КОМУНІКАТИВНЫЕ РОЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Комуникативная роль | Поведение |
1. «Сторож» | Контролирует движение информации к другому человеку в пределах одной коммуникационной сети(эту роль исполняют секретарь, диспетчеры) |
2. «Лидер мыслей» | Может влиять на наставления и поведение некоторых других людей(влияние неформально) |
3. «Связной» | Связующее звено между группами в коммуникационной сети |
4. «Пограничник» | Человек в коммуникационной сети, которая имеет высокую степень связи с организационным окружением |
Таблица 10.2
ПРИЧИНЫ НЕСОВЕРШЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Стереотипы | Упрощенные мысли относительно причин отсутствия объективного анализа и понимания людей ситуаций, проблем |
«Предвзятые представления" | Склонность отклонять все, что противоречит собственным взглядам, новое, необычное("Мы верим тому, почему желаем верить") |
Плохие отношения между людьми | Враждебное отношение к человеку вызывает ее сопротивление даже законным требованиям и взглядам |
Отсутствие внимания и заинтересованности собеседника | Человек не осознает значения информации для себя |
Пренебрежение фактами | Привычка делать выводы без достаточного количества фактов |
Ошибки в высказываниях | Неправильный подбор слов, сложность сообщения, нелогичность, недостаточная убедительность и др. |
Неправильный вибор стратегии и тактики общения |
Рис. 10.11. Схема сигналов доступа глаз
Таблица 10.4
ИНДИКАТОРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДАЛЬНОСТИ
Индикатор | Модальность | ||||
Визуальная | Аудиальная | Кинестическая | |||
1. Сигналы доступа глаз | Кверху прямо, кверху слева, кверху справа, прямо перед собой | Справа, слева, вниз справа | Вниз прямо, вниз влево | ||
(Описание со стороны наблюдателя) | |||||
2. Модальные предикаты | Представьте, ярко, как видим, перспектива, прозрачно и др. | Созвучно, послушайте громко логично и др. | Легко, чувствую, сложно, удобно и др. | ||
3. Жесты рук | На уровне лица | Више пояса | Ниже пояса | ||
4. Скорость речи | Ускоренная | Ровная, размеренная | Замедленная | ||
5. Интонация голоса | Повишенная | Монотонная | Пониженная | ||
Таблица 10.5
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ СЛУХАМИ
- Устраняйте причины появления слухов - Обращайте особенное внимание на противодействие серьезным слухам - При опровержении слухов используйте факты - Начинайте противодействовать слухам как можно раньше - Уделяйте особенное внимание личному представлению фактов, а если это необходимо, то и в письменном виде - Приводите факты из надежных источников - Не пересказывайте слухи при их опровержении - Не отказывайтесь от помощи неформальных лидеров, если они имеют желание к сотрудничеству - Прислушивайтесь ко всем слухам, чтобы понять, что они могут значить |
Контрольные вопросы
1. Что такое коммуникативный процесс и которые его главные функции в организации?
2. Какие ровные коммуникации в организации вам известны?
3. Назовите основные элементы невербальной коммуникации.
4. Что следует отнести к неформальным каналам коммуникации в организации?
5. Определите главные причины плохой коммуникации в организации.
6. Какие вы знаете модели коммуникационных сетей в организации? Сопоставьте их.
7. Какие коммуникативные барьеры препятствуют вашему общению с преподавателями?
8. Как руководителю правильно обращаться с подчиненными?
9. Дайте характеристику главных критериев классификации типов деловых собеседников.
10. Как управлять слухами в организации?
Рекомендованная литература
1. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. — Х.: Фортуна-пресс, 1998. — 464 с.
2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 224 с.
3. Власова А. М., Савчук Л. М., Савінова В. Б. Організаційна поведінка: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 1998. — 96 с.
4. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М.: Технол. школа бизнеса, 1994. — 192 с.
5. Курбанов В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — 416 с.
6. Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 328 с.
7. Морозов А. В. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
8. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
9. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980. — 176 с.
10. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 105—115.
11. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 512 с.
12. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 328 с.
Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента. — М.: Интел-Синтез, 1997. — 256