Этап урока
| Действия учителя
| Действия детей
| УУД
|
Организационный момент
| Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Зовут меня Виктория Сергеевна
|
| Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
|
Актуализация знаний
| -Ребята, отгадайте загадки.
-Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный… (ТИГР)
-Почему тигра называют грациозным?
-Почему его называют грозным?
Ребята, назовите мне первый согласный звук в этом слове.
-Солнце светит, но не греет,
Словно сахар, снег белеет.
Средь торосов целый день
Дремлет северный...
(Тюлень)
-Кто такой тюлень?
Ребята, назовите мне первый согласный звук в этом слове.
Как же вы думаете ребята с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
-Ребята, откройте азбуки на странице52.
Нам дана картинка, рассмотрите ее и прочтите отрывок из произведения
-Найдите мне в стихотворении слова со звуками [т] и [т']
-Посмотрите на иллюстрацию и назовите мне слова со звуками [т] и [т']
- Еще раз осмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название поэмы и ее автора
-Ребята, какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?
(«Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»)
-Мы видим, что А.С.Пушкин писал много сказок, а чему нас учат сказки, ребята?
-Они учат нас доброте, отзывчивости, трудолюбию, учат отличать хорошие поступки от плохих, учат нас как нужно вести себя.
«Сказка ложь,
да в ней намек,
добрым молодцам урок!»
- Какой момент поэмы изображен?
|
-Тигр
- он стройный, красив в движении
- он величественный, суровый
Тигр-т
- Тюлень
- морское животное, у которого лапы – ласты (как лопаты)
Тюлень- т'
Со звуком [т] и [т']
Кот, златая цепь, ходит.
Кот, трава, листья, старик.
- А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
- Изображен момент, когда кот ходил по цепи вокруг дуба.
| Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)
|
Звуковой анализ слова
Работа со словом киты
| -Ребята, посмотрите на картинку на доске. -Что на ней изображено?
-Как вы думаете, что делают киты?
Сначала: давайте произнесем слово:
Киты
- Разделим слово на слоги.
Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов?
-Как вы определили?
- Какой слог ударный? (второй)
- Теперь давайте дети нарисуем схему нашего слова и поставим ударение.
-Так на какую букву падает ударение
-Какой это звук?
-давайте попробуем выделить последний согласный звук
-Какой это звук?
-Как вы определили, что это согласный звук?
-Что вы еще можете сказать об этом звуке?
-Назовите первый звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает?
-Назовите мне 2 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает?
-Назовите мне 3 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает?
-Назовите мне 3 звук? Какой это звук?
Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет сделает?
-Ребята посмотрите на доску. Как называется слог, в котором гласный и согласный произносятся едино, «сливаются»?
-Ребята, так сколько же звуков в этом слове?
-Посмотрите на доску. На ней изображена схема какого-то слова… что вы можете сказать о слове по этой схеме? Из скольких слогов состоит слово?
Как вы догадались?
-Какой первый звук? Докажите
-Какой второй звук? Докажите
-Какой третий звук? Докажите
-Какой четвертый звук? Докажите
-Хорошо, теперь посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Подходит ли слово куры к этой схеме?
-Назовите мне 1 звук? Какой это звук?
-Назовите мне 2 звук? Какой это звук?
-Назовите мне 3 звук? Какой это звук?
-Подходит ли слово куры к нашей схеме?
|
На картинке изображены киты.
Плавают.
-В этом слове 2 слога: ки/ты.
-В слове два гласных звука.
-Ударение падает на букву ы
-Гласный
Согласный
-Он твердый, глухой
-[к]. согласный, глухой
-зеленым
-[и].гласный, безударный
-Красным
-[т].Согласный, глухой, твердый.
-синим
-[ы].Гласный, ударный
-Красным
-Это слог-слияние
- 4 звука
-В этом слове два слога
Потому что в слове два гласных звука.
-Первый звук согласный, потому что в схеме он обозначен белым светом
-Второй звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом
- Третий звук согласный, т.к. в схеме обозначен белым.
Четвертый звук гласный, т.к. в схеме обозначен красным цветом.
-Коты
-Да
[к] –согласный.
[о] – гласный.
[т] – согласный.
[ы] – гласный.
-Да
| Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить)
|
Упражнение на слышание звука
слышании
| -Ребята, давайте выполним следующее задание: я буду называть слова и сели вы услышите звуки [т] или [т'], то хлопайте в ладоши, если же нет, сидите смирно.(кот, платок, барабан, Никита, дорога, сеточка, книга, дом, кровать, молоток)
| - тетрадь, кит, кот, цветы,телевизор
| Коммуникативные УУД
(навыки сотрудничества учителя с учениками)
|
Физкультминутка
| Давайте, ребята, немного с вами отдохнем.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Подтяните, отпустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
|
|
|
Обозначение звука буквой
| - Ребята, какие буквы вы видите на доске?
- Правильно ребята, звук [т] и [т']на письме обозначаются буквой т
Посмотрите, на 53 странице показаны заглавная и строчная буквы Т, т.
-Где нам встречается заглавная буква Т, а где строчная?
-Заглавная буква Т нам встречается в начале предложений, в именах людей и кличках животных(Таня, Тузик, Тоша), а также в названиях городов, сел и деревень.
Скажите мне, как вы думаете, на что похожа буква Т?
-Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуете запомнить, а затем назвать мне слова с буквой «Т» и со звуками [т] и [т']»
Топот лап заполнил лес: Таракан на Тыкву влез, Тигр Тыкву в зубы взял, По Тропинке пошагал, А за ними оленята И пятнистые Телята Птиц везут на голове, Трактор едет по Траве. И Трещит из Тучи гром: - Вон гнездо, и буква в нем!
Т — антенна - Выше крыши - Все увидит, все услышит, Телевизоры включаем, У экранов не скучаем.
На антенну Т похожа, И на зонтик вроде тоже. Тритоны азбуку учили, Тридцать три буквы получили Тоска, тужурка, том, тетрадь - Букву Т нужно всем знать.
-Какие же слова вы запомнили?
-Ребята, сейчас я вам раздам полоски бумаги и из них мы выложим букву «Т».
| -Т большая и т маленькая
-
Дети слушают
| Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализировать объект)
Коммуникативные УУД
(умение говорить, переработка информации на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информацию)
|
Работа с текстом
Анализ текста
|
-Давайте прочитаем текст на странице 53.
-Текст будем читать по цепочке.
(Перечитывают текст)
-Ребята как вы думаете, о ком идет речь в стихотворении?
-Сколько предложений в тексте? Посчитайте?
-Как узнать где заканчивается предложение? Какие знаки должны стоять в конце предложении?
-Поставьте пальчик, где заканчивается первое предложение, а я пройду и посмотрю? Второе? Третье? Четвертое?
-Назовите слова, где есть звук [т]
-Ребята, давайте также выполним задание на стр.53 внизу: задайте друг другу вопросы со словами КТО и КАК, работать вы будете в парах, а затем мы с вами проверим, что у вас получилось.
-Ребята, давайте посчитаем, сколько слогов в слове ОКУНИ?
Поставили все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов. Так сколько у нас слогов?
-Как вы определили?
- Молодцы, ребята.
|
-
-В тексте 6 предложений
- Точка, восклицательный знак.
Дети показывают
-Таня, кот, Никита, тут, котик-коток.
- 3 слога
- В этом слове 3 гласных звука.
| Познавательные УУД
(умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД
(умение говорить, переработка информации на основе анализа)
|
Подведение итогов
| -Какой звук учились слышать и выделять из слов?
-Звук [т] является гласным или согласным?
-Как на письме обозначают звук «т»?
| -Звук [т]
-Звук [т] согласный
-Звук [т] на письме обозначается буквой т.
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
|
Рефлексия
| -Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу при помощи листков, которые лежат у вас на партах.
Если у вас все получилось и у вас не возникло трудностей, то поднимите веселый смайлик.
А если у вас остались вопросы, то поднимите грустный смайлик.
На этом наш урок окончен! До свидания!
| Учащиеся оценивают свою работу.
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
|