Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
Промежуточные задания |
Понятие кризиса в практике социальной работы
Задание 1. |
Систематизируйте подходы к протеканию кризиса у Дж. Боулби и Э. Эриксона. На основе проделанной работы определите, в чем различаются данные подходы, а в чем они имеют общие подходы. Сравните эти подходы, с подходами которые вы изучили в учебнике. Свои обобщения оформите в письменном виде.
Задание 2. |
Изучите в книге М. Пэйна модель кризиса на стр. 120. Используя данную модель, на практике или из специальной литературы подберите два – три индивидуальных случая жизненного сценария клиента и опишите их.
Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
Задание 1. |
Изучите типологию кризисных ситуаций в учебнике. На основании данных подходов спроектируйте какие ситуации риска могут быть для следующих клиентов: дети – семьи группы риска, выпускники детского дома, люди, вернувшиеся из мест заключения, безработные. Феноменолгию рисков оформите в таблице.
|
|
Задание 2. |
Изучите в учебнике кризисные модели социальной работы. На основании данных моделей, а также моделей кризисной работы, предложенных в книге М. Пэйна спроектируйте обобщенную модель. Обоснуйте письменно свое видение данной модели.
Задаче-ориентировнная индивидуальная социальная работа
Задание 1. |
Изучите типологию случаев, к которым применимы подходы задаче – ориентированной социальной работы. Сравните данную типологию случаев с другими изученными моделями социальной работы. Свои сравнения оформите в таблицу:
Психодинамическая парадигма социальной работы | Поведенческая парадигма социальной работы | Гуманистическая парадигма социальной работы | Задаче – ориентированная парадигма социальной работы | |
Типология случаев |
Задание 2. |
На основании изученного материала создайте сопоставительную таблицу по изученным теоретическим парадигмам социальной работы по следующей схеме:
· философия метода
· особенности понимания среды
· особенности понимания социального контекста
· особенности диагностики/ оценки
· понимание личности клиента
· понимание роли социального работника в помогающем процессе
· особенности помогающего процесса
Итоговые задания |
Задание 1. |
Итоговые тесты
1. Продолжите предложение
Кризис – это форма__________________________________
2. Выберите правильный ответ/ответы
Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующие выражения:
|
|
1. временное отклонение
2. хроническое отклонение
3. кризис
4. слом
3. Выберите правильный ответ/ответы
Теорию стресса впервые обосновывает
1. Г. Селье
2. Э. Эриксон
3. ДжКулберг
4. 4. Дж. Боулби
4. Выберите правильный ответ/ответы
Дж. Боулби, изучая механизмы привязанности детей к родителям, выделил следующие фазы кризиса разлуки с ними:
1. фаза протеста, когда у ребенка есть надежда на возвращение матери
2. фаза депрессии, отчаяние и безнадежности
3. фаза изолированности и отрицания
4. фаза реорганизации
5. Выберите правильный ответ/ответы
Дж. Кульбергом выделяет следующие фазы развития кризиса:
1. фаза шока
2. фаза – реакции
3. фаза обработки
4. фаза новой ориентации
6. Выберите правильный ответ/ответы
К ситуационным факторам кризисов относят, такие факторы которые приводят к
1. нарушению социальных контактов
2. социальной изоляции индивидов
3. нарушению коммуникаций индивидов
4. нарушению личностных контактов
7. Выберите правильный ответ/ответы
Под стрессовым событием понимают такое явление, которое приводит к
1. дезинтеграции существующих связей индивида
2. нарушению жизненных событий индивида
3. проявлению личностных проблем
4. активизации жизненных планов индивида
8. Выберите правильный ответ/ответ
Личностный подход в определении кризиса обосновывает
1. Селье
2. Майер
3. Робертс
4. Кульберг
9. Выберите правильный ответ/ответ
Представителем средового подхода является:
1. Селье
2. Майер
3. Робертс
4. Кульберг
10. Представители средового подхода выделяют следующие основные рисковые ситуации
1. необходимость в медицинском обследовании
2.наличие у человека суицидальных намерений
3. существование угрозы жизни со стороны другого человека
4. наличие опасности для ребенка
11. Продолжите предложение
В соответствии с концепциями модели равновесия, кризис выводит индивида из состояния ______________________________________________________
12. Продолжите предложение
Психосоциальная модель переходных стадий связана с концепцией о ________________________________________________________________
13. Выберите правильный ответ/ ответы
М. Пэйн считает, что типичными реакциями клиента в ситуации кризиса являются:
1. избегание
2. приостановка
3. уход
4. агрессия
14. Выберите правильный ответ/ответы
Задаче – центрированный подход был предложен
1. Рейд
2. Эпштейн
3. Селье
4. Кулбергом
15. Выберите правильный ответ/ответы
Задаче- ориентированный метод эффективен при разрешении следующих проблем
1. межличностный конфликт
2. неудовлетворенность социальными взаимоотношениями
3. трудности взаимодействия с официальными инстанциями
4. проблемы в ролевом поведении
16. Продолжите предложение
Как считает Л. Рапопорт если стресс, может привести к развитию болезни, то кризис _____________________________________________________________
17. Выберите правильный ответ/ответы
Исследователи кризиса считают, что кризис протекает
1. от 4 до 6 недель
2. от 6 до 8 недель
3. от 8 до 10 недель
4. более 12 недель
18. Выберите правильный ответ/ ответы
Данные исследователи рассматривают кризис как элемент развития индивида
1. Э. Эриксон
2. Д. Левинсон
3. З. Фрейд
4. К. Юнг
19. Выберите правильный ответ
Социальный работник в кризисных технологиях помощи выступает как
1. коммуникатор
2. посредник
3. временный заместитель надежды
4. консультант
20. Продолжите предложение
В практике социальной работы сложились определенные подходы к пониманию кризисной ситуации, это понимание связано __________________________________
21. Выберете правильный ответ / ответы
Клиент в кризисной ситуации имеет следующие проявления
1. тревожность
2. беспомощность
|
|
3. неуверенность
4. агрессия
22. Выберите правильный ответ/ ответы
Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет следующие подходы к пониманию кризиса
1. личностные ориентации
2. средовые ориентации
3. институциональные ориентации
3. социально – экономические ориентации
23. Выберите правильный ответ/ответы
Психодинамическая теория психологии личности используется в кризисных интервенциях для
1. оценки личностных проблем
2. оценки развитости Эго
3. оценки эмоциональной устойчивости
4. оценки кризисных ситуаций
24. Выберите правильный ответ/ ответы
Задаче – центрированной модели социальной работы ориентированы на
1. краткосрочную терапию
2. среднесрочную терапию
3. длительную терапию
4. не ориентирована на терапевтические методы
25. Выберите правильный ответ / ответы
Модели кризисной интервенции не затрагивают
1. личностных изменений
2. социальных изменений
3. экономических изменений
4. институциональных изменений
26. Выберите правильный ответ/ ответы
В задаче – центрированной модели клиент и социальный работник при составлении контракта большое внимание уделяют:
1. проблемам
2. отношениям
3. задачам
4. эмоциональным состояниям
27. Выберите правильный ответ/ ответы
Джеймс и Джиллилэнд считали, что кризис может быть
1. институциональным
2. личным
3. публичным
4. политическим
28. Выберите правильный ответ / ответы
Кризисная модель А-В-С состоит из следующих интеракций
1. слушание – оценка-действие
2. установление контакта- разложение проблемы на части – преодоление
3. планирование - работа с чувствами – действие
4. оценка аффективны реакций – когнитивных реакций- поведенческих реакций
29. Продолжите предложение
При кризисной интервенции в первую очередь обращается внимание на ________________________________________
30. Продолжите предложение
«Ситуационные кризисы» вызываются ____________________________
Задание 2. |
Напишите эссе на 8-12 стр. по одной из заданных тем:
1. Кризис в теории социальной работы и практической психологии: сущность и различие
|
|
2. Особенность заключения контрактов в кризисных моделях работы
3. Кризис в жизни человека. Опыт социальных индивидуальных историй.
4. Современные отечественные кризисные технологии.
Задание 3. |
Создайте по данной теме презентацию с комментариями (15 – 20 слайдов).
ЛИТЕРАТУРА |
Основная:
1. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. - М., «Академический Проект», 2009.
2. Пэйн М. Социальная работа: современная теория М., Академия. 2007
3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
4. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.
5. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНфРА-М, 2006.
Дополнительная:
1. Фирсов М.В. История социальной работы, Академический проект, М., 2009
2. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. - М., 1993.
3. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. Т. 1 - М., 1997.
4. Студёнова Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание (Монография) М.: Издательство МГОУ, 2006
5. Теория и методика социальной работы. В 2 ч. - М., 1994.
6. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). - Воронеж, 1997.
7. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. - М., 2002.
8. Хатчинсон Г., Олтедал С. Модели в социальной работе: от разных источников - к одному полю деятельности. - Архангельск, 1999.
9. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
10. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992.