Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии. Принципы диалектики. Категории диалектики и ее законы. Метафизика и диалектика

Из многообразия определений диалектики можно вы­делить три наиболее характерных: учение о всеобщей свя­зи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противопо­ложностей («ядре» диалектики). Эти три дефиниции мо­гут быть обобщены и синтезированы в определении, при­надлежащем Ф. Энгельсу: диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Основанный на ней метод и есть диалектико-материалистический метод — система требований, вытекающих из наиболее общих за­конов всякого движения и поэтому имеющих силу в лю­бой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же законам — законам диалектики. Это зна­чит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

Объективная диалектика — развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика поня­тий) — отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, — теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления. Эти два ряда законов — по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может приме­нять их сознательно, между тем как в природе, — а до сих пор большей частью и в человеческой истории — они про­кладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся слу­чайностей.

Следует иметь в виду, что существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому за­мечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не дохо­дящая до диалектики самих реальных предметов, не отра­жающая их, а «гибкость понятий» (т. е. их «текучесть», изменяемость) применяется чисто субъективистски, а не объективно.

Познание есть отражение реальной действительности и объективных законов ее движения, развития в сознании человека. Однако это не механическое, мертвое, зеркаль­ное отражение, не пассивное созерцание мира изолирован­ным индивидом. Познание — это прежде всего процесс активного отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности, который происходит на ос­нове чувственно-материальной деятельности людей, об­щественной практики. В ходе последней и осуществляет­ся переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следо­вательно, познание, диалектика понятий (субьективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отлич­ным от законов развития реальной действительности, ди­алектики бытия (объективной диалектики).

Если бы закономерности развития объективного мира и закономерности развития мышления были бы совер­шенно различными, то верное отражение предметов ма­териального мира в сознании людей было бы невозможно. Важнейшая задача диалектики как логики состоит в ис­следовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т д., т е. воспро­извести диалектику изучаемого объекта в теории.

 

В) Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: