К 8 надо прибавить 5.
— Сколько надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2, т.к. 8 + 2 = 10)
— А 5 – это 2 и сколько? (3)
— Значит, 10 + 3 = 13.
Это рассуждение можно записать так: 8 + 5 = (8 + 2) + 3 = 10 + 3 = 13.
Но для удобства и наглядности можно использовать метод решения примеров со «стрелочками» («усами»). В овал обводится то, где получится 10:
-
Аналогично выполняется и вычитание.
Из 14 надо вычесть 6.
— Сколько надо вычесть из 14, чтобы получилось 10? (4)
— А 6 – это 4 и еще сколько? (2)
— Значит, из 14 вычесть 4 получится 10.
— А 10 – это 2 и еще…? (8)
— Значит, 10 – 2 = 8.
Это рассуждение можно записать так: 14 – 6 = (14 – 4) – 2 = 10 – 2 = 8, либо, используя примеры со «стрелочками» («усами»):
Связь деления и умножения.
Как связаны действия деления и умножения?
Правильный ответ: действие деление – обратное действию умножения.
Рассмотрим рисунок (рис. 4).
Рис. 4. Иллюстрация к примеру
Можно сказать так: данное произведение чисел четырёх и двух обозначает, что в одном ряду 4 круга, а таких рядов 2. В двух рядах 8 кругов.
Можно сказать по-другому: на данном рисунке 8 кругов. Их расположили в 2 ряда поровну. Узнаем, сколько кругов в одном ряду. Для этого надо выполнить действие деления: 8: 2. В каждом ряду по 4 круга.
А можно сказать и так: 8 кругов разделили на 4 равные группы, столбики. Узнаем, сколько кругов в одном столбике. Для этого надо 8: 4. В каждом столбике по 2 круга.
Обратим внимание, что число 8 в данном выражении – это произведение, а 4 и 2 – это множители. Рассмотрим два других выражения, связанных с произведением: 8: 2 = 4, 8: 4 = 2.
Сделаем вывод: если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.