Классическая философия Канта.
Кант - субъективный идеалист, родоначальник немецкой классической философии. Предмет философии Канта - познающий субъект. (В XVII в. предметом философии является познание; повторить Бэкона и Рене Де Карта - занимались наукой, как изменить науку, а Кант - человеческим субъектом).
В работе в «К критике чистого разума» Кант ставит вопрос «Каковы границы познавательных возможностей человека?» и отвечает: «Человек может знать только явление (явление следует понимать совсем по-другому - только то, что создал человек), но сами вещи (их сущность) человек познать не может», они для него остаются «вещами в небе». В этом Кант видел глубокий нравственный смысл. [Не все может познать человек и это хорошо].
В работе «Критика практического разума» Кант ставит проблему границ человеческого действия в сообществе людей (Как человек должен себя вести в человеческом обществе). По Канту «Границы поведения определяются не внешними причинами, а собственным законом». [Мораль - нравственность человека].
|
|
Моральный закон Канта гласит: «Поступай так, чтобы каждый человек всегда являлся только целью, но не средством».(Знать!)
По мнению Канта это возможно лишь в правовом государстве, где действует принцип разделения властей [принцип разделения властей провозглашали также Локк и Монтескье].
В «Трактате о вечном мире» Кант обосновывает идею федерации свободных государств, связанных договором, запрещающим войну. [Важно запомнить, так как Германия начинала 2 мировые войны; у многих жителей Германии, в том числе, и у философов, были милитаристские взгляды - Кант отличался отсутствием этих взглядов].
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Гегель - великий немецкий философ, объективный идеалист.
В работе «Энциклопедия философских наук» сжато изложил понимание реального мира (онтология). Все мировое развитие он представил как развитие духовного, разумного начала - «абсолютной идеи» [Бога]. Это начало активно и деятельно, деятельность его состоит в мышлении.
Абсолютная идея проходит 3 этапа:
I. Тезис - этап становления, развитие абсолютной идеи в
собственном лоне (т.е. в своём месте), создается иерархия категорий (необходимость, случайность, возможность, действительность) и законов. Законы:
1) закон единства и борьбы противоположностей - женское и мужское начало для того, чтобы произошло развитие
2) закон перехода количественных изменений в качественные
3) закон отрицания отрицания (возвращение к исходному)
Всё это приводит к: абсолютная идея всё продумала, потом приступает к действию [Сначала было ничего потом было нечто]
|
|
Абсолютная идея не только мыслит, но и творит, и это Кант называет тождество мышления и бытия
II. II. Происходит отрицание - отчуждение абсолютной идеи в форме инобытия (иного бытия) - возникновение природы (все продумано в природе).
III. Синтез - происходит второе отрицание - отрицание отрицания, т. е. возвращение к первоначальному этапу мышления в индивидуальном и общественном сознании, форме всемирной истории и гражданской жизни [Человек и человечество размышляет на третьем этапе: мысль создаётся человеком].
" Все действительное разумно, все разумное действительно, если оно не разумно, то со временем оно отомрёт".
Философия истории по Гегелю: исторический процесс осознания свободы. Осознание свободы - сущность человека для человека самое важное. 3 фазы истории:
1. Восточный мир - не осознал, что свобода - его духовная сущность => свободен - один, все - рабы (опровергнуть)
2. Античный мир - некоторые осознали, что свобода - их сущность - это были свободный люди (назвать имена)
3. Германский крестьянский (протестантский) мир
Отличие протестантизма от католичества: у католиков была индульгенция. Лютеране - против индульгенции.
Все осознали духовную сущность свободы. Все свободны. [Никто никому не напакостит].
Фазам развития современной истории соответствуют формы правления:
1) деспотизм
2) аристократия и демократия
3) конституционная монархия