Общаяхарактеристика работы


Данный доклад посвящен исследованию особенностей включения в нижегородское периодическое издание «Нижегородский листок» текстов произведений польских авторов в конце XIX- начале XX веков.

Нам кажется интересным обратиться к этой проблеме в связи с тем, что со второй половины XIX века литературное произведение в России стало восприниматься не только как эстетическое явление, но и как форма представления философских, этических, общественных, политических воззрений, становясь зеркалом, отражающим изменения общественного сознания. Таким образом, исследование принципов взаимодействия текста художественного произведения сгазетным контекстом может продемонстрировать, каким образом произведения польской литературы были «вписаны» в контекст нижегородского периодического издания «Нижегородский листок».

Актуальность предпринятого исследования обусловлена интересом отечественного литературоведения к проблемам региональной культуры, а так же интересом к включению произведений иностранных авторов (польских) в провинциальную периодику.

Материалом настоящего исследования являются произведения польских авторов, размещенные в разделе «Фельетон» газеты «Нижегородский листок» с 1895 по 1903гг.

Методология исследования основана на принципах комплексного анализа материала и осмысления литературных произведений, как отражения изменения мышления человека, находящегося на рубеже веков.

Цель исследования проанализировать, каким образом в нижегородское периодическое издание были «вписаны» произведения польских авторов. Чем именно был обусловлен выбор включенных в газету «Нижегородский листок» конкретных произведений.

Для достижения заявленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Ознакомление с произведениями польских авторов, размещенных в нижегородской газете «Нижегородский листок» с 1895-1903гг.

2. Анализ прочитанных произведений, а так же их систематизация согласно тем темам, которые в них подняли авторы.

 

 


 


ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Нижегородский Листок (1893–1917)— ежедневная общественно-литературная, политическая и биржевая газета, издается в Нижнем Новгороде с 1893 г. и посвящена преимущественно вопросам Н. и поволжской жизни.

На рубеже XIX–XX вв. тиражи губернских газет, как правило, не превышали 1–3 тыс. экземпляров. Тираж «Нижегородского листка» достигал 4 тыс.

«Нижегородский листок» наиболее активно освещал проблемы, касающиеся широких слоёв населения. Газета выступала за введение всеобщего образования на бесплатной основе, писала о тяжёлых условиях труда и жизни рабочих. Во второй половине 1890-х годов "Нижегородский листок" стал наиболее радикальной нижегородской газетой, отражавшей местные нужды, рисовавшей условия жизни трудящихся, общественную самодеятельность и культурно-просветительную работу.

Именно культурно-просветительская идея, как нам кажется становится краеугольной в выборе для публикации в газете произведений зарубежных авторов.

Произведений польских авторов на страницах НЛ представлено достаточно много: это произведения Э. Оржешко, К. Глинского, А. Конара, Ст. Россовского, М. Родзевич, Вл. Реймонта, М. Конопницкой, Урсына, А. Кржижановского, Сигизмунд Сарнецкого и др.

По форме все они представляют собой небольшие новеллы, которые связаны одной проблематикой: утраченные иллюзии, крах семьи, никому не нужная жертвенность..

 

Все произведения объединяет ощущение «потерянного рая», воспоминание о котором теплится в сердцах героев, однако, образ которого навсегда потерян.

 

В выпуске №189 1895 г. Размещена статья М. Чеслава, которая так и называется «Потерянный рай». Это библейский сюжет об Адаме и Еве, которые были лишены не только рая, но и его образа в наказание за искушение, которому они поддались.Насколько желанным становится запретный, не постигнутый плод и как быстро он теряет свою значимость для тех, кто его заполучил. Эту же тему раскрывает для читателей и ИзидорКунцевич в произведении «Горе побежденным», опубликованном в выпуске № 314 в 1898г. Молодая женщина, отвергает предложение мужчины, вечером отправиться к нему в гостиницу, кажется, что мысли ее заняты кем-то другим, доказательство тому – ее отчуждённый взгляд. Она ждет от мужа ответа на свое письмо. В ее душе горит надежда, что муж по-прежнему любит ее, и что она будет прощена. Действительно, через какое-то время она получает желанное письмо, в котором ее муж говорит, что все еще любит и, что вся его жизнь наполнена ею одной. В этот момент героиня осознает, что «победила», «плод», которым она так страстно хотела овладеть у нее в руках. И что мы видим? Вечером, забывая о своем «любимом» муже она отправляется в отель к другому мужчине. Вот он- образ потерянного рая семейного счастья и благополучия, подчёркнутый иррационализм личности, свойственный для модернистов рубежа ХIX- XXвв. Подобные настроения мы наблюдаем и в таких произведениях ЭлизыОржешко как: 1.«Две карьеры» (№350, 352 1898г.), 2. «Помнишь ли?» (№194 1899г.), 3.«Далеко» (№71 1903г.). Главных героев этих произведений объединяет желание достижения высоких целей, служение обществу и идее- пр. 22х летний герой произведения «Далеко» - независимый и гордый, полон желания служить науке и быть полезным обществу, однако, столкнувшийся с суровыми проявлениями реальности: нищетой и тяжёлой болезнью. Данный герой является воплощением идеологии позитивизма, пропагандирующей содействие просвещению масс, популяризации науки, а так же светского мировоззрения. При этом, герою так же присуще ощущение потерянного рая: он вспоминает былые времена, когда он жил в деревне вместе со своей матушкой и жизнь его наполнена счастьем, однако была преподнесена в качестве жертвы на алтарь науке и «светлому будущему». Те же черты характерны и героям рассказов «Две карьеры», «Помнишь ли?».
Так же, мы можем рассмотреть аналогию между обществом, которое полно теплых воспоминаний о прошлом, однако стоящим на пороге неизбежных изменений и героями следующих произведений: Ст. Россовский «Накануне» (№ 325 1895г.) и М. Родзевич «Хожу с сорока» (№175 1898г.).
В произведении Станислава Родзевича «Накануне» мы видим отца, который накануне свадьбы своей единственной дочери вспоминает то, как он на протяжении 14 лет заботился о ней, всегда ставя ее потребности выше своих, оберегая ее от бед и тревог, как она озаряла их дома, словно солнце, наполняя его светом и теплом. Завтра же, она выйдет замуж и покинет отчий дом, настанет новая жизнь, лишенная «солнца». Снова герой испытывает ощущение ускользающего от него былого счастья, рая. При этом он находится на пороге неизбежных изменений.
В произведении М. Родзевича «Хожу с сорока» так же мы видим погруженных в воспоминания родителей, дочь которых уже покинула их дом. Их квартирка стала темной и безжизненной, но только до тех пор, пока супруг не находит в ящике письменного стола колоду старых карт, за игрой в которые им было так весело с женой и о которых им пришлось позабыть с появлением на свет их дочери- Ядзи. На примере этого произведения мы ощущаем появление некой надежды на будущее, которое, возможно, не окажется настолько темным, насколько представляется. Так же, я бы хотела обратить ваше внимание и на тип женщины в этом произведении: «Она маленькая и худая- та разновидность женщины, для которой выражение «эмансипация» связано с представлением о каком-то кровожадном чудовище. А муж, после Бога, величайшая власть на земле.». Мы видим изображение женщины, которая служит своей семье и мужу, не допускающей мысли о том, что «расстановка сил» может быть другой. Этот же тип женщины мы можем наблюдать и в таких произведениях как: «Ослепшая» (№27,№29, №31, №34 1899г.) и «Бессвязные странички (№164,№166, №167, №168 1898 г.)Анатолия Кржижановского.
Однако, в произведении «Бессвязные странички» мы так же видим абсолютно противоположный, новый тип женщины. Демонстрирует нам его автор бессвязных страничек- юная девушка, из обеспеченной семьи, которой стыдно, что в ее жизни нет цели, и она ничем не занимается, хотя желает посвятить свою жизнь какому-либо делу. При этом, героиня мечтает испытать сильнейшее из чувств - любовь, однако понимает, что влюблена в само чувство, при этом не способна испытать его. Так же, на страницах своего дневника девушка делится тем, что она неискренняя в своих проявлениях в обществе, что, собственно, является нормой в высшем обществе.
Тема раскрытия внутреннего мира одинокой личности, находящейся в разладе с обществом раскрывается и в произведении Казимира Глинского «Из воспоминаний паука», что является свойственным для идейно-художественного течения «Молодая Польша», которое в польском литературоведении распространяется на весь период 1890-1918гг.
Усиливались акценты индивидуализма, убеждение в том, главными двигателями прогресса являются выдающиеся личности, противопоставляемые толпе - произведение «Вампир» Владимира Загурского (№326-329 1898 г.). Человек, в молодости считавший себя гением, противопоставляющий себя другим литераторам, не замечает как из собственного эгоизма «убивает» собственную жену.


Многочисленные публикации текстов польской литературы в газете «Нижегородский листок», в полной мере являются летописью эпохи: они не только отражают характер ведущих процессов мировой действительности, но и представляют уровень общественного сознания.

 

 


Заключение.

Ознакомившисьи проанализировав произведения польских авторов, которые были размещены на страницах нижегородской газеты «Нижегородский листок» на рубеже XIX- XX веков, я могу сделать следующий вывод: главным героем произведений является лирический герой, которому необходимо было в будущем задать цели, к достижению которых он мог бы стремиться. Однако, на данный момент это все же герой, не принимающий действительность такой, какая она есть, при этом не способный ее изменить. Итак, произведения польских авторов были «вписаны» в нижегородское периодическое издание следующим образом: они затрагивали актуальные для читателя того времени проблемы, имея при этом назидательный характер, то есть отвечали потребностям массового читателя газеты «Нижегородский листок» конца ХIX начала XX вв.
Так же, я бы хотела привести положения о взаимодействии ежедневного издания с читателем нижегородского писателя и общественного деятеля Александра Серафимовича Гациского: главное направление в работе редакции ежедневного издания должно состоять в формировании общественного мнения и в руководстве им посредством освещения «действительных», «реальных» вопросов жизни, выявлением которых будет занят не столько журналистский корпус, сколько общественность города и ярмарки. Ведущей линией редакционной политики газеты на этом этапе можно считать настрой на дискуссию разного уровня: между журналистами «Нижегородского ярмарочного справочного листка», между журналистами и читателями, между читателями, а также их резонансные отклики на публикации.
Хотелось бы отметить и то, что на формирование гражданской позиции индивидуума, как субъекта социальных отношений, оказывает свое влияние деятельность журналистики. Которую в свою очередь можно охарактеризовать как социализацию гражданина (представляющую собой процесс вхождения человека в жизнь общества через усвоение системы знаний, норм, ценностей и, в связи с этим, определения своего места в системе общественных отношений, своих жизненных целей и способов их достижения). Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько тесно связаны образы героев произведений с образом их читателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: