Опрос является наиболее распространенным методом сбора первичной информации (используется примерно в 90% исследований). Опрос – это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения интервьюера (анкетера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные интервьюером. После регистрации результатов опроса полученные ответы должны быть обработаны и интерпретированы.
Анкета (опросный лист, вопросник) представляет собой систематически организованный набор вопросов, которые определяются целью и задачами исследования. Основная задач опроса – получить социальную информацию о состоянии мнения (массового, группового, индивидуального) об оценках, предпочтениях, интересах опрашиваемых, а также отраженную в их сознании информацию о событиях, фактах, оценках, связанных с жизнедеятельностью и общественной жизнью. Опрос важен в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда проблема или явление слабо изучены, отсутствуют или крайне ограничена документальная информация о них.
|
|
При разработке вопросов анкеты следуйте основным правилам:
· четкое соответствие вопросов анкеты теме и задачам исследования;
· формулирование каждого вопроса так, чтобы он касался только одного объекта исследования;
· недопущение двойного отрицания в вопросе (например, Не считаете ли вы, что …не…);
· использование косвенных вопросов в безличной или полубезличной форме, вместо вопросов «в лоб» (Почему…? Если нет, то почему…?);
· недопущение внушающих формулировок (с положительными подсказками), например, Нравятся ли вам…? Не кажется ли вам..?
· недопущение ответов только с положительным или отрицательным смыслом;
· обязательное присутствие нейтральной (срединной) позиции в вопросе с оценочной шкалой;
· отсутствие допускающих различное толкование респондентом и исследователем (например, мало – много, хорошо – плохо, обычно, в общем);
· отсутствие абстрактных вопросов;
· логическое соответствие между смыслом формулировки вопроса и предлагаемым перечнем ответов или шкалой;
· варианты ответов должны формулироваться по единому логическому основанию;
· в альтернативных вопросах все варианты ответа должны быть взаимоисключающими;
· текст вопросов должен иметь необходимые пояснения о количестве возможных вариантов ответа, как это сделать (отметить, исключить, выбрать);
· количество вариантов ответов должно быть достаточным;
|
|
· предусмотреть вариант, позволяющий респонденту уклониться от ответа (не знаю, затрудняюсь ответить).
Также необходимо соблюдать социально-психологические критерии при разработке вопросов:
· учет информированности и компетенции респондентов;
· язык анкеты должен быть понятен респонденту, близок к разговорному;
· побуждение интереса респондентов к ответам и к ходу опроса;
· вопросы не должны задевать самолюбие, достоинство или престиж респондентов;
· вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций;
· стандартизация условий проведения опроса.
Изучите возможности различных бесплатных онлайновых сервисов для проведения опросов и создания анкет. Выберите сервис, отвечающий вашим потребностям. Создайте небольшую онлайновую анкету или опрос по теме вашего научного исследования с применением одного из сервисов. Предъявите результат распечаткой и ссылкой на созданную вами онлайновую анкету.
Популярные сервисы для проведения опроса:
- Google формы
- Testograf.ru
- Survio.com
- Анкетёр http://www.anketer.ru/
- Simpoll.ru
- Webanketa http://webanketa.com/
- Vorbeo.com http://vorbeo.com/
- Опроси!iPoll.ru http://ipoll.ru/
- SmallPolls http://www.smallpolls.ru/
- Urtak – https://urtak.com/
- 99 polls http://ru.99polls.com/
- Pollservice.ru http://www.pollservice.ru/
- Сервис онлайн опросов "Глас Рунета" http://www.voxru.net/
- SurveyMonkey http://ru.surveymonkey.com/
- CreateSurvey http://www.createsurvey.ru