Особенности права вооруженных конфликтов международного характера

Тема 1.6

Афанасьев А.Н. «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО»,

стр. 36-40

 

Существуют два набора норм, относящихся к явлению, именуемому войной: право международных вооруженных конфликтов, подробно кодифицированное, с четко обозначенными положениями и средствами международного контроля, и право конфликтов международного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулированных в общем виде, и не имеющее установленной законом системы международного контроля.

Вооруженным конфликтом международного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами – с другой.

Лица, входящие в состав таких групп, - назовем ли мы их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, борцами за свободу, террористами или каким-либо другим именем, - сражаются с целью захвата власти или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства.

Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинства или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого различные власти группировки начинают между собой борьбу за власть. В этом контексте обычно говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая тем не менее может быть отражением международных конфликтов и напряженности.

Через год после провозглашения в 1948 году Организацией Объединенных Наций декларации прав человека были приняты нормы гуманитарного права, относящиеся к конфликтам, происходим внутри государств. Предоставляемая им защита была расширена через 30 лет в Протоколе 2 в значительной степени благодаря Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года.

За государством остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка. Однако следует отметить, что в международном праве нет ограничений суверенитета государства по отношению к внутренним конфликтам, аналогичных содержащемуся в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения международных споров. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать закон и порядок. Это означает, что право государства выбирать средства и методы теперь не является неограниченным.

На этом фоне возникли следующие нормы международного гуманитарного права.

- Общая статья 3 четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, которая представляет собой перечень правил, являющихся выражением основных принципов государства. Статья 3 имеет обязательный характер не только в качестве нормы международного договорного права, но и как выражение общих принципов права. Это обязательный закон juя codens. В то же время нормативное содержание статьи 2 ограничено: в ней содержится лишь несколько правил, относящихся к защите людей от непосредственных последствий военных действий.

- Дополнительный протокол 2 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, принятый 8 июня 1977 года. Протокол 2 кодифицирует запрет нападать на гражданское население и применять силу против отдельных гражданских лиц.

- Обычное право. Наряду с довольно скромным по объему международным договорным правом существуют неписаные правила обычного права, приобретающие особое значение для ограничения насилия во внутренних конфликтах. Все содержание статьи 3 сегодня нужно рассматривать как часть обычного права. Также сюда можно отнести принципы, которые ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий.

- Специальные соглашения между находящимися в конфликте сторонами. Статья 3 Женевских конвенций призывает участвующие в гражданской войне стороны заключить специальные соглашения о том, что бы полностью или частично применять в гражданской войне положения, применимые для международных конфликтов.

Статья 3 применима, когда правительство и повстанцы противостоят друг другу в боях с участием большого количества людей и с применением оружия.1

Согласно традиционному международному праву, разногласия между народами, осуществляющими свое право на самоопределение путем борьбы за независимость, и соответствующей колониальной державой считались внутренним делом колониальной державы. В случае, если борьба переходила в вооруженные столкновения, с уровнем насилия, характерным для войны, начинала действовать общая статья 3 Женевских конвенций. Однако с начала 1960 – х годов под воздействием требований стран “третьего мира” и в соответствии с резолюциями ООН заявления народов о своих правах на самоопределение стали все чаще рассматриваться государствами как международные события.

Логически завершением этого процесса для международного гуманитарного права было принятие Дополнительного протокола 1 от 8 июня 1977 года, где в пункте 4 сказано, что “вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение”, подпадают под действие права, относящегося к международным вооруженным конфликтам. Как только освободительное движение сделает соответствующее заявление, начинают действовать все положения четырех Женевских конвенций и Дополнительного протокола 1, при условии, конечно, что соответствующее государство является стороной, подписавшей Протокол.

Перечень обязанностей в статье 3 начинается с общего предписания воюющим сторонам при всех обстоятельствах и без какой – либо дискриминации гуманно обращаться со всеми лицами, которые не принимают или перестали принимать участие в военных действиях. К лицам, о которых идет речь, относятся, в частности, раненые и больные, пленные и все лица, которые сложили оружие. В соответствии с этим общим обязательством, которое тесно связано с идеей уважения человеческого достоинства, статья 3 запрещает:

- посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение и пытки, истязания;

- взятие заложников;

- посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

- осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

 

Вопросы. 1. Опишите суть вооруженных конфликтов международного характера. 2. Назовите причины возникновения подобных конфликтов. 3. Какие нормы МГП возникли на фоне внутренних конфликтов в государствах? 4. Что запрещено общими обязательствами воюющих сторон при внутреннем конфликте в государствах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: