Задаче-ориентировнная индивидуальная социальная работа

Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Промежуточные задания

Понятие кризиса в практике социальной работы

 

Задание 1.

 

Систематизируйте подходы к протеканию кризиса у Дж. Боулби и Э. Эриксона. На основе проделанной работы определите, в чем различаются данные подходы, а в чем они имеют общие подходы. Сравните эти подходы, с подходами которые вы изучили в учебнике. Свои обобщения оформите в письменном виде.

 

Задание 2.

 

Изучите в книге М. Пэйна модель кризиса на стр. 120. Используя данную модель, на практике или из специальной литературы подберите два – три индивидуальных случая жизненного сценария клиента и опишите их.

Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы

 

Задание 1.

 

Изучите типологию кризисных ситуаций в учебнике. На основании данных подходов спроектируйте какие ситуации риска могут быть для следующих клиентов: дети – семьи группы риска, выпускники детского дома, люди, вернувшиеся из мест заключения, безработные. Феноменолгию рисков оформите в таблице.

 

Задание 2.

Изучите в учебнике кризисные модели социальной работы. На основании данных моделей, а также моделей кризисной работы, предложенных в книге М. Пэйна спроектируйте обобщенную модель. Обоснуйте письменно свое видение данной модели.

Задаче-ориентировнная индивидуальная социальная работа

 

Задание 1.

 

Изучите типологию случаев, к которым применимы подходы задаче – ориентированной социальной работы. Сравните данную типологию случаев с другими изученными моделями социальной работы. Свои сравнения оформите в таблицу:

 

  Психодинамическая парадигма социальной работы Поведенческая парадигма социальной работы Гуманистическая парадигма социальной работы Задаче – ориентированная парадигма социальной работы
Типология случаев        

 

Задание 2.

 

На основании изученного материала создайте сопоставительную таблицу по изученным теоретическим парадигмам социальной работы по следующей схеме:

· философия метода

· особенности понимания среды

· особенности понимания социального контекста

· особенности диагностики/ оценки

· понимание личности клиента

· понимание роли социального работника в помогающем процессе

· особенности помогающего процесса

 

Итоговые задания

 

Задание 1.

Итоговые тесты

1. Продолжите предложение

Кризис – это форма__________________________________

2. Выберите правильный ответ/ответы

Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующие выражения:

1. временное отклонение

2. хроническое отклонение

3. кризис

4. слом

3. Выберите правильный ответ/ответы

Теорию стресса впервые обосновывает

1. Г. Селье

2. Э. Эриксон

3. ДжКулберг

4. 4. Дж. Боулби

4. Выберите правильный ответ/ответы

Дж. Боулби, изучая механизмы привязанности детей к родителям, выделил следующие фазы кризиса разлуки с ними:

1. фаза протеста, когда у ребенка есть надежда на возвращение матери

2. фаза депрессии, отчаяние и безнадежности

3. фаза изолированности и отрицания

4. фаза реорганизации

5. Выберите правильный ответ/ответы

Дж. Кульбергом выделяет следующие фазы развития кризиса:

1. фаза шока

2. фаза – реакции

3. фаза обработки

4. фаза новой ориентации

6. Выберите правильный ответ/ответы

К ситуационным факторам кризисов относят, такие факторы которые приводят к

1. нарушению социальных контактов

2. социальной изоляции индивидов

3. нарушению коммуникаций индивидов

4. нарушению личностных контактов

7. Выберите правильный ответ/ответы

Под стрессовым событием понимают такое явление, которое приводит к

1. дезинтеграции существующих связей индивида

2. нарушению жизненных событий индивида

3. проявлению личностных проблем

4. активизации жизненных планов индивида

8. Выберите правильный ответ/ответ

Личностный подход в определении кризиса обосновывает

1. Селье

2. Майер

3. Робертс

4. Кульберг

9. Выберите правильный ответ/ответ

Представителем средового подхода является:

1. Селье

2. Майер

3. Робертс

4. Кульберг

10. Представители средового подхода выделяют следующие основные рисковые ситуации

1. необходимость в медицинском обследовании

2.наличие у человека суицидальных намерений

3. существование угрозы жизни со стороны другого человека

4. наличие опасности для ребенка

11. Продолжите предложение

В соответствии с концепциями модели равновесия, кризис выводит индивида из состояния ______________________________________________________

12. Продолжите предложение

Психосоциальная модель переходных стадий связана с концепцией о ________________________________________________________________

13. Выберите правильный ответ/ ответы

М. Пэйн считает, что типичными реакциями клиента в ситуации кризиса являются:

1. избегание

2. приостановка

3. уход

4. агрессия

14. Выберите правильный ответ/ответы

Задаче – центрированный подход был предложен

1. Рейд

2. Эпштейн

3. Селье

4. Кулбергом

15. Выберите правильный ответ/ответы

Задаче- ориентированный метод эффективен при разрешении следующих проблем

1. межличностный конфликт

2. неудовлетворенность социальными взаимоотношениями

3. трудности взаимодействия с официальными инстанциями

4. проблемы в ролевом поведении

16. Продолжите предложение

Как считает Л. Рапопорт если стресс, может привести к развитию болезни, то кризис _____________________________________________________________

17. Выберите правильный ответ/ответы

Исследователи кризиса считают, что кризис протекает

1. от 4 до 6 недель

2. от 6 до 8 недель

3. от 8 до 10 недель

4. более 12 недель

18. Выберите правильный ответ/ ответы

Данные исследователи рассматривают кризис как элемент развития индивида

1. Э. Эриксон

2. Д. Левинсон

3. З. Фрейд

4. К. Юнг

19. Выберите правильный ответ

Социальный работник в кризисных технологиях помощи выступает как

1. коммуникатор

2. посредник

3. временный заместитель надежды

4. консультант

20. Продолжите предложение

В практике социальной работы сложились определенные подходы к пониманию кризисной ситуации, это понимание связано ­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

21. Выберете правильный ответ / ответы

Клиент в кризисной ситуации имеет следующие проявления

1. тревожность

2. беспомощность

3. неуверенность

4. агрессия

22. Выберите правильный ответ/ ответы

Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет следующие подходы к пониманию кризиса

1. личностные ориентации

2. средовые ориентации

3. институциональные ориентации

3. социально – экономические ориентации

23. Выберите правильный ответ/ответы

Психодинамическая теория психологии личности используется в кризисных интервенциях для

1. оценки личностных проблем

2. оценки развитости Эго

3. оценки эмоциональной устойчивости

4. оценки кризисных ситуаций

24. Выберите правильный ответ/ ответы

Задаче – центрированной модели социальной работы ориентированы на

1. краткосрочную терапию

2. среднесрочную терапию

3. длительную терапию

4. не ориентирована на терапевтические методы

25. Выберите правильный ответ / ответы

Модели кризисной интервенции не затрагивают

1. личностных изменений

2. социальных изменений

3. экономических изменений

4. институциональных изменений

26. Выберите правильный ответ/ ответы

В задаче – центрированной модели клиент и социальный работник при составлении контракта большое внимание уделяют:

1. проблемам

2. отношениям

3. задачам

4. эмоциональным состояниям

27. Выберите правильный ответ/ ответы

Джеймс и Джиллилэнд считали, что кризис может быть

1. институциональным

2. личным

3. публичным

4. политическим

28. Выберите правильный ответ / ответы

Кризисная модель А-В-С состоит из следующих интеракций

1. слушание – оценка-действие

2. установление контакта- разложение проблемы на части – преодоление

3. планирование - работа с чувствами – действие

4. оценка аффективны реакций – когнитивных реакций- поведенческих реакций

29. Продолжите предложение

При кризисной интервенции в первую очередь обращается внимание на ________________________________________

30. Продолжите предложение

«Ситуационные кризисы» вызываются ____________________________

 

Задание 2.

 

Напишите эссе на 8-12 стр. по одной из заданных тем:

1. Кризис в теории социальной работы и практической психологии: сущность и различие

2. Особенность заключения контрактов в кризисных моделях работы

3. Кризис в жизни человека. Опыт социальных индивидуальных историй.

4. Современные отечественные кризисные технологии.

 

Задание 3.

 

Создайте по данной теме презентацию с комментариями (15 – 20 слайдов).

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. - М., «Академический Проект», 2009.

2. Пэйн М. Социальная работа: современная теория М., Академия. 2007

3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

4. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.

5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНфРА-М, 2006.

Дополнительная:

1. Фирсов М.В. История социальной работы, Академический проект, М., 2009

2. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. - М., 1993.

3. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. Т. 1 - М., 1997.

4. Студёнова Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание (Монография) М.: Издательство МГОУ, 2006

5. Теория и методика социальной работы. В 2 ч. - М., 1994.

6. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). - Воронеж, 1997.

7. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. - М., 2002.

8. Хатчинсон Г., Олтедал С. Модели в социальной работе: от разных источников - к одному полю деятельности. - Архангельск, 1999.

9. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1. - М.: Центр общече­ловеческих ценностей, 1993.

10. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической рабо­ты. - М., 1992.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: