Справочные правовые системы России

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(наименование учебной дисциплины)

 

Тема 4. Современные компьютерные технологии в юридической практике и в деятельности ФСИН России

 

Тезисы лекции 17. Современные компьютерные технологии в юридической практике

(наименование темы лекции)

 

 

подполковник внутренней службы

В.Г. Зарубский

(звание, фамилия и инициалы автора)

 

Обсуждена на заседании кафедры

«24» мая 2011 г.

Протокол № 12


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Учебные вопросы:

 

1. Автоматизированные информационные и экспертные системы, используемые в органах и учреждениях ФСИН России.

2. Применение телекоммуникационных технологий для создания единой сети управления и обеспечение безопасности объектов УИС.

3. Применение системы ГЛОНАСС для обеспечения задач управления ФСИН России.

Заключение

 

 

Литература:

1. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 320с.

2. Келим Ю.М. Вычислительная техника. Учеб. пособие./ М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 384 с.

3. Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю.В. Гуляева.- М: Славянский диалог, 2000.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Наглядные пособия: слайды

2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

Введение

 

По мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет.

В Уголовно исполнительной системе успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на неё функций. Существуют успешные прецеденты организации обмена данными в электронном виде между управлением, территориальными органами и организациями УИС. Многими органами сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты в частности концепция реорганизации государственной службы, которая предусматривает, регламентацию вопросов доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

 

Первый учебный вопрос: «Автоматизированные информационные и экспертные системы, используемые в органах и учреждениях ФСИН России»

 

Автоматизированная информационная система по законодательству (АИСЗ) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним.

Эти инструменты могут позволять производить поиск документов, формировать подборки документов, выводить документы или их фрагменты на печать. Преимущества АИСЗ — доступность информации, и удобство работы с нею. Проблема, присущая таким системам, — недостаточная оперативность — может быть решена с помощью глобальной сети Интернет.

АИСЗ являются частью следующих типов информационных систем:

1. Справочно-информационные системы общего назначения, ориентированные на доступ пользователей любой профессиональной ориентации к нормативно-правовым актам. К этим системам относятся АИСЗ JURIUS, Консультант, Гарант, Кодекс и др. (Российская Федерация).

2. Глобальные информационные службы (хост-системы), предоставляющие доступ удаленным пользователям к библиографической, полнотекстовой или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США). Начало ее разработки относится к 1967 г., когда было заключено соответствующее соглашение между коллегией адвокатов шт. Огайо и фирмой Mead Data Corp.

3. Системы информационной поддержки деятельности правотворческих органов (законодательные и "конституционные собрания, конгресс, Госдума, сенат и пр.). Спецификой таких систем является необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно-правовых документов, с учетом вносимых поправок и изменений.

4. Системы автоматизации делопроизводства судов, полиции, и других правоприменительных или правоохранительных органов.

5. Прочие виды систем - автоматизация юридических библиотек и ВУЗов, консультационных пунктов, юридические экспертные системы и пр.

Справочные правовые системы России

Компания "Консультант Плюс" была образована в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 280 000 организаций во всех регионах страны.

Для оперативного решения срочных вопросов пользователей в каждом региональном центре КонсультантПлюс работает "горячая линия". Операторы "горячей линии" в режиме реального времени отвечают на вопросы по работе с системой КонсультантПлюс.

База данных

Система КонсультантПлюс содержит свыше 3 380 000 документов. Обновление и пополнение системы КонсультантПлюс производится еженедельно или ежедневно. Еженедельное пополнение проводится специалистом регионального центра Сети КонсультантПлюс.

Широкие поисковые возможности обеспечивают быстрый поиск необходимого документа по всему массиву информации. Так, для поиска документов внутри определенного раздела или информационного банка используется локальный поиск, а с помощью сквозного поиска осуществляется поиск по всему информационному массиву системы.

В поисковой системе www.google.ru, задав поиск «Законодательство России», занимает 1-е место

Система ГАРАНТ

Компания "Гарант" - одна из крупнейших российских информационных компаний. Направление деятельности компании "Гарант": производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ и информационно-правовое обеспечение предприятий, общественных объединений и организаций.

Партнерская сеть компании "Гарант" насчитывает сегодня более 250 центров в России и за рубежом. Это свыше 7 500 сотрудников в 500 городах России.

База данных

В поисковой системе www.google.ru, задав поиск «Законодательство России», занимает 3-е место

Профессиональные юридические системы "Кодекс"

Информационно-правовой консорциум «Кодекс» - один из крупнейших отечественных производителей делового программного обеспечения, работающий на российском рынке с 1991 года. Продукты «Кодекс» - информационно-правовые системы, электронные библиотеки нормативно-технической информации, технологии электронного документооборота и делопроизводства, обучающие системы и веб-проекты - пользуются признанием более 30 000 пользователей по всей России. Ежегодно мир информационных и программных решений «Кодекс» открывает более 3000 предприятий и организаций.

Центральные предприятия консорциума «Кодекс» сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве. Распространением продукции под маркой «Кодекс» занимается более 250 компаний-дистрибьюторов в 130 городах России.

На российском рынке АИСЗ представлены также следующие продукты, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств:

ü «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

ü «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

ü «ЮСИС» (фирма «Инталекс»);

ü «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»);

ü «Юридический мир» (издательство «Дело и право»);

ü «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

ü «1C: Кодекс», «1C: Гарант», «1C: Эталон» (компания «1C»);

ü «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Информационные банки РФ включают следующие уровни данных:

ü федеральное законодательство;

ü местное законодательство;

ü ненормативные материалы (консультации экспертов, бланки деловых документов, проспекты эмиссии ценных бумаг коммерческих банков и т. п.).

При юридической обработке (индексировании) используется Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный указом президента РФ от 16.12.93 №2171.

Существуют два источника получения правовой информации разработчиком для включения в систему: официальная рассылка подписавшего ведомства и опубликование в периодической печати.

В уголовно исполнительной системе применяется ряд специальных программ для автоматизированных информационных систем. Так например програмный комплекс автоматизированного карточного учётаспец контингента. Такие программы подразделяются на:

- ПК АКУС уголовно – исполнительных инспекций;

- ПК АКУС исправительных колоний;

- ПК АКУС следственных изоляторов.

«Экспертные системы»

В развитии информационного обеспечения автоматизированных информационных технологий управления экономической деятельностью наибольший интерес представляют применения в области искусственного интеллекта. Одной из форм реализации достижений в этой области является создание экспертных систем — специальных компьютерных систем, базирующихся на системном аккумулировании, обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов — экспертов. В экспертной системе используется база знаний, в которой представляются знания о конкретной предметной области.

База знаний это совокупность моделей, правил и факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области.

Выделенные и организованные в виде отдельных, целостных структур информационного обеспечения знания о предметной области становятся явными и отделяются от других типов знаний, например общих знаний. Базы знаний позволяют выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной (математической) логики, но и на основе опыта, фактов, эвристик, т.е. они приближены к человеческой логике.

Содержание базы знаний может быть применено пользователем для получения эффективных управленческих решений.

На рис. показана структура базы знаний и ее функционирование.

Эксперт — это специалист, умеющий находить эффективные решения в конкретной предметной области.

Блок приобретения знаний отражает накопление базы знаний, этап модификаций знаний и данных. База знаний отражает возможность использования высококачественного опыта на уровне мышления квалифицированных специалистов, что делает экспертную систему рентабельной в соответствии с нуждами бизнеса и заказчика.

Блок логических выводов, осуществляя сопоставление правил с фактами, порождает цепочки выводов. При работе с ненадежными данными формируются нечеткая логика, слабые коэффициенты уверенности, низкая степень меры доверия и т.д.

Блок объяснений отражает в технологии использования базы знаний пользователем последовательность шагов, которые привели к тому или иному выводу с возможностью ответа на вопрос «почему».

К настоящему времени распространение баз знаний в значительной степени определяется темпом накопления профессиональных знаний.

Та область профессиональной человеческой деятельности, которая пока поддается формализации, а значит, и автоматизации на базе ЭВМ, — это небольшая часть накопленных человеком знаний.

В составе накопленных знаний огромный слой составляют индивидуально накапливаемые неотчуждаемые знания. Меньший объем составляют знания, которые доступны для традиционной передачи. И, наконец, едва различимые в общем объеме всех остальных знаний — это формализованные знания.

Структуризация или формализация знаний основана на различных способах представления знаний. В современных системах самый популярный способ использует факты и правила. Они обеспечивают естественный способ описания процессов в некоторой предметной области.

Правила обеспечивают формальный способ представления рекомендаций, указаний, стратегий. Они подходят в тех случаях, когда предметные знания возникают из опытных (эмпирических) ассоциаций, накопленных за годы работы по решению задач в данной области. Правила чаще всего выражаются в виде утверждений типа: Если... то....

Описание предметной области в базе знаний предполагает разработку способов представления и организации знаний, методов формулирования, переформирования и решения задач. Понятия (объекты) предметной области представляются с помощью символов. Например, для банковской системы это могут быть: клиент, фондовый инструмент, операция, задача и т.д. Между символьными понятиями определяются отношения, применяются различные стратегии (логические или полученные в результате опыта) для манипулирования понятиями. Представление знаний, их структуризация предполагает выбор понятий, сложных, неординарных задач. Поэтому и правила в базе знаний бывают либо сложными, либо множественными и объемными.

Развитие концепции баз знаний связано с исследованиями и достижениями в области систем искусственного интеллекта. Области применения баз знаний и систем на их основе расширяются. Создается целый спектр баз знаний — от небольших по объему для портативных систем до мощных, предназначенных для профессионалов, эксплуатирующих сложные и дорогие АРМ.

В качестве примера можно привести внедряемую в настоящее время базу автоматизированного рабочего места специалиста по социальной работе «Социальное досье – V». Эта программа предназначена для совершенствования системы контроля, учёта, хранения, и обработки и распределение данных в области социальной работы с осуждёнными.

 

Второй учебный вопрос: Применение телекоммуникационных технологий для создания единой сети управления и обеспечение безопасности объектов УИС

 

(Слайд № 6)Для создания единой многофункциональной телекоммуникационной сети продолжается плановый перевод системы связи на цифровые технологии, позволяющие обеспечить интеграцию применяемых технических средств и повышение уровня безопасности объектов УИС.

(Слайд № 7). При организации каналов связи и оснащении техникой предусматривается возможность подключения к новым интегрированным комплексам безопасности (ИСБ) на объектах УИС для дистанционного объективного контроля и управления по типу «ситуационных центров».

(Слайд № 8). Данные передаются от видеокамер, установленных на внутренней территории, в запретной зоне, в режимных корпусах и зданиях учреждения.

(Слайд № 9) Трансляция происходит в режиме реального времени с целью контроля состояния инженерно-технических средств охраны, надзора и безопасности объекта.

(Слайд № 10) С помощью видеокамер отслеживается обстановка в учреждении, действия спецконтингента и персонала в различных ситуациях.

(Слайд № 11) Видеоконференцсвязь активно используется для дистанционного обучения, при этом преподаватель имеет возможность работать одновременно с несколькими аудиториями слушателей.

Занятия проводятся с использованием дистанционных обучающих технологий с участием руководителей ФСИН России и начальников управлений центрального аппарата. Данным видом связи планируется обеспечить все высшие учебные заведения ФСИН России.

(Слайд № 12) Цифровые технологии связи предоставляют дополнительные возможности проводить юридические, медицинские консультации, а также «видеосвидания» осужденных с родственниками.

(Слайд № 13) Современные телекоммуникационные технологии позволяют привлечь к оказанию специализированной помощи специалистов ведущих профильных медицинской учреждений страны.

Также система может применяться для проведения различных видеоконференций, интерактивных уроков мастер-класса. Ежегодными стали «он-лайн турниры» с привлечением гроссмейстеров и так далее.

(Слайд № 15) В Воронежской области проводится эксперимент по организации электронного мониторинга за осуждёнными с использованием проводной связи (ТФОП) и сотовой стандарта GSM.

Контролируемому лицу назначается персонализированное расписание передвижение вне дома. У оператора поста наблюдения формируется отчет о местоположении и немедленно фиксируется нарушение. Радиус действия браслета в составе системы 15м, может быть увеличен до 80м при помощи модуля усилителя. Один оператор одновременно может контролировать до 50 подучетных лиц. В случае удаления браслета от стационарного устройства в заданный период времени на пульт оператора наблюдения выдается сигнал о нарушении.

 

Третий учебный вопрос: Применение системы ГЛОНАСС для обеспечения задач управления ФСИН России

 

(Слайд № 16) КОНЦЕПЦИЯ построения проекта навигационной информационно-управляющей системы (ИУС) контроля транспортных средств ФСИН России на базе ГЛОНАСС

Актуальность темы: Постановление правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «ОБ ОСНАЩЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СИСТЕМ АППАРАТУРОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ГЛОНАСС ИЛИ ГЛОНАСС/GPS».

В соответствии с указанным постановлением, ФСИН России надлежит обеспечить проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой ГЛОНАСС находящихся в эксплуатации транспортных и технических средств, в том числе автомобильных и железнодорожных транспортных средств (далее ТС), используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов и отделов специального назначения.

ГЛО бальная НА вигационная С путниковая С истема — российская спутниковая система навигации. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей. Курировать проект ГЛОНАСС поручено заместителю председателя Правительства РФ Иванову С.Б.

Меры Правительства РФ по форсированному развитию и использованию ГЛОНАСС:

• Постановление Правительства РФ от 20.08.2001 - утверждена федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» (2002-2011) и определены ее направления: развитие и модернизация ГЛОНАСС, повышение точностных характеристик системы, разработка навигационной аппаратуры потребителей, создание и развитие нормативной правовой базы использования навигационных технологий, их внедрение в экономику РФ.

• Для развития системы ГЛОНАСС в России в рамках государственно-частного партнёрства Роскосмосом при участии ОАО АФК «Система» зарегистрирована компания ОАО «Навигационно-информационные системы».

• В 2008 году во исполнение постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №680 ОАО «Навигационно-информационные системы» определено федеральным сетевым оператором по оказанию навигационных услуг в Российской Федерации.

• Согласован в Государственной Думе РФ Федеральный Закон «О навигационной деятельности»

Задачи, стоящие перед ФСИН:

Провести поэтапное оснащение транспортных средств ФСИН России аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;

Провести поэтапное оснащение транспортных средств ФСИН России аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Масштабность и сложность проекта:

• Во ФСИН эксплуатируется свыше 13 000 единиц автотранспортных средств, различного назначения

• В зависимости от назначения и характеристик автотранспортные средства можно сгруппировать в 8 основных функциональных групп и свыше 20 категорий

• Кроме автотранспорта во ФСИН эксплуатируется значительное число объектов неавтомобильного транспорта (ж/д вагоны, судоходный транспорт, трактора, снегоходы и т.п.), подлежащих оборудованию навигационными устройствами

• Управление транспортными средствами децентрализовано – объекты ТС размещены и используются во всех 80 регионах РФ подразделениями территориальных управлений ФСИН и отдельными учреждениями

• Транспортные средства ФСИН совершают межрегиональные и трансрегиональные перевозки между учреждениями

 

 

Заключение:

В качестве заключения мне хотелось бы сказать, что современные информационные технологии, в том числе и не базе ГЛОНАС не будущее а уже настоящее уголовно исполнительной системы. И речь сейчас идёт об оснащении данными системами отдалённых регионов. Но, как известно для качественного и эффективного использования сложнейшей техники необходимы высоко квалифицированные и обученные специалисты. Поэтому одной из задач нашего учебного заведения должна стать дача такого объема знаний, которые бы позволили будущим сотрудникам эксплуатировать такую технику.

 

Доцент кафедры ООиК в УИС

подполковник внутренней службы В.Г. Зарубский

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: