История древних ересей

 

1. Иудейство и гностицизм.

2. Время и происхождение апокрифических евангелий.

3. Ереси Оригена («Бог Творец миров»).

4. Ересь Ария («Сын сотворён»).

5. Ересь Савелия («Лица – действия»).

6. Ересь Павла Самосатского (термин «Единосущный»).

7. Ересь Аполинария («Человек без души»).

8. Ересь Нестория («Две личности»).

9. Ересь Евтихия (монофизитство).

1. 10.Ересь монофилитов.

 

Первые християне были иудеями. Естественно, они считали, что необходимо исполнять Ветхозаветный Закон. Они воспринимали християнство как дополнение к основному иудейскому закону. Апостольский Собор решил эту проблему. Но были и такие, которые как бы в противовес иудействующим проповедовали совершенно противоположное, - категорически отрицали Ветхий Завет. Такое течение называется гностицизм. Гностики - это язычники, которые отрицали Ветхий Завет при помощи християнских понятий. Будучи язычниками, они считали, что богов много, и при этом, Ветхозаветный Бог Саваоф - это не высший Бог, т.к. Он сотворил материальный мир, который пребывает в падении и грехе. Они считали, что умный Бог никогда бы не сотворил такой ничтожный и глупый мир. Высший Бог где-то, конечно, есть, но Он вообще никогда ничего не творил бы из простой материи. О Христе они рассуждали так: Христос - это ни Бог, ни человек. Это какая-то особая субстанция. Христос, придя, ниспровергает Саваофа – иудейского Бога.

 

Во II и IV веках было очень много гностиков. Существует много апокрифических евангелий, их писали гностики для оправдания своих учений. Они говорили, что Евангелие дано Богом с неба, но можно приспосабливать его к своим понятиям. Все апокрифические евангелия возникли позже канонических. Они относятся к III и IV векам.

 

Главным противником и борцом с гностицизмом был известнейший учитель Ориген (его отец был мучеником). Ориген утверждал, что Бог Саваоф единственный и непосредственный Творец всего мира. И Христос, как и Дух Святой, являются непосредственными Сотворцами Отцу. Христос - тоже Божественная сущность, Божественное лицо, через которое сотворен весь мир. Это определение нашло место в Символе Веры «… и во Единаго Господа Исуса Христа Сына Божия Единородного … Им же вся быша». В доказательство того, что мир сотворён Сыном Божиим, вторым лицом Святой Троицы, Ориген утверждал что Бог, один, а Сын Божий и Дух Святой - это орудия Его творения. Бог имеет как бы две руки. Одна рука - это Сын, другая – Дух Святой. Вот этими орудиями Бог Отец и творит весь мир. Ориген говорил, что Сын не родился когда- то, потому, что через Него творится все. Сын всегда был вечно с Богом – потому, что Тому необходимо творить, а творит Он через Сына и не может обойтись без Него. Этим Ориген доказывал, что Сын был вечен с Отцом. Но Ориген сделал ошибку. Он посчитал, что творение является не природным свойством Бога, а личностным. Личность Божественная может творить, а может и не творить. Ориген же посчитал, что творчество это свойство личностное, т.е. Бог не может не творить. Он творит всегда. А поскольку у нашего мира есть начало, то, что же делал Бог до того? Он же не мог не творить. Значит, до нашего мира были другие миры. Наш мир закончится – Бог сотворит следующий мир. Эту идею Ориген стал развивать и, в конце концов, пришёл к выводу о реинкарнации - но не в такой форме как у современных индуистов. По мнению последних, мы в этом мире перевоплощаемся несколько раз, а у Оригена реинкарнация происходит в разных мирах. Из мира, который был до этого, душа перекочевала в этот мир. Здесь немного очистилась и перейдет в следующий мир. И, в конце концов, все души приходят к всеобщему очищению и к всеобщему спасению. Ориген природное свойство перенёс - в личностное.

 

Против учения Оригена резко выступил Арий. Он говорил, что существует только один мир – тот, в котором мы живём. Поскольку Сын является инструментом необходимым для творения, а мир сотворён во времени, значит, Сына до сотворения мира не было. А отсюда следует, что Сын сотворён для того, чтобы творить мир. Господь создал орудие творения. Ошибка Ария в том, что по его учению получается, что время первично творению. По православному учению, время сотворено вместе с миром. А у Ария, есть время, которое существует до творения мира, и в этом времени Отцу не нужен Сын.

 

Следующий еретик Савелий опровергал арианство. Он утверждал, что Сын - это Истинный Бог, а лица, Отец и Сын, это просто действия, различные его проявления в этом мире. Природе Божией он присвоил личность, а лицам присвоил качества природы. Получается, что лица Божественные, это не есть что-то живое. Существует Бог один, а лица - это существующие сами по себе маски. В одном случае Бог, является Отцом, в другом - Сыном. Возникает вопрос: а кто же нас тогда спас? Если Сын это только маска, только лицо. Это савелианское учение соответствует языческим представлениям о множестве богов, как проявлении одного и того же Бога. По сущности Бог один, а остальные «божки» - это действия. В православном учении наоборот – лиц три, а действие одно. И какое бы лицо ни действовало – действие одно, природа одна - Божественная.

 

Следом за Савелием, Павел Самосатский ввёл термин «единосущный», но не в том смысле, как мы сейчас понимаем это слово - едина сущность по природе. Он использовал этот термин в смысле «единосуществующий», т.е. существует реально только один Бог. В 286 году был собран Антиохийский Собор, который отверг термин «единосущный». Иначе Бог существует, а лица где? Где личности, если существует только один Бог? Когда мы говорим о едином существе, мы говорим о природе. Когда Павел Самосатский говорит о едином существе, он говорит об одной личности. Павлу Самосатскому противоречил Арий. Он говорил, что личность Сына нельзя растворять в личности Отца, делать из них одну личность. Сын это отдельная личность. Если нельзя признать, что Отец и Сын единосущны, значит они разносущны. Раз ты другой сущности с Сыном, значит, твой Сын сотворён.

Следующий еретик Аполинарий - утверждал единосущность в истинном понимании. Но вопросы о Троице, он перевёл на Христологические, т.е. касающиеся личности Христа. В вопросе о лицах Троицы он был совершенно прав. Но он говорил так: Сын Божий соединился с человеком. Зачем Христу, как Богу, нужен был человеческий ум, который является источником греха? (достаточно Божественного ума). Христос воспринял человеческую природу, но без грехов, без души, как раз в человеческой душе и заключается, природное повреждение. Православное учение другое. Григорий Богослов говорил: - «Если во Христе нет моей души, то я обманут. Кожа и кости мои, а душа не моя». То, что, не воспринято Христом, то не уврачёвано, не исцелено. Т. о., учение Аполинария умаляет человечность Христа.

 

Против Аполинария восстал Несторий. Он утверждал, что Христос - полноценный человек. У него есть и человеческий ум, и воля, и действие. Личность является носителем природы. Значит, Христос был Бог – Божественная личность с Божественной природой. И он же человек – воспринимает человеческую природу. Но природа не может быть без личности. Значит во Христе две личности. Несторий говорил, что они соединились друг с другом и действовали в согласии. Если это так, то чем Христос, отличался, например, от пророка? Пророк - личность с теми же действиями, он согласовывает свои действия с Господом, действует по воле Божией. Неужели Христос такая же личность, как обыкновенный праведник? Последователи Нестория ввели термин «Христородица». Если личности две, то Дева Мария родила именно человеческую личность. Если же, по православному учению, личность одна, то тогда Дева Мария родила, как личность - именно Бога, и Она Богородица.

 

Против Нестория, опровергая его учения, выступил Евтихий. Он говорил, что ни в коем случае Христа нельзя разделять на две личности. Что это за «существо» такое двухличностное? Во Христе одна личность. Но если есть одна личность, то должна быть и одна природа. Если личность Божественная, то и природа у неё Божественная. Нет природы без ипостаси. Так же рассуждал и Несторий: Если есть две природы – человеческая и Божественная, значит должно быть и две ипостаси. А Евтихий говорит: если признаем одну ипостась, то и природа одна. Вот эта одноприродность и есть суть монофизитства – во Христе одна природа. То, что личность Божественная может воспринять помимо своей природы еще и иную – человеческую и соединить в одной ипостаси этого ни Несторий, ни Евтихий понять не могли. И в настоящее время монофизитов достаточно много. Армянская, Коптская, Эфиопская, Индийская церкви до сих пор учат, что личность Божественная не может нести две природы.

 

Монофелиты (одновольники) – это искусственно созданная богословами ересь в экуменических целях. Монофизиты откололись от Православной Церкви огромной территорией Египта, житницей Римской империи. И Египет вышел из подчинения римлян. Император дал указ патриарху Сергию сформулировать учение так, чтобы монофизиты стали монофелитами, что бы было какое-то единение. Патриарх Сергий предложил: Во Христе одна личность, две природы – но действует только одна, Божественная. Православные, опровергая это учение, говорили: Представьте себе полноценного человека, который ничего не может сделать, он не имеет воли. Это труп или парализованный. За него действует Божественная воля. Ни к чему монофелитство не привело, никакого объединения оно не достигло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: