Обособленные обстоятельства (до, сравнительные обороты)

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)

АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
  • помогают высказать мысль с большей точностью,
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения,
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

 

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.

МЕТАФОРА

  • помогает автору создать образ
  • скрыто сравнить предметы, явления

СЛОВА С ОЦЕНОЧНЫМИ СУФФИКСАМИ (уменьшительно-ласкательными, увеличительно – неодобрительными)

  • вносят разнообразные оттенки значений слов
  • выражают авторское отношение к герою
  • помогают понять идейный смысл текста
  • придают ироничную характеристику героям, предметам, явлениям

 

Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2)
1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.

 

2. ОБРАЩЕНИЕ

  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,...
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

 

ВВОДНЫЕ СЛОВА

· выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п

· выражают чувства говорящего

· указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

· указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.


4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПО)

  • помогают конкретизировать определяемое существительное
  • уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими

 

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (ДО, сравнительные обороты)

  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел

6. ССП

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование

 

7.Восклицательное предложение

позволяет автору передать душевное состояние героя.

 

8.Односоставные предложения

придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

 

9. Диалог

Воссоздаёт живую речь героев

 

10.Парцелляция

Позволяет усилить смысл слов. предложений

 

 

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (цитирование в зачет слов не входит!).

План: 1. Вступление: а) цитата (слова лингвиста, писателя)

б) формулировка тезиса или комментарий цитаты

в) предложение - логическая связка первого и второго абзаца

2. Основная часть: а) аргумент №1 + пример + объяснение роли лингвистического явления б) аргумент №2 + пример + объяснение роли лингвистического явления

3. Заключение - вывод

Возможные варианты вступления:

Вариант 1. Г.Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Вероятно, лингвист (писатель и т.п.) имел в виду следующее: все разделы лингвистики помогают человеку полно, точно и образно выражать мысли. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма(в смысле сказанного) на примере текста …

Вариант 2. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

Возможные варианты основной части: 1)Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи

2)Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим

3) Словарный запас (знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации и т.п.) помогают человеку правильно и ярко оформлять свою речь.

 

Речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №....

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое языковое явление, как....

В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое, языковое т.п.) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….

Возможные варианты заключительной части:

1)Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что словарный запас человека (знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации)помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

2) На мой взгляд, и лексические, и грамматические средства текста Б.Васильева помогают читателю понять…(основную мысль произведения, образы героев)

3)Итак, анализ лингвистических явлений текста убеждает нас в том, что автор использует те средства, которые помогают передать чувства (переживания, внутренний мир, образ) героя, основную мысль рассказа.

!!!О нравственной стороне тоже забывать нельзя. постарайтесь эмоционально откликнуться на проблему текста (Например: Невозможно оставаться равнодушным, когда знакомишься с историей маленького Тимофея. Хочется плакать, когда читаешь строки об Анне Федотовне. Мы познакомились с грустной историей о…).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: