Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Они разрабатывались отечественной школой Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду.
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Носят индивидуальный характер.
Тесты
Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении развития ребенка. – для самостоятельного изучения.