Метод М. Шичиды или вымучивание инноваций

Итак, сегодня я продолжу краткий анализ методик и систем раннего развития, который отражает и выражает только мое личное отношение и не претендует на объективность. Под «артобстрел» теперь попала методика М.Шичиды, японского педагога, претендующего на новаторство. Для того, чтобы вам было интереснее читать, да и для лучшей аргументированности моей позиции, я решила построить этот обзор на цитатах из книги самого Шичиды (цитаты выделены курсивом). Перевод книги хромает на обе ноги, так что заранее приношу извинения за переводчика. Однако общий смысл высказываний автора понятен.

Основной «крен» этой методики наблюдается в убеждении автора о недооцененности правого полушария мозга. Красной нитью в книге проходит мысль о незаменимости правого полушария в деле выращивания гениального, сверходаренного ребенка. Утверждается, что традиционный акцент в обучении на левое полушарие не дает человеку раскрыть всю его сверхъестественную сущность. Главный лозунг:

Верьте в исключительные способности ребенка, с которыми он рождается.

«Ура!» родительскому тщеславию.

Я заявляю, что каждый ребенок гениален, и нет ребенка, который не может искусно использовать свое правое полушарие (ПП). Тогда почему они выглядят неполноценными? А потому, что они не могут использовать свое ПП. Левое полушарие имеет слабый контроль над разумом и телом. В то время как ПП на 100 % контролирует разум и тело.

И тут начинаются сплошные противоречия и лженаука. Ну, во-первых, неправомерно строго разделять функции полушарий мозга в деле обучения и развития детей. Да, эта идея многим нейропсихологам и неврологам по душе, но мой практический опыт убеждает в обратном. В процессе роста задействуются оба полушария в той мере, которая необходима ребенку на данном этапе его созревания. И правое, и левое развиваются одновременно и параллельно, и, хотя у каждого есть своя приоритетная функция (правое – образное мышление, левое – рациональное), нельзя говорить, что какое-то из них важнее или, наоборот, мешает развитию. Мозг целостен. И в левом полушарии есть центры, отвечающие за речь (центр Вернике),и в правом (центр Брока), и левое обладает пространственным мышлением, и правое тоже. Мозг – это единый инструмент познания, хотя так называемые «поля», на которые неврологи условно его разделили (всего их около 50, если не ошибаюсь),несут свою, точечную нагрузку. В то же время существует понятия «компенсации», когда функцию поврежденного участка коры головного мозга берут на себя соседние участки. Именно благодаря этой способности мозга, мы, дефектологи, добиваемся успеха: если ребенок не может различать звуки речи на слух, мы задействуем моторные отделы, кинестетические, и создаем обходной путь (в прямом смысле: формируя связи между нейронами в обход височной доли), который через какое-то время позволит развить фонематический слух. И оба полушария здесь -равноправные партнеры. Однако вернемся к Шичиде. Он пишет:

Существуют отличия(различия) в работе двух полушарий. Правое - функционирует бессознательно, поэтому и называется бессознательное. Левое – сознательное, и называется сознательное. И запомните, в бессознательном скрыты сверхъестественные способности.

И тут же – через абзац:

Правое полушарие работает так же как и левое.

Несколько не логично, не так ли? Так отличаются функции и роль полушарий или нет? Так или иначе, опираясь на свою концепцию, автор предлагает определенную систему обучения. Много приводится и отдельных приемов работы, которые для себя я называю «игрища с мозгом» (например: демонстрация оранжевой карточки с синим кругом в центре, растормаживающая отделы мозга, отвечающие за зрительное восприятие).Сейчас популярен и метод Томат и са, и электростимуляция мозга, и микропляризация. Но знаете ли вы, что все эти методы очень молоды, и еще нет полных экспериментальных данных о том, что происходит с этими детьми в 25-30 лет? Поскольку детки до 3 лет – самый уязвимый в плане педагогических экспериментов народ, я остановлюсь именно на тех подходах, которые применяются к ним в рамках методики Шичиды. Хочется сразу заметить, что я не увидела ничего оригинального в идеях Шичиды про ранний возраст. Из книги пахнуло и Доманом, и банальным аутотренингом, и Железновой, и Ю.Гиппенрейтер, и Хомским с Лурией (это советские ученые-нейропсихологи мировой величины, основатели нейропсихологии как науки), и вообще российской нейропсихологией, психотерапией и т.д. Ну, например:

Мы показываем карточки с текстом, более чем 200 карточек за один урок.
Мы показываем очень маленьким детям карточки с текстом очень быстро. Дети учатся на высокой скорости.
(Чем не Гленн Доман?)

 

Стиль обучения Шичиды характеризуется следующим:
- смена каждого вида деятельности менее чем за пять минут
(все группы раннего развития работают по этому принципу – Н.П.)
- быстро переворачивать карточки (чтобы концентрироваться на них)
- обучение посредством физических движений
(а вот и Железнова, Лазарев и вся наша логоритмикав совокупности с Зайцевым).
-пение песен

- изучение как можно большего количества слов. Пусть ваш ребенок изучит более тысячи слов до 2-х летнего возраста ( имеются в виду карточки со словами, а не словарный запас, который привязан к образам и представлениям о предмете)

 

Как логопед хочу добавить: не слова на карточках надо учить, а создавать связь между звучащим словом и образом. Известный в России педагог и директор центра подготовки к родам Ж.Цареградская пишет: «Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения в группе людей».

Идем дальше. Меня лично всегда раздражала откровенная профанация в книгах о развитии детей. Много пустых слов ни о чем. Книга Шичиды, к сожалению, оставила такое же впечатление:


Цель развития ПП – дать не просто знания, а научиться проявлять любовь, чувство уникальности и взаимодействия среди детей.

Можно подумать, что мы с вами, которых обучали исключительно через левое полушарие, не умеем проявлять любовь и взаимодействие!

Язык является фундаментальным средством, чтобы открыть сердце новорожденного. Особенно язык любви.

Без комментариев.

Вместо того чтобы учить, используя объяснения (аргументации, доказательства), мы загружаем большое количество фактов.

Действительно, зачем так напрягаться и объяснять ребенку, что, зачем и почему, когда можно ограничиться большим количеством «что».

А вот о детях, имеющих трудности в обучении. Такой простенький взгляд на вещи:

Эти дети имеют когнитивные (познавательные) трудности (проблемы) в своем левом полушарии. Это происходит из-за того что ЛП, которое отвечает за язык, работает неправильно. Однако, начиная развивать способности правого полушария, вслед за этим начнут открываться его скрытые возможности. Таким образом, дети превращаются в умных детей.

Каким «таким образом»???!! Путем демонстрации тысяч карточек и методов аутотренинга и релаксации, что ли? Если бы все было так просто, дефектологи бы вымерли за ненадобностью. И логопеды заодно.

Надуманные методические системы плохи тем, что исходят из рассуждений самого автора о том, что полезно ребенку, а что нет. Искусственно создаваемые методы и приемы работы всегда будут проигрывать естественности, то есть таким методам, которые «рождаются» из нужд ребенка, наблюдением за ним (например, таким сухим, жутковатым методом, по-моему, является метод Кумона: еще один «привет» из Японии). У меня нет никакой уверенности в том, что детям необходимо активизировать некие скрытые резервы мозга. По крайней мере, сами дети такую нужду не демонстрируют. А самое лучшее – это заглянуть в побуждения автора, предлагающего такие штуки. Для меня лично не вызывает сомнений, что родительское тщеславие – очень удобный инструмент манипуляций и коммерческих проектов. Само выражение «некие скрытые резервы мозга» - этакое удобное обтекаемое понятие: никто ничего не понял, но дух захватило от ощущения небывалых перспектив.

Ну и «на сладкое» я оставила весьма насторожившие меня идеи Шичиды, которые то и дело проскальзывают в его программе обучения:

Вначале обсудим ESP. У людей также есть, то, что обычно называют «шестым чувством», помимо пяти чувств, которые мы используем при восприятии, ощущении чего-либо. Шестое чувство есть ни что иное, как чувство правого полушария. И это ничего кроме ESP. ESP включает:
- телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств);
- ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
- психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
- предвидение (Способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
- духовная (спиритическая) сила (энергия).

Далее предлагается развивать все вышеперечисленное в наших маленьких детях. Не знаю, может быть, Шичида имел в виду что-то другое, может быть, перевод хромает, искренне надеюсь на это. Не может быть, чтобы ученый всерьез полагал, что о подобном вообще целесообразно упоминать в педагогическом аспекте и, тем более, утверждать, что только экстрасенсорные умения сделают человека умным и счастливым. Хочется воскликнуть: «Что за бред я анализирую!» - да не могу… Взялась уж…

Из конкретных упражнений, на мой взгляд, можно применить, и то с бо-о-ольшой натяжкой нижеописанное, но только к детям, старше 5 лет, а не до 3 лет, как рекомендует Шичида:

Метод сцепления. Возьмите карточки с разными картинками. Выберите 2 любых карточки. Например, если взяли «собаку» или «велосипед», придумайте рассказ: «собака ехала на велосипеде».Покажите эти карточки ребенку и положите их лицом вниз. Попросите ребенка рассказать вам, что это за карточки. После того как ребенок сможет рассказать вам о двух карточках, увеличьте их количество до трех, затем до четырех и т.д.Убедитесь в том, что вы использовали карточки в том же порядке. Например, вы начали с карточки «собака», значит «собака» будет первой карточкой. После того как ребенок будет запоминать 14 или 15 карточек, произойдет что-то невероятное. Он начнет запоминать последовательность карточек с одного взгляда, как образ, без помощи слов. Если вы будете использовать карточки, как таблицу, обучение пойдет быстрее: расположите карточки согласно этому примеру и попросите ребенка вспомнить историю, которую вы придумали, например, «собака в шляпе зашла на корабль». Переверните карточки и пусть ребенок переворачивает карточки в порядке рассказа истории, «собака, шляпа и корабль».

Я видела в «Ю тюбе» подобную игру с двухлетним ребенком, запоминающим карточки, штук 20. Малыш повторял кошмарный бред, который ему изначально рассказала мама, чтобы помочь запоминанию, и даже не удивлялся и не улыбался. У ребенка до 5 лет идет активное накопление знаний об окружающем, в том числе, информации о РЕАЛЬНЫХ объектах, их взаимоотношениях и возможных связях. Только после 5 лет методисты рекомендуют играть в игры типа «Нелепица». Малыш уже может увидеть абсурд, отличить реальное от нереального. Я знакома с одним очень хорошим психологом, который утверждает, что огромная проблема взрослых людей кроется в избегании реальности (с помощью чего угодно: от компьютерных игр до наркотиков, фантазий и проч). И что корни этой проблемы лежат в детстве. Поэтому лучше со сказками и небылицами завязывать после 2,6 лет. Этой же позиции придерживаются и такие известные вам педагоги, как Н.Зайцев, А.Маниченко, М.Монтессори: так, они убеждены, что картинки на карточках и в книжках должны быть не «мультяшными», а реалистичными. Это необходимо для формирования реального знания об объекте. Вот, например, 7-милетний ребенок с шизофренией не почувствует ничего особенного в примере с карточками у Шичиды. Это говорит о смешении нормального и патологичного восприятий действительности. Известный логопед М.Полякова бьет тревогу: на прием приходит огромное количество детей с «псевдоаутизмом». Это детки, с первых лет жизни не расстающиеся с планшетами, PSP и прочими гаджетами и, как следствие, с атрофированными эмоциональными потребностями и проживающие жизнь в своем мире. Шизоидное восприятие мира, оказывается, можно ненароком сформировать у родившегося здоровым малыша. Даже если у ребенка удастся сформировать уникальную память с помощью карточек Шичиды или очередного гаджета, то психологических потерь будет неизмеримо больше. Не любой ценой мы должны достигать целей обучения.

Краткое резюме.

· В основе системы лежат недостоверные научные данные.

· Нет научно-практических исследований, подтверждающих полезность (или хотя бы безвредность предлагаемых приемов), то есть отсутствие диссертации, ученой степени у автора, статистики по детям в цифрах. А ведь в его школе занимаются и с детками с особенностями развития. Почему данные не афишируются? По крайней мере, я их не нашла. Только восхваления самого себя и своей школы, что не может вызывать доверия.

· Система не может считаться оригинальной, сплошные заимствования разных школ, направлений, методик из разных стран и эпох.

· Обильное пустословие, то есть утверждения, не вызывающие сомнений у любого человека (хвалите ребенка; любовь-это все; мама и ребенок должны общаться; необходимы 8-мисекундные (!) поощрительные объятия и т.д.)

· ​Педагогически опасные вещи, вызывающие сомнения в беспристрастности автора (призыв развивать ясновидение, телепатию и проч). Сюда же я бы отнесла призыв растить гения и сверхчеловека. Кажется, мировая история через это уже проходила, не так ли? С весьма печальными духовными последствиями.

На мой взгляд, одного последнего пункта хватит, чтобы тихонько закрыть книжку Шичиды и пойти на сайт Пятибратовой прочитать замечательную статью Ж.Цареградской «Раннее развитие: есть ли чем гордиться?».

Мамочки, будьте критичны и осторожны в выборе методик раннего развития, очень прошу! Удачи!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: