Общественные отношения

ДревнейшеепоселениеРимажилородами, которымиуправлялистарейшины. Родпервоначальнопредставлялсобойсплоченныйколлектив, связанный общим происхождением, общейсобственностьюназемлю, атакжепочитаниемпредков.

Современемнатерритории, принадлежащейродам, появилисьлюди, невходящиениводинизних. Этобылиосвобожденныерабыилиихпотомки, чужеземцы, ремесленникииторговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственнопереселенныеизпокоренныхгородов. ЭтихпришельцеввРименазывалиплебеями. Исконноеженаселение, жившееродами, называлось патрициями. Возвращаяськвопросуопроисхождении римских сословий, можновзятьзаосновуего "комплекснуютеорию":

3 патриции действительнобыли коренным гражданством. Онипредставлялисобойполноправный "римскийнарод";

3 внепосредственнойсвязиснимибыли клиенты, которыеполучалиотнихземлю, скот, пользовалисьихзащитойнасудеипр. Заэтоонидолжныбылислужитьввоенныхотрядахсвоих покровителей, оказыватьимпомощьденьгами, выполнятьразличныеработы;

3 плебеи стояливнеродовойорганизациипатрициев, т.е. непринадлежалик "римскомународу", неимелидоступакобщиннойземлеибылилишеныполитическихправ.

Патрициипревратилисьвзамкнутуюгруппузнати, противостоящуюширокоймассеплебеев.ВсесвободноенаселениеРима—ичленыримскихродов, иплебеи—былоразделенонаимущественныеразряды. Восновуделениябылположенразмерземельногонадела, которымвладелчеловек (позднее, споявлениемв IV в. дон.э. денег, былавведенаденежнаяоценкаимущества). Обладавшиеполнымнаделомвходи­ливпервыйразряд, тремячетвертяминадела—вовторойит.д. Крометого, изпервогоразрядабылавыделенаособаягруппагра­ждан—всадники, абезземельные—пролетарииобособлялисьвотдельный, шестойразряд.

Каждыйразрядвыставлялопределенноечисловооруженныхмужчин, изкоторыхформировались центурии сотни. Всадникисоставлялицентурииконницы, 1—3 разряды—тяжеловооружен­нойпехоты, 4—5 разряды—легковооруженнойпехоты. Пролета­риивыставлялиоднуневооруженнуюцентурию. Общеечислоцен­турийравнялось 193. Изних. 18 центурийвсадникови 80 центурийпервогоразрядасоставлялибольшеполовинывсехцентурий.делениесвободногонаселенияпотер­риториальномупринципуусилилапроцессослаблениякровнород­ственныхсвязей, лежавшихвосновепервобытнообщиннойоргани­зации. ВРимебылообразовано 4 городскихи 17 сельскихтерри­ториальныхокругов, закоторымисохранилистароеназваниепле­мен—трибы. Втрибувходилиипатриции, иплебеи, жившиевней, подчинявшиесяеестаросте. Онжесобиралснихналоги. Не­сколькопозднеепотерриториальнымтрибамтакжесталисозы­ватьсясвоисобрания (трибутныекомиции), вкоторыхкаждаятрибаимелаодинголос. Ихрольдолгоевремяоставаласьвторостепен­ной, норазделениенаселенияпотрибам, вкоторыхпатрициииплебеинеслиодинаковыеобязанности, свидетельствовалоопояв­ленииворганизацииобщественнойвластивРиметерриториаль­ного, анекровнородственногопринципаеедействия. кий период. Общественный строй.

Древний Рим этого периода представлял собой протогосударство. В этот период происходит активное разложение родоплеменной организации общества и формирование новой общественной системы власти, основанной на функционировании органов публичной власти. Римское государство царского периода - это переходная форма организации власти, так называемая «военная демократия», сочетающая в себе пережитки родового строя и складывающиеся институты государственной власти.

Параллельно с процессом становления государства, как новой формы организации общества, происходит и быстрый процесс социальной дифференциации. Формируются основные социальные группы, занимающие разное положение в формирующейся социальной иерархии: патриции - полноправные члены общества, и плебеи - лично свободные, но политически неполноправные граждане, зачастую обедневшие сородичи, поступавшие в услужение патрициям, многие из них были ремесленниками, торговцами. Рабство на данном этапе носит ещё патриархальный характер

общество делилось на 300 родов, по 100 - в каждом племени (трибе). 10 родов образовывали курию. Главы родов составляли совет старейшин, на основе которого в дальнейшем сформировался высший орган исполнительной власти - Сенат, в состав которого первоначально входило 100 сенаторов, а затем - 300.

Из института вождя оформился институт высшего должностного лица в государстве, монарха, который в Риме носил титул Царя (Rex). Однако институт монархической власти находился в стадии формирования и не являлся классическим. Рекс сосредотачивал в своих руках высшую судебную и жреческую власть и был также военноначальником. Он избирался на народном собрании и, как мы видим, институт наследования монархической власти ещё не сложился. У Рексов были особые внешние атрибуты власти: они носили одежду пурпурного цвета, восседали на специальном кресле -куруальном, их сопровождали 12 телохранителей - ликторов. В руках у ликторов находились фасции - связка прутьев и топор на длинной рукоятке. По приказу Рекса ликторы приводили вынесенные им приговоры в исполнение: секли или отрубали голову.

ории Рима было 7 Рексов, среди которых первым стал один из легендарных братьев, вскормленных волчицей - Ромул (от его имени и пошло название столицы государства - Rom).

Высшим органом законодательной власти было народное собрание, один из центральных элементов военной демократии. В его работе принимали участие только свободные граждане.

осударственного режима римская республика являлась в отличии от афинской аристократической республикой. Ведущие позиции в системе государственной власти занимали представители рабовладельческой аристократии - патриции

Высшим органом законодательной власти в Риме продолжало оставаться народное собрание, в работе которого принимали участие только свободные и только граждане Рима. Постепенно, по мере усложнения функций государственной власти складываются три вида народных собрания:

1. центуриатное - в котором принимали участие все свободные граждане. На этих собраниях принимались или отвергались законопроекты; избирались или отвергались кандидатуры должностных лиц; решались вопросы войны и мира; судились особо тяжкие преступления, за которые угрожала смертная казнь;

2. куриатное - в котором заседали только представители патрициев.

3. трибутное - в котором могли принимать участие только плебеи. На этих собраниях избирались трибуны, должностные лица, в полномочия которых входила защита прав римских граждан и, прежде всего, плебеев. Их решения не могли обжаловаться, они имели право «вето». Трибуны находились под особой защитой государства. Преступления против них относились к самым тяжким преступлениям в Риме. Трибун не имел право запирать на ночь двери своего дома, чтобы любой гражданин Рима мог прийти к нему за помощью в случае, когда его права нарушались.

Высшим органом исполнительной власти продолжал оставаться. Сенат, в который могли быть избраны только представители знатных аристократических римских родов. Сенаторов избирали на народном собрании пожизненно в составе 300 человек. Ежегодно составлялся список сенаторов. Под номером первым в списке стоял самый уважаемый из сенаторов - принцепс (от лат. первый). Он формально не пользовался особыми властными полномочиями, считаясь лишь «первым гражданином Рима», но в действительности ими обладал.

В период республики появляются новые органы исполнительной власти - магистратуры, которые являлись специализированными органами управления. Самыми главными из магистратур считались магистратура консулов, магистратура преторов и магистратура цензором. В каждую магистратуру избиралось на 1 год по два магистрата, которые принимали решения коллегиально. Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданским и военным вопросам. Преторы занимались судебными спорами, а позже толкованием и выработкой правовых норм. Цензоры следили за нравственностью римских граждан и за тем, чтобы все исправно платили налоги. Важную роль в государственном аппарате играли народные трибуны, которые трибуны взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников невинно обиженных граждан.

Весьма своеобразным должностным лицом в римском государстве был Диктатор, наделявшийся высшей гражданской, военной, судебной и законодательной властью, если государство оказывалось в чрезвычайных условиях. Однако, чтобы данное должностное лицо не узурпировало власть и не ликвидировало республиканскую систему организации власти, базирующуюся на принципе разделения властей, диктатор наделялся такими обширными властными полномочиями на срок, который не мог превышать 6 месяцев.

Главнокомандующий римской армией носил титул «императора».

Таким образом, в Риме утвердилась республиканская форма правления, основанная на принципе разделения властей. Однако государственный режим имел аристократический характер, т.к. власть между народом и аристократией распределялась при явном преобладании последней.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: