Для допуска к экзамену

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

 

1. Теория государства и права как наука – система знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

2. Государство – организация публичной власти всего социально-неоднородного общества или его части, которая с помощью специального аппарата и юридического права обеспечивает целостность, стабильность и безопасность общества.

3. Государственный суверенитет – свойство государственной власти, которая проявляется в её верховенстве внутри государства и независимости во внешних отношениях.

4. Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в обществе.

5. Гражданское общество – система связей (отношений) между свободными и равноправными людьми и их объединениями, которые имеют реальные возможности принимать участие во всех сферах жизни общества.

6. Правовое государство – организация публичной власти гражданского общества, при которой юридическими средствами реально обеспечивается осуществление, охрана и защита прав человека.

7. Социальное государство – организация публичной власти гражданского общества, обеспечивающая реализацию экономических, социальных, культурных прав человека, а также социальный мир.

8. Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти.

9. Форма правления – способ организации высшей государственной власти.

10. Форма государственного устройства – способ деления государства на составные части и распределения государственной власти между государством этими частями.

11. Государственный режим – способ осуществления государственной власти.

12. Аппарат государства – система государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства.

13. Демократия – власть большинства населения государства, осуществляемая непосредственно народом или через сменяемые, выборные представительные органы.

14. Право (объективное юридическое право) – система общеобязательных правил поведения (юридических норм), установленных или санкционированных и обеспеченных государством с целью регулирования, охраны и защиты общественных отношений.

15. Субъективное юридическое право – закрепленная юридическими нормами мера возможного поведения персонифицированного субъекта, направленная на приобретение, использование им определенных благ.

16. Субъективная юридическая обязанность – закрепленная юридическими нормами мера должного поведения персонифицированного субъекта, направленная на обеспечение субъективных юридических прав других субъектов.

17. Функции права (объективного юридического права) – основные направления его воздействия на общественные отношения.

18. Правосознание – знания субъектов о праве, их отношение к юридическому праву и юридически значимому поведению.

19. Система права (объективного юридического права) – комплекс взаимосвязанных действующих юридических норм, характеризующийся их единством, согласованностью, а также делением на относительно самостоятельные образования.

20. Отрасль права (объективного юридического права) – система юридических норм, регулирующих однородные по объекту общественные отношения специфическим методом.

21. Институт права (объективного юридического права) – система юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

22. Юридическая норма – общеобязательное правило правомерного поведения, установленное или санкционированное и обеспеченное государством.

23. Гипотеза юридической нормы – часть нормы, в которой указываются условия, обстоятельства её действия.

24. Диспозиция юридической нормы – часть нормы, в которой указываются права и обязанности субъектов, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся при наличии обстоятельств, указанных в гипотезе.

25. Санкция юридической нормы – часть нормы, в которой указывается мера государственного принуждения за нарушение диспозиции.

 

 

26. Форма (источник) права (объективного юридического права) – способ внешнего выражения и закрепления юридических норм.

27. Правовой обычай – способ внешнего выражения и закрепления обычая (правила поведения, сложившегося в обществе и в силу многократного применения вошедшего в привычку людей), который санкционируется государством и становится в силу этого общеобязательным.

28. Правовой прецедент – способ внешнего выражения и закрепления индивидуального правила поведения, которое устанавливается компетентным органом государства для урегулирования конкретной жизненной ситуации и становится общеобязательным в регулировании аналогичных конкретных жизненных ситуаций.

29. Нормативный правовой акт – способ внешнего выражения и закрепления юридических норм, устанавливаемых компетентным субъектом.

30. Закон – нормативный правовой акт органа законодательной власти или самого народа, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

31. Подзаконный нормативный правовой акт – письменный юридический акт компетентного субъекта, созданный на основе закона, в соответствии с законом и для его исполнения.

32. Кодификация нормативно-правовых актов – содержательная переработка определенной, связанной общим предметом правового регулирования группы действующих нормативно-правовых предписаний, их согласование и объединение в едином нормативно-правовом акте.

33. Правоотношение – предусмотренное юридической нормой и гарантированное государством общественное отношение, участники которого обладают взаимными субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями.

34. Правоспособность – закрепленная юридическими нормами и гарантированная государством возможность субъекта иметь субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

35. Дееспособность – закрепленная юридическими нормами и гарантированная государством возможность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности и нести юридическую ответственность.

36. Юридический факт – предусмотренное гипотезой юридической нормы конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникают, изменяются, прекращаются правоотношения.

37. Реализация юридических норм – деятельность субъекта по воплощению юридических норм в правомерном поведении путем их использования, исполнения и соблюдения.

38. Применение юридических норм – деятельность компетентных субъектов по установлению индивидуальных формально-обязательных правил поведения с целью обеспечения реализации юридических норм.

39. Нормативно-правовые коллизии – противоречия между действующими юридическими нормами, которые регулируют одни и те же общественные отношения.

40. Нормативно-правовой пробел – отсутствие нормативно-правовой регламентации определенной группы общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования.

41. Толкование юридических норм – деятельность по уяснению или разъяснению содержания юридических норм с целью правильного их применения и реализации.

42. Законность – режим соответствия общественных отношений действующим юридическим нормам, который создается в результате их неукоснительного соблюдения всеми праводееспособными субъектами.

43. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, которое складывается при условии законности.

44. Правонарушение – виновное противоправное деяние деликтоспособного субъекта, которое является вредным или опасным для лица, общества или государства.

45. Юридическая ответственность – применение к правонарушителю предусмотренных юридическими нормами мер государственного принуждения, которые заключаются в лишении его определенных благ и ценностей.

46. Правовая система – комплекс определенных правовых явлений, взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивает достижение правопорядка как необходимого условия функционирования общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: