Законы и категории диалектики

Диалектика и метафизика

Это многозначные термины. Диалектику можно понимать как (диа - два, лектус - беседа) - двое беседуют, двое разговаривают. Диалектика - это также и искусство спора - эристика.

//А.Шопенгауэр "Эристика или искусство спора" - формулирует методы или приемы для содержания победы в споре, не интересуясь, на чьей стороне истина//

Различия диалектики и метафизики как методов познания

Метафизический подход: рассматривать изучаемый предмет в данном его состоянии.

Диалектический подход: изучить предмет в развитии и ориентироваться в предвидении, например, в области политики, искусства и т.п.

В метафизике предмет и метод его познания изучаются абстрагировано от внешних факторов, а только отдельно взятыми.

Например, в эпоху Хрущева жилищную проблему решали с помощью пятиэтажек. Строгий математический и экономический расчет привел к тому результату, что такие дома (без архитектурных излишеств) обходятся бюджету на треть дешевле, чем подобный высотные (15 этажей). Но Хрущев не учел, что: при увеличении радиуса, скажем, в 3 раза, площадь охватываемого круга увеличивается в 9 раз! Т.е. "насаждение" пятиэтажек (хрущевок) требует больших коммуникаций между домами, чем между этажами. К тому же, это потребовало строительства дорог, метро, разбивания зеленых насаждений - экономия "по-метафизически" вышла боком.

Конечно, отдельно взятый 15-этажный дом на треть дороже, чем отдельно взятый 5-этажный, но если учесть все нюансы, попытаться предвидеть будущее, то эта концепция уже не работает. Т.е. метафизика на дает полное знание предмета.

Диалектика - это когда для любой последовательности мы обязаны знать все свойства, связи, отношения. Имеется в виду универсальность связей каждого конкретного предмета, процесса, явления.

Диалектический метод познания - более (гораздо) трудный, но и более эффективный.

Диалектика, как наука о всеобщих законах, противоположна любым частным наукам, (вслед за Гегелем) изучает то, что относится к наукам вообще. А метафизика - это философия вообще.

Вопрос 2

Законы и категории диалектики.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

(1) Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

(2) Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

(3) Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

(4) Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

(5) Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. (6) Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Вопрос 3

ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА

 

Мышление каждой эпохи, будь то научное или обыденное, опирается на категории, выработанные в сфере духовной культуры. Эти категории, фиксируя достигнутый данной эпохой уровень материального и духовного освоения мира, затем выступают в качестве «априорных форм рассудка» (И.Кант) и являются логическими средствами упорядочения содержания опыта. Поэтому категории – это не произвольные конструкции ума; они имеют онтологическое значение, то есть отображают объективные отношения действительного мира.

Диалектическая логика, начиная с античности, как раз и является той частью философии, которая систематизирует исторически изменяющийся категориальный состав мышления (см. учение о категориях Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса). Система категорий диалектики задает, таким образом, парадигму мышления конкретной эпохи и оказывает существенное влияние на формирование философской и научной картины мира.

Содержательная разработка категорий диалектики по мере развития науки все больше опиралась на ее достижения, и в этом, в частности, проявлялась научность философии. Особенно значительная роль в этом процессе принадлежала классическому естествознанию.

Парадигму классической науки можно представить в виде следующих положений:

1) природа подчиняется объективным законам;

2) законы имеют механический характер;

3) система разложима на элементы, допускающие их количественное описание;

4) существует необходимая однозначная причинная связь явлений;

5) возможно выделение из множества взаимодействий основного взаимодействия и рассмотрение его в чистом виде при отвлечении от всех других как не существенных в данном отношении;

6) уравнения движения обратимы относительно знака времени;

7) наблюдение не вносит возмущений в наблюдаемый объект, поэтому знание имеет объективный характер и может быть сколь угодно точным.

Можно было бы сформулировать еще несколько положений, однако ограничимся приведенным перечнем.

Сравнивая данные положения с принципами диалектики, можно заметить близость, если не сказать – тождество, некоторых из них. За исключением второго и шестого остальные положения парадигмы классической науки совпадают с соответствующими положениями материалистической диалектики XIX в.

В связи с научной революцией на рубеже XIX–XX вв. и формированием неклассической науки сменилась и парадигма науки, что привело к развитию диалектики, к уточнению многих ее категорий и принципов (причинность, необходимость, относительность, целостность и др.). Возникновение кибернетики и системного подхода также внесло коррективы в категориальный состав диалектики (система, организация, информация, неопределенность и др.).

Особое значение в науке конца ХХ в. приобретает новое междисциплинарное направление – синергетика, основоположником которого является Г. Хакен (1). В отличие от классической динамики, описывающей поведение линейных систем, характеризующееся тем, что малым изменениям управляющих параметров соответствуют малые изменения в поведении системы, в природе, истории и технике существуют сложные системы, в поведении которых обнаруживается парадоксальное явление: в ответ на плавное изменение внешних условий возникают резкие качественные изменения, причем выбор одного из возможных направлений эволюции системы не находится в причинной зависимости от величины изменения начальных условий. Эта особенность поведения системы наблюдается в неравновесных состояниях. Описание подобных систем и является предметом синергетики.

Таким образом, если классическая наука основное внимание уделяла устойчивости, равновесию, однородности и порядку, изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные отношения, то современная наука делает объектом изучения открытые неравновесные системы и нелинейные отношения. Для описания таких систем вырабатывается новый категориальный аппарат: аттрактор, флуктуация, положительная обратная связь, необратимость, диссипативная структура, бифуркация, хаос, порядок и др. Современная наука формирует новый образ природы, в корне отличающийся от предшествующего. Согласно классической термодинамике, возрастание энтропии мира неизбежно ведет его от упорядоченного состояния к деградации, хаосу. Современная наука, опираясь на исследование неравновесных процессов, говорит о возможности рождения порядка из хаоса. «Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность» (2).

Математическим аппаратом нового направления является теория катастроф, в которой используется теория нелинейных дифференциальных уравнений. В.И.Арнольд, ведущий российский специалист в этой области математики, формулирует на ее основе ряд методологических выводов, относящихся к теории управления сложными системами, например: «Управление без обратной связи всегда приводит к катастрофам…» (3). При переводе нелинейной системы из одного устойчивого состояния, признанного плохим, к устойчивому состоянию, признанному лучшим, имеют место следующие закономерности:

- постепенное движение в сторону лучшего состояния сразу же приводит к ухудшению. Скорость ухудшения при равномерном движении к лучшему состоянию увеличивается. Вместе с этим растет и сопротивление системы изменению ее состояния, причем максимум сопротивления достигается раньше, чем самое плохое состояние, через которое нужно пройти для достижения лучшего состояния. После прохождения максимума сопротивления состояние продолжает ухудшаться;

- слабо развитая система может перейти в лучшее состояние почти без предварительного ухудшения, в то время как развитая система, в силу своей устойчивости, на такое постепенное, непрерывное улучшение не способна;

- если систему удается сразу, скачком, а не непрерывно, перевести из плохого устойчивого состояния достаточно близко к хорошему, то дальше она сама собой будет эволюционировать в сторону хорошего состояния (4).

Таким образом, выводы на основе теории катастроф подтверждают один из принципов диалектики – несводимость качественных изменений (скачков) к количественным (постепенным, непрерывным) изменениям.

Практика осуществления экономических реформ в России в 90-е гг. является почти детальной иллюстрацией первой из названных закономерностей, а опыт реформ в Польше, Венгрии и Чехии – иллюстрацией третьей закономерности. С точки зрения методологии науки этот факт служит подтверждением идеи, что социально-экономическая система нашей страны (как и всякой другой) является нелинейной, и, следовательно, для управления ею необходимо вырабатывать действительно новое – нелинейное – мышление. Тем самым мы приходим к необходимости следующего этапа развития диалектики.

Для того чтобы диалектика была современной, она должна усвоить новые достижения науки, переработать их в новые принципы и категории и обогатить ими мышление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: