Лекция 4
1. Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики
Вопрос 1. Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики [1]
Таблица 1 - Детализация ключевых признаков в развитии экономики
Признак детализации | Характеристика | Результат, итог |
Второй половине ХХ в. | Развитие постиндустриального и информационного общества | Вызвало экономическую революцию |
Социально-экономическая революция | · различные специфические технологии, · отношения в производстве, · различные системы производственно-технологической сферы | Результатом стало нарождение постинутриального и информационного общества |
Постиндустриальное общество | Системы компьютеризации, информационные технологии и наукоемкие технологии высокого уровня | Результат новых принципов многих областей науки, ведущих современный мир к созданию и организации новой экономики — инновационной |
Инновационный тип экономики | В основе лежит: · целенаправленный поиск нового, · реализация нововведений в сфере науки, что повышает эффективное функционирование производства | Трансформация материального производства и постоянно меняющаяся технологическая основа. |
Инновации | С учетом больших возможностей науки и техники, глобальной компьютеризации, высочайших технологий | Это главный вектор в развитии современной цивилизации. |
Базовая система нновационной экономики | Включает в себя информационные и производственные технологии и компьютеризированные системы | Они трансформируют производственные системы, технологии, различные средства в области производства информации и повышают интеллектуальную деятельность |
Основные свойства инноваций | Считается научно-техническая новизна, которая в свою очередь оценивается не только по технологическим параметрам, но и с рыночных позиций | |
Инновации присутствуют | Имеют место в области управления, финансов, логистики, маркетинга, информации | Подтверждается всеобъемлющий характер инноваций |
Стратегия инновационного развития | Увеличение потребности в качественных логистических услугах | Результат – развитие инновационной логистики, логистических систем и методов в управлении логистикой |
|
|
«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия решает и глобальную социальную задачу: развития креативного класса и формирования пространства для его реализации. Но есть огромные сектора, где наша технологическая и организационная культура застряла в прошлом веке. И не в последнюю очередь потому, что покупаем отдельные единицы оборудования, но забываем о производственной логистике, о контроле качества, а иногда и об элементарной технологической дисциплине. Самые крупные из таких секторов — это, конечно, строительство и транспорт»[2].
|
|
Курс на инновационное развитие требует эффективного управления, т.е. требуются новые системы и механизмы управления, которые ведут к повышению инновационной экономики.
Принятие большого количества документов на уровне федеральной и региональной власти по развитию инновационных систем
Таблица 2 - Статистика на 2014 г.
Удельный вес промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации в России | не превышает 10 % |
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме произведенной предприятиями продукции | в среднем составляет менее 5 % |
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме произведенной предприятиями продукции | составляет менее 2 % |
Стратегия инновационного развития рождает проблемы:
вступление в ВТО, развитие международных и экономических стандартов
Ведут к увеличению потребности в качественных логистических услугах. В настоящее время современные логистические методы требуют комплексного инновационного подхода в сфере хранения и обработки информации.
Присоединение России к Всемирной торговой организации стало инструментом в интеграционном развитии мирового экономического пространства.
Инновационная
логистика интеграция, глобализация и нтернационализация
Повышение уровня управления логистическими процессами в связи с применением различных инноваций, направленных на:
· улучшение качества обслуживания потребителей,
· на рост эффективности логистических процессов и
· на снижение различных издержек.
Задачи инновационной логистики:
- исследование и разработка новых идей в области стратегического управления и управления
потоковыми процессами путем применения научных достижений;
- использование мирового опыта в области логистики, в изучении инновационной деятельности с учетом всех экономических особенностей многих стран;
- разработка методического механизма использования инновационного фонда в области логистики;
- подготовка различных программ на основе методов, системных алгоритмов, стандартов для логистических структур, включая создание новых логистических систем;
- внедрение новообразований логистических систем различных назначений путем их поэтапного формирования.
Инновационные логистические системы связаны и напрямую участвуют в организационной системе товародвижения, представляющей собой цепочку логистических операций и общесистемных новаций. В классификации логистических инноваций выделены главные направления инновационных логистических систем, а также выявлены основные объекты логистической деятельности.
В инновационной логистике одной из составляющих выступает стратегическая логистика, которая является, прежде всего, наукой, участвующей в наращивании логистического потенциала в различных системах управления логистическими процессами. Считаем важным подчеркнуть, что логистизация структур имеет свои отличия по многим признакам:
|
|
· выстраивается процесс критического пересмотра и устранения конкретных ограничений, оказывающих давление на организацию;
· все преобразования инновационной логистики распространяются на всю систему управления;
· в процессе логистизации все новые подразделения фирмы переходят в степень производных.
Таблица 3 - Классификация логистических инноваций[3]
Классификационный признак | Виды логистических инноваций |
Области логистики | — закупочная деятельность — складское хозяйство — транспортное хозяйство —распределение ресурсов в производстве — производственные процессы — управление запасами — сбытовая деятельность |
Группа товародвижения | — функциональные логистические цепи — микрологистические цепи — макрологистические цепи |
Масштаб применения | — локальное отраслевое — межотраслевое — общесистемное |
Уровень использования | — операционный — процедурный — функциональный |
Тип бизнес-процессов | — технологический — организационный — управленческий |
По словам одного из специалистов в области логистики А. Дорофеева, в нашей стране основное внимание уделялось складской логистике, что привело к созданию огромных логистических комплексов и отставанию в логистическом развитии. Западные страны в это время направляли все свои усилия на модернизацию транспортной логистики, что, по словам многих зарубежных специалистов, оказалось эффективней, поскольку в снижении стоимости логистических услуг, главным является минимальное время хранения продукции на складах и процесс погрузки и разгрузки,
Главное препятствие — отсутствие бизнес-проектов, в которых могли быть прописаны все функции всех подразделений фирм.
Таблица 4 -
Недостатки | |
Следствием является: | К чему приводит |
возникают трудности, враждебность, закрытость, неразбериха | Один человек может работать в разных отраслях и видах деятельности, а это повлечет за собой сговор снабженца с поставщиками. |
Достоинства, предпосылки | |
1. Вузовская подготовка специалистов по многим дисциплинам, имеющим отношение к логистике прямо или качественно 2. Большое количество научных трудов и разработок в разных областях логистики 3. Научно-техническое, материальное, хозяйственное развитие 4. Внедрение информационных технологий в логистической системе | Формирование теоретических основ в изучении, адаптации и распространения передового российского и международного опыта внедрения передовых технологий логистики, создание логистической инфраструктуры в народнохозяйственном комплексе России. Связано с внедрением в промышленное производство новых систем управления материальными потоками и с развитием инновационной логистики Ускоряет обработку и получение данных. |
Инновационная логистика на практике дает мощный толчок к повышению конкурентоспособности организаций и выпускаемой ими продукции. |
|
|
Таблица 5 – Статистические исследования Грица Г.В.
объем отечественного рынка логистических услуг | 33,2 млрд долл. США |
транспортные услуги | 28,1 млрд. |
экспедиторские | 3,6 млрд. |
складские и дистрибьюторские | 1,2 млрд. |
управленческая логистика | 300 млн. долл. США |
Ежегодный рост отечественного экспедиторского рынка | около 7 %, |
логистический аутсортинг | до 30 % в год |
Таблица 6 - Лучшие компании на рынке логистических услуг по итогам рейтинга «Логистический оператор России» в 2012 г.
Лидеры рынка (ТОР-10) логистических услуг по итогам 2012 г. | ТОР-5 по средней динамике годового оборота за 2011–2012 г. |
— ЗАО фирма ЦВ «Протек», Москва; — Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс», Москва; — Группа компаний «АЛИДИ», Нижегородская область; — Asstra Associated Traffic AG, Москва; — ITELLA, Московская область; — ГК «СМАЙЛ», Казань; — «ФМ Ложистик», Московская область; — DPD в России, Москва; — STS Logistics, Москва; — ООО«СПСР-ЭКСПРЕСС», Москва | — «ТРАСКО», Московская область; — ООО «ВЛ Лоджистик», Владивосток; — ООО «ЛогЛаб», Москва; — AlbatrosCargo, Москва; — ЗАО «КвенбергЛогистикс Рус», Санкт-Петербург. |
Российский транспортно-логистический рынок - улучшение ситуации:
· увеличился объем заказов в складских и транспортно-экспедиторских компаниях,
· возросло количество заказов от производителей и компаний в торговой сети, обеспечивающих поток импортного груза в Россию.
В среднем общие расходы на логистику во всем мире (в доле выручки от ВВП) составляют 16,7 % ВВП. Наша страна в сравнении с экономически развитыми странами развивается аналогично, и величина расходов на логистику составляет 9115 млрд руб. Ведущие и развивающиеся компании отечественного логистического рынка поэтапно совершенствуют стратегию, ориентированную на развитие сферы поставок, предлагают своим клиентам в соответствии с международными требованиями большой спектр логистических услуг (см. рис.) в области управления и построения цепочки поставок.
Рис. Комплекс услуг, предлагаемых логистическими операторами
Инновационная логистика для многих отраслей производства является важным фактором и фундаментом в наращивании экономического потенциала нашей страны. Что говорит:
Ø о способности и готовности рыночной структуры в качественной организации потоковых процессов на основе стратегического и оперативного процесса
процессы оказывают непосредственное влияние:
· на качество выпускаемой продукции,
· совершенствование экономической политики государства
· на повышение эффективности проводимых экономических реформ.
[1] Федотенков Д.Г. Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики // Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г. (Дата публикации: 03.04.2014)
[2] Путин В.В. Нам нужна новая экономика // газета «Ведомости» за 30 января 2012 г.
[3] Рыбалкина О. Классификация логистических инноваций