родительскими ожиданиями. Это может быть как профилактика «инвалидизации», так и коррекция неадекватных требований к ребенку.

Как показало исследование, важным является проработка образа будущего для ребенка и семьи в целом.

При работе с семьей также необходимо уделить внимание эмоциональному состоянию каждого члена семьи. Важно проработать вопросы семейного функционирования, семейные взаимоотношения. Значительную роль играет проработка внутрисемейных ресурсов. На уровне общественных отношений необходимо обратиться к взаимодействию семьи с социальным окружением.

Основные направления психокоррекционной работы с семьями детей с нарушениями развития, с разделением на уровни функционирования семьи, обобщены и представлены в таблице (см. приложение 12).

В целом работа психолога направлена на коррекцию представлений о ребенке и отношения к его заболеванию, психологическое обеспечение оптимальной позиции членов семьи в отношении реабилитационных мероприятий, работу с семейными отношениями, поиск и переоценку ресурсов семьи. В тоже время, учитывая уникальность ситуации каждой семьи, необходимо обеспечить индивидуальный подход к организации и содержанию психологической помощи.

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа может проходить в нескольких видах:

- индивидуальная работа с членами семьи;

- работа с супружеской парой;

- работа с семьей в целом;

- групповая работа с семьями, имеющими детей-инвалидов.

Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи, включение в работу всех членов семьи.

Эффективность реабилитационной работы с семьями детей-инвалидов определяют: учет актуального психического (соматического) состояния ребенка, а также анализ особенностей семейного функционирования при формировании реабилитационной программы, сочетание различных форм и методов работы, гибкость реабилитационной тактики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: