Как написать комментарий к сочинению ЕГЭ (2017 год).
Комментарий – разъяснение, пояснение, толкование текста. Создавая комментарий, вы должны показать, КАК автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.
Комментарий представляет собой рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять собственную позицию по этому вопросу.
Существуют два вида комментария:
- текстуальный (следование за автором в раскрытии темы);
- концепционный (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу).
Концепционный комментарий с этого года НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ И НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ. То есть комментировать проблему можно только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.
Кроме того, согласно изменениям при комментировании проблемы текста необходимо привести не менее 2-х примеров из прочитанного текста, важных для понимания текста.
Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о ДЕЙСТВИЯХ и ЭМОЦИЯХ автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОММЕНТАРИЯ К ТЕКСТУ:
1. Введение в комментарий. Необходимо указать в этом предложении, КАКОЙ СЛУЧАЙ вспоминает автор, чтобы ответить на поставленный вопрос(факты из биографии известных людей; исторические события; делится любопытным жизненным явлением; рассказывает историю из жизни и т.п.)
Речевые клише:
Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
…приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
…делится любопытным жизненным наблюдением…
…рассказывает историю о том, как….
В центре внимания … - история из жизни…
2. Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста(что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:
- о каких поступках своих героев рассказывает автор?
- какую оценку он дает поступкам своих героев?
- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.
ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.
Речевые клише:
Как подчеркивает автор текста…
Этот случай заставил автора задуматься о том…
Автор пытается понять причины того, почему…
Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.
3. Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.
Речевые клише:
Автор с возмущением
негодованием
нескрываемой тревогой
искренним недоумением
нескрываемым волнением
восхищением… говорит о том, что…
Автор осуждает героя за…
Автор восхищается людьми, которые…
Публициста удивляет тот факт, почему его герой…
4. Речевые клише, помогающие закончить комментарий:
Свои рассуждения автор(публицист) завершает справедливым выводом о т ом, как важно…
Поэтому автор текста призывает читателей…
Поэтому автор текста напоминает всем нам…
«Подсчитаем» ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО предложений в комментарии:
1. Вступление, в котором указываем, на каком примере раскрывает проблему автор текста – одно пр.
2. Комментарий действий автора текста (2 примера, важных для понимания проблемы) – два пр.
3. Комментарий настроения, эмоций автора – одно пр.
4. Заключит. часть комментария – одно пр.
ИТОГО – примерно 5 предложений. Конечно, все это - всего лишь схема. Однако она помогает «не сбиться с истинного пути», не скатиться в пересказ.
ПОМНИТЕ:
1. Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики ее как социальной, философской, нравственной и т.п.
2. Комментарий должен быть развернутым: вам в этой части сочинения необходимо,обратившись к 2-м микротемам,показать, как автор раскрывает проблему исходного текста.
3. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о СРЕДСТВАХ выразительности, так как это задание уже 6 лет как вынесено в 24 задание.
На следующей странице помещен пример комментария из пособия С.Драбкиной.