Класс. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по математике
В Московском районе Санкт-Петербурга 12 октября 2017 года
Решения и критерии школьного этапа
За каждое задание можно получить 7 баллов.
Основные принципы оценивания приведены в таблице.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев. | |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
Помимо этого, в методических рекомендациях по проведению Олимпиады следует проинформировать жюри школьного этапа о том, что:
а) любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снятие баллов за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведённого в методических разработках или от других решений, известных жюри; при проверке работы важно вникнуть в логику рассуждений участника, оценивается степень её правильности и полноты;
б) олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при её выполнении;
в) баллы не выставляются «за старание Участника», в том числе за запись в работе большого по объёму текста, но не содержащего продвижений в решении задачи;
г) победителями олимпиады в одной параллели могут стать несколько участников, набравшие наибольшее количество баллов, поэтому не следует в обязательном порядке «разводить по местам» лучших участников олимпиады (это решает районное олимпиадное Жюри, разрабатывающее положение о победителях и призёрах школьного этапа олимпиады).
Ответы к задачам олимпиады:
1. Полный сосуд с сиропом весит 33 кг. Сосуд, заполненный наполовину, весит 17 кг. Какова масса пустого сосуда?
Решение:
1) 33-17=16 (кг) – вес сиропа в половине сосуда
2) 17-16=1 (кг) – вес пустого сосуда
Ответ: 1 кг - масса пустого сосуда.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно. |
Верно выполнены действия без пояснений. | |
2-3 | Выполнено одно из действий. |
Угадан ответ при отсутствии решения. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
2. Катя и Юра купили лотерейные билеты с номерами: 625517 и 322324, и обнаружили, что в каждом из номеров можно расставить знаки арифметических действий и скобки так, что в каждом случае результат будет равняться 100. Как это можно сделать?
Решение: Например, 62+55-17=100 32*2+32+4=100
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки. |
Рассмотрен 1 из случаев. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
3. Вдоль забора растут восемь кустов малины. Количество ягод на соседних кустах отличается на одну. Может ли на всех кустах вместе расти 225 ягод?
Решение: Общее количество ягод не может быть равным 225. Чётность количества ягод на первом, третьем, пятом и седьмом кустах одинакова. Тем же самым свойством обладает второй, четвертый, шестойи восьмой кусты. Отсюда следует, что общее количество ягод – чётное число.
Ответ: не может.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Верно рассмотрен один из двух существенных случаев. Указана чётность или нечётность чисел. | |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
4. На огороженном поле 1км х 1км были построены заборы, разделившие его на прямоугольные участки 5м х 20м и 6м х 12м. Какова общая длина построенных заборов?
Ответ: 248000м.
Решение: Периметр любого прямоугольного участка численно вдвое меньше его площади. Площадь всех участков равна 1000000м², поэтому сумма периметров равна 500000м. Но любой забор, кроме внешнего, имеющего длину 4000м., является границей двух участков, поэтому в указанной сумме он посчитан дважды. Значит, было построено (500000 – 4000): 2 = 248000м.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит вычислительные ошибки, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений. |
Не учли, что любой забор, кроме внешнего, является границей двух участков. | |
2-3 | Верна часть рассуждения. |
Есть «рациональное зерно» в рассуждении. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
5.Найдите сумму четырёхзначных чисел, получаемых при всевозможных перестановках цифр 1,2,3,4.
Ответ: 66660
Решение: Чисел всего 24(= 4!) и в каждом разряде каждая из четырёх цифр присутствует 6 раз. Поэтому при суммировании 24 цифр в разряде единиц будем иметь 6∙(1 +2 + 3 + 4) = 60, в разряде десятков 600, в разряде сотен – 6ооо и разряде тысяч 60000.
6оооо + 6000 + 600 + 60 = 66660
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
Найдены все разряды, но сделаны арифметические ошибки в конце вычисления. | |
Ошибка в нахождении разряда единиц. | |
Ошибка в нахождении разряда десятков. | |
2-3 | Ошибка в нахождении разряда сотен. |
Ошибка в нахождении разряда тысяч. | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |
6.Можно ли таблицу из пяти строк и шести столбцов заполнить натуральными числами так, чтобы сумма чисел каждой строки была равна 30, а сумма чисел каждого столбца – 20?
Решение: Таким образом заполнить таблицу невозможно. В этой таблице сумма всех чисел, с одной стороны, была бы равной 5 умножить на 30 = 150, а с другой 6 умножить на 20 = 120.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
Полное верное решение. | |
5-6 | Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. |
Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев. | |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. |
Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). | |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. | |
Решение отсутствует. |