Лекция 17. Тема 3.3. Операции по международному туризму

 

1. Сущность операций по международному туризму и виды международного туризма.

2. Организационные формы операций по международному туризму.

1. Операции по международному туризму –вид деятельности, направленной на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранных туристов. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туристские услуги в международном товарообороте выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристической индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранное валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту.

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран; Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет на Кипре - 52%; в Австралии - 36%, Греции - 36%, Испании - 35%, Португалии - 21%, Швейцарии - 12%, Италии - 11%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет. Перу, Парагвай, Коста-Рика). Однако в ряде стран этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, на Ямайке - 30%, в Панаме - 55%, на Гаити;- 73%.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

В классификации Всемирной туристической организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами-поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими. К странам-поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К. принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция,Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

В основе роста международного туризма - прежде всего экономический и социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается объем деловых поездок и поездок с познавательными целями, с другой - совершенствуются транспортные средства, что ведет к ускорению и удешевлению поездок. Развиваются межгосударственные связи и культурный обмен между сторонами, усиливается желание людей лучше понять и узнать друг друга.

К числу важнейших предпосылок развития международного туризма можно отнести, прежде всего социально-экономические предпосылки, а именно:

- рост числа наемных рабочих и служащих в зарубежных странах;

- повышение их материального и культурного уровня;

- усиление интенсификации труда и в то же время получение работниками более продолжительных отпусков и более высокой заработной платы.

Дальнейшее совершенствование средств транспорта является результатом огромного научно-технического прогресса. Это привело к значительному расширению использования авиационного транспорта для туристических поездок в связи со снижением тарифов. Значительно шире стал применяться в международном туризме автомобильный транспорт, чему способствовали расширение и усовершенствование сети автомобильных дорог, создание станций технического обслуживания и предприятий туристской индустрии (гостиниц, кафе, ресторанов).

Существенное значение для развития международного туризма имеет стремление стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание туристской индустрии, под которой понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 30 млн.человек.

Туристские услуги, предлагаемые в качестве товаров на мировом рынке, разнообразны. К ним относятся:

- услуги по размещению туристов (в гостиницах, пансионатах, кемпингах);

- услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;

- услуги по обеспечению туристов питанием;

- услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение музеев, театров, природных и исторических заповедников, фестивалей, спортивных соревнований);

- услуги направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях);

- услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков);

- услуги по оформлению документации.

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может предоставляться путем продажи инклюзив-туров или пэкидж-туров.

Инклюзив-тур чаще всего применяется при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туриста в гостинице, питание и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается цена инклюзив тура без разбивки ее на отдельные виды услуг.

Пэкидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг, который может не включать транспортные расходы. Пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.

Таким образом, принципиальных различий между инклюзив-туром и пэкидж-туром нет (первое понятие чаще используется в Западной Европе, второе- в США). Структура этих туров зависит от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

Международный туризм классифицируется по целям поездки, срокам, средствам передвижения, средствам размещения, стоимости поездки, методу проведения, численности участников.

По целям поездки выделяют:

-курортный туризм (отдых, лечение);

- экскурсионный туризм (знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями).

- научный туризм (знакомство с достижениями науки, и техники);

- деловой туризм (проведение деловых переговоров);

- этнический туризм (свидание с родственниками).

По методу проведения выделяют:

-организованный туризм (осуществляется туристическими фирмами);

-неорганизованный туризм.

По числу участников различаются индивидуальный и групповой туризм.

 

2. Организационные формы операций по международному туризму претерпели существенные изменения. Это связано в первую очередь с развитием массового организованного туризма и переходом его на совершенно новую организационную основу, опирающуюся на развитую индустрию туризма и современные средства транспорта.

Для современных форм организации международного туризма характерно:

- усиление концентрации среди самой многочисленной группы розничных фирм, предлагающих туристические услуги – турагентов; лишение большого числа таких фирм юридической и хозяйственной независимости;

- появление в их отношениях с другими компаниями новых форм связей (на основе предоставляемых лицензий, франшизы);

- изменение характера деятельности туристических оптовых фирм и превращение их в туроператорские фирмы, предлагающие полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров и выступающие связующим звеном между предприятиями индустрии туризма и турагентствами;

- образование крупных корпораций индустрии туризма и осуществление ими непосредственно операций по предоставлению туристических услуг клиентам;

- проникновение в сферу туристического бизнеса «нетуристического капитала» транспортных и торговых фирм, банков, страховых обществ, газетных трестов, как путем создания в форме дочерних предприятий собственных турагентств, так и осуществлением туристических операций собственным аппаратом.

Особенность современного этапа – внедрение гостиничными компаниями автоматизированных электронно-вычислительных систем управления и резервирования мест в гостиницах (АСУР). Так в США и в Западной Европе действуют национальные системы «Амекоспекс бэнк», «Холидекс», СИТЕЛ», «Хилтон Панамерикен».

Эти системы ведут быстрый и точный учет каждой индивидуальной розничной сделки, позволяют с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте, обеспечивая незамедлительное предоставление клиенту любой информации. Они без задержки выдают всю расчетную документацию и осуществляют необходимые платежи автоматически по мере того, как плата за проданные услуги поступает на счета туристических агентов-клиентов АСУР. Использование систем АСУР позволило перестроить всю индустрию туризма.

Туристические агентства – это розничная фирма, выступающая посредником между обслуживающими предприятиями или туроператоскими фирмами, с одной стороны и клиентами туристами – с другой. Турагентство либо реализует инклюзив-туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимается предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа инклюзив-туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию инклюзив-туров турагентство получает определенную комиссию от туроператора.

Для того, чтобы иметь возможность продавать отдельные виды туристических услуг (билеты на транспорт, номера в гостинице), турагентство заключает с соответствующими транспортными и гостиничными предприятиями агентские соглашения, на основе которых получает лицензию на продажу или франшизу. Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым производителями этих услуг. При реализации отдельных видов услуг на базе лицензии турагентство получает определенную комиссию от производителя услуг. В случае оказания туристу разрозненных услуг по его выбору турагентство может взимать с него определенные наценки к розничным ценам производителя услуг.

Услуги информационного характера турагентство предоставляет бесплатно. Турагентства по своему положению могут быть двух категорий:

- независимые, т.е не связанные родственными связями с другими фирмами;

- выступающие в форме дочерних компаний и филиалов туроператорских фирм, компаний индустрии туризма, торговых фирм, банков, страховых обществ и других компаний.

Независимость турагентств практически проявляется только в отсутствии контроля над капиталом фирмы со стороны других фирм. Осуществление деятельности на основе лицензии или франшизы может постепенно привести турагентство к потере хозяйственной самостоятельности, поскольку их предоставление, как правило, сопровождается выдачей обязательства не вступать в деловые отношения с другими фирмами. Таким образом, большинство турагентов находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций, торговых фирм. В последние годы в связи с усилением конкуренции со стороны монополий индустрии туризма и крупных туроператоров наблюдается процесс разорения мелких турагентств или поглощения их крупными фирмами.

В развитых странах насчитывается примерно 25 тысяч туристических агенств, в том числе 7,8 тысяч в США, 4 тысячи – в Англии, по одной тысяче – в Германии и Италии, 700 – во Франции. Примерно половина операций туристических агенств приходится на операции по международному туризму. Среди них особо выделяются операции по продаже инклюзив-туров и по реализации авиационных билетов индивидуальным туристам. Например, в США турагенты продают до 90% всех авиационных билетов, что составляет 60% их оборота, в Англии – до 80%. Ориентировочно более половины всех международных туристов в той или иной мере ежегодно прибегают к услугам туристических агентств.

Мелкие и средние турагентства иногда объединяются в кооперативы или консорциумы с целью выработки общих условий соглашений с туристическими оптовыми фирмами.

Среди международных кооперативных организаций выделяется Всемирная ассоциация турагентств, объединяющая 240 турагентств разных стран. Она осуществляет свою деятельность на коммерческих началах и распределяет получаемую прибыль на принципах пула.

Туроператорская фирма – это туристическая оптовая фирма, выступающая посредником между предприятиями туристической индустрии и турагентствами. Она организует инклюзив-туры и реализует их от своего имени через турагентства или непосредственно клиентам. В процессе организации туров туроператор устанавливает связи с гостиницами, кафе, ресторанами, транспортными фирмами, экскурсионными бюро. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая от производителей услуг значительные скидки. При расчете стоимости инклюзив-туров туроператор включает в него помимо стоимости туристических услуг на основе собственных затрат расходы по содержанию аппарата фирмы, издержки на рекламу, комиссионное вознаграждение турагенту и определенный процент прибыли. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем без помощи туроператора или при индивидуальной поездке с таким же комплексом и уровнем услуг.

Крупные туроператорские фирмы имеют от 500 до 2000 турагентств, осуществляющих розничную продажу туристических услуг.

По профилю своей деятельности операторские фирмы подразделяются на следующие основные группы, специализирующиеся на организации туров с использованием:

- специально арендованных (чартерных) самолетов;

- автобусных экскурсий;

- железнодорожных экскурсий;

- морских круизов;

- специализированных туров – путешествий в какую-либо страну

Туристические корпорации – это крупные предприятия туристического бизнеса, которые путем системы участия объединяют широкий круг фирм, предоставляющих различные виды туристических услуг. К ним относятся туристские гостиничные комплексы. Процесс концентрации и интернационализации капитала особенно усилился с середины 60-х годов, что привело к образованию туристических фирм-гигантов, по сфере и масштабам деятельности представляющих собой транснациональные корпорации. Они в значительной степени монополизировали туристские рынки своих стран и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающие туристический бизнес, а также транспортные, банковские, страховые и другие компании. Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов.

Туристические корпорации имеют широкую сеть туроператоров и турагентов в разных странах, через которых осуществляют реализацию инклюзив-туров и отдельных видов туристских услуг.

Туристические комплексы – это крупные многоотраслевые концерны, занимающие господствующее положение в туристическом бизнесе своей страны и обслуживающие международный туристический рынок.

Большинство таких туристических гигантов образовалось в результате слияния, поглощения или объединения в консорциумы нескольких туроператорских фирм. Так, в Германии на долю трех крупнейших туристических корпораций приходится 70% туристического рынка, во Франции 50% приходится на долю 13 корпораций.

В современных условиях широкий комплекс туристских услуг представляют гостиничные комплексы: размещение туристов, питание в ресторане, предоставление залов для проведения конференции, приобретение билетов на транспорт, оформление автопроката и вызов такси, обеспечение театральными, экскурсионными билетами, организация спортивных игр, торговля сувенирами.

Ведущие гостиничные компании по сфере и масштабам своей деятельности являются транснациональными корпорациями.

Самой крупной гостиничной корпораций мира «Холидей иннз» принадлежит 1755 гостиниц в 50 странах мира с общим номерным фондом 303 тысяч. Кроме того она владеет производственными предприятиями самых различных отраслей, включая мебельные, пищевые, стекольные, имеет собственную сеть магазинов и даже собственную авиакомпанию.

Важной особенностью современного этапа развития международного туризма является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, страховых компаний.

Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг индивидуальным туристам, так и комплекс услуг в виде инклюзив-туров на основе собственной гостиничной базы. Особо выделяются в этом отношении авиационные компании. Практически все крупные авиакомпании имеют свои гостиничные комплексы, предоставляющие широкий круг туристских услуг (американские авиакомпании «ТВА», «Континентал эйрлайнз», французские «ЭЙР Франс, «УТА», имеют гостиничные филиалы в разных странах.)

Все большее распространение получает создание авиакомпаниями дочерних авиачартерных и туроператорских фирм, специализирующихся на подготовке и продаже инклюзив-туров, составным элементов которых является перевозка на самолетах своей авиационной компании. Сейчас практически все западноевропейские авиакомпании имею дочерние авиачартерные и туроператорные фирмы. Такие фирмы уже не довольствуются гостиничной базой своей авиакомпании, а организуют обслуживание туристов на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на условиях туроператора.

Активно внедряются в туристический бизнес и другие транспортные компании. Так судоходные компании организуют круизы; железнодорожные компании предлагают туры по льготному тарифу и с включением стоимости экскурсий в городах по маршруту; автобусные компании самостоятельно организуют автобусные туры: например во Франции судоходная компания «Компани женераль трансатлантик» имеет гостиницы на Корсике и участвует в капитале крупной гостиничной цепи «Франтель». Другая судоходная компания «Компани маритм де Шаржер Реюни» владеет капиталом туроператора «Компани де круазьер пакэ», занимающего четвертое место среди туристических фирм Франции. Государственной железнодорожной компании «СНСФ» принадлежит туроператорская фирма «Ваканс» и гостиничная цепь «Сюффрен ла тур». В Голландии авиационной компанией «КЛМ» и голландской железнодорожной компанией создан туристический консорциум «ХИНТ».

Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристских услуг в 70-е годы. Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание своих клиентов, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагентов. По мере роста спроса на туристские услуги они перешли к практике организации в своем составе формально независимых туристских фирм, которые затем стали их дочерними фирмами.

Торговые фирмы организуют туристские поездки в основном с перевозкой чартерными рейсами. Стоимость предлагаемых ими туров на 5-10% ниже, чем у турагентов в основном за счет экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Кроме того, в целях быстрого и прочного завоевания рынка эти компании вначале калькулировали цены на туры с расчетом лишь на минимальную прибыль. Что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Помещая условия туристических поездок в своих каталогах, рассылаемых миллионными тиражами по всей стране, они имеют возможность экономить значительные средства, необходимые для рекламы туров. Помимо этого торговые фирмы располагают широкой сетью рекламных бюро и многочисленным штатом сотрудников, устанавливающих непосредственные контакты с населением.

Промышленные фирмы стали на основе системы участия приобретать и включать в свою структуру туристские фирмы. Так, в туризм пришли капиталы нефтяной компании «ЭКССОН»(США), текстильной «Джолли»(Италия), пищевых «Нестле»(Швейцария), «Мотта», «Павези»(Италия).

Усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма. Они приобретают пакет акций туроператоров и превращают их в дочерние предприятия. Организованные операторами туры распространяются банками и страховыми компаниями через собственный аппарат среди своих клиентов. Они, как правило, дешевле, чем у туроператоров. Банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учета и управления. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам. Так как у большинства потенциальных клиентов есть счета в том или ином банке, для них удобнее и выгоднее иметь дело непосредственно со своим банком при организации туристической поездки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: