Содержание учебного предмета по физической культуре 5 класс

Планируемые результаты изучения предмета физическая культура (по ФГОС)

Класс

Название раздела Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
ученик научится ученик получит возможность научиться
Знания о физической культуре Рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;   Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;   Раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; Разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели   Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;   Руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;     · характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; · определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;   Регулятивные УУД: 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные УУД 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 3. Смысловое чтение. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем Коммуникативные УУД 1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)   1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 7.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 8.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности   Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;   Составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;   Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности   Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;   · вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; · преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; · проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; · выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;   Регулятивные УУД: 1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Познавательные УУД 1.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем Коммуникативные УУД 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)   1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 2. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 3.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.    
Физическое совершенствование Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности   Выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств   Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);   Выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;   Выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;   Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);   Выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;   Выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;   Выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;   Выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. · преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; · выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; · осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; · проплывать учебную дистанцию вольным стилем · выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта Регулятивные УУД: 1.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Познавательные УУД 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Коммуникативные УУД 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)   1. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 5.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 6.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 


Содержание учебного предмета по физической культуре 5 класс

Название раздела Краткое содержание Количество часов
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ   История и современное развитие физической культуры Олимпийские игрыдревности: зарождение Олимпийских игр древности и исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители). Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: исторические сведения о периоде предшествующем возрождению Олимпийских игр современности; Пьер де Кубертен и его роль в становлении олимпийского движения (Международный олимпийский комитет, Олимпийская хартия, основной символ и девиз Олимпийских игр); программа первых Олимпийских игр современности      
Требования техники безопасности. в процессе занятий
Современное представление о физической культуре (основные понятия) Физическое развитие человека: понятие «физическое развитие» человека и ее значение; росто-весовые показатели; осанка как показатель физического развития человек в процессе занятий
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: комплекс ГТО и его возрастные ступени и виды испытаний; ознакомление с техникой выполнения нормативов
Физическая культура человека Здоровье и здоровый образ жизни: понятия «здоровье» и «ЗОЖ», три уровня ценности здоровья (биологический, социальный и личностный); личная гигиена   в процессе занятий
Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом: причины травматизма, понятие «травма», виды травм и первая помощь при ссадинах и ушибах
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила мест и одежды при подготовке домашних заданий в процессе занятий
Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов: порядок подбора и последовательность упражнений для физкультминуток и физкультпауз   в процессе занятий
Организация досуга средствами физической культуры: формы физической культуры; подвижные игры самое доступное средство досуга
Оценка эффективности занятий физической культурой Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за особенностями дыхания при беге и ходьбе в процессе занятий  
Оценка эффективности занятий: регулярность и систематичность выполнения домашних заданий
Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок: правильный показ и воспроизведение упражнений, действий
Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб): измерение пульса в безнагрузочных пробах («в покое» и ортостатическая проба)  
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ   Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой: комплексы упражнений для физкультпауз и физкультминуток  
Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств (фитнесс, танцевальная аэробика, восточные оздоровительные системы)  
Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры: при близорукости и плоскостопии  
  Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приемы: перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведе­нием и слиянием, по восемь в движе­нии  
Акробатические упражнения и комбинации: Кувырок вперёд в группировке; кувырок назад в группировке; стойка на лопатках. Акробатические комбинации
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снаряда х: Опорные прыжки: наскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80— 100 см).
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты, стоя на месте и прыжком; соскок вперед. Комбинации из ранее изученных элементов  
Упражнения на перекладине (мальчики): висы согнувшись и про­гнувшись; подтягивание в висе; под­нимание прямых ног в висе.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: -упражнения на разновысоких брусьях (девочки): смешанные висы;вис лёжа; подтяги­вание из виса лёжа; Комбинации из ранее изученных элементов. -упражнения на параллельных брусьях (мальчики): размахивание, наскок в упор, передвижение вперёд на руках. Комбинации из ранее изученных элементов
Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения.
  Спортивные игры Технико-тактические действия и приемы игры: в баскетбол Стойки игрока. Перемещения встойке приставными шагами боком. Остановка двумя шагами. Повороты без мяча 16
 
 
  Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте без сопротивления защитника (в парах, тройках). Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача
  Ведение мяча в низкой, средней,высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения; ведение без сопротивления защитника ведущей рукой
  Броски одной рукой с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника (максимальное расстояние до корзины 3,60 м). Вырывание мяча
  Личная опека. Нападение быстрым прорывом (1:0)
  Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков
  Правила игры в баскетбол. Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
  Технико-тактические действия и приемы игры: в волейбол Стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком лицом и спиной вперед 16
 
  Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре
  Передачи мяча сверху двумя руками над собой
  Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки
  Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
  Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)
  Правила игры в волейбол. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
  Технико-тактические действия и приемы игры: в футбол(мини-футбол) Стойки игрока; перемещения в стойке приставными боком и спиной вперед. 6
 
  Ударыпо неподвижному мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель с места
  Остановка катяшегося мяча внутренней и наружной стороной стопы и подошвой
  Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей ногой
  Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом  
  Правила игры в футбол. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров; игры и игровые задания 1:1, 2:2, 3:3.  
  Плавание Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна 6
 
  Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди. Старты
  Упражнения по совершенствованию техники движений рук; Игры и развлечения на воде
Национальные виды спорта. Технико-тактические действия и правила: «Лапта» Стартовая стойка игрока, подающего мяч, положение ног, туловища, рук. Выбор биты 4
Удары по мячу: Способы держания биты (хват); подброс и удар; виды ударов. Подводящие упражнения с теннисным мячом для освоения техники подброса
Подводящие упражнения с теннисным мячом для освоения техники ловли и передачи. Подводящие упражнения с теннисным мячом для освоения техники осаливания (броска)
Тактика игры. Мини-лапта по упрощенным правилам
Легкая атлетика Беговые упражнения: Бег на короткие дистанции:высокий старт; бег с ускорением; бег по дистанции; финиширование; бег 30 м, бег 60 м; челночный бег; Бег на средние дистанции: бег в равномерном темпе (от 10 до 12 минут); бег с преодолением препятствий; Кроссовая подготовка: бег 1000 м; бег 1500 м  
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»;прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»
Метание малого мяча: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, в коридор 5-6 м на дальность;в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, с 4 -5 бросковых шагов; броски и ловля набивного мяча (2 кг) различными способами; метание набивного мяча(1 кг) на результат
Лыжные гонки Передвижения на лыжах разными способами: попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; передвижение на лыжах до 3 км. Подъёмы, спуски, повороты, торможения: подъем «полуёлочкой»; «лесенкой»; спуски на лыжах; торможение «плугом»; поворот «переступанием». Преодоление перешагиванием небольших препятствий  
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелазание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижения в висах и упорах; полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения   в процессе занятий
  Общефизическая подготовка Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости)
  Специальная физическая подготовка Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры)
ИТОГО:  

Календарно-тематическое планирование для 5 класса (ФГОС ООО)

УМК (М.Я. Виленский., В.И. Лях., М.: Просвещение, 2013)

 

 

Изучаемый раздел, тема урока Количество часов Календарные сроки Основные виды учебной деятельности обучающихся  
Планируемые сроки Фактические сроки  
Физическая культура как область знаний. История и современное развитие физической культуры 1 час  
  Физическая культура как область знаний. История и современное развитие физической культуры: Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом (легкая атлетика): причины травматизма, понятие «травма», виды травм       5а-02.09 5б-01.09 5в-01.09 5г-01.09   Раскрывают историю возникновения ОИ и характеризуют их. Знают цель возрождения ОИ и роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Соблюдают правила безопасности на занятиях физической культурой  
Физическое совершенствование. Спортивно-оздоровительная деятельность. Легкая атлетика 12 часов  
  Физическое совершенствование. Спортивно-оздоровительная деятельность. Легкая атлетика Бег на короткие дистанции. Высокий старт (до 10-15 м). Бег с ускорением (30-40 м). Развитие скоростных качеств. Подвижные игры. Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом: ( на уроках легкой атлетикой); причины травматизма, понятие «травма», виды травм и первая помощь при ссадинах и ушибах   5а-03.09 5б-05.09 5в-02.09 5г-02.09   Описывают технику выполнения высокого старта, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе усвоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, знают и соблюдают правила безопасности, их причины и оказание первой помощи  
  Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Высокий старт(10-15м). Бег с ускорением (40-50 м). Бег 30 м на результат. Физическая культура как область знаний: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (комплекс ГТО и его возрастные ступени)   5а-06.09 5б-06.09 5в-03.09 5г-06.09   Соблюдают технику выполнения беговых упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. Знают виды испытаний в своей возрастной ступени  
  Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Бег с ускорением (50-60 м). Бег по дистанции. Финиширование. Челночный бег 3х10м. Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила мест и одежды при подготовке домашних заданий   5а-09.09 5б-08.09 5в-08.09 5г-08.09   Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе усвоения. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности при подготовке домашних заданий  
  Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Бег 60 м на результат. Подвижная игра «Разведчики и часовые». Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за особенностями дыхания при беге и ходьбе   5а-10.09 5б-13.09 5в-09.09 5г-09.09   Соблюдают технику выполнения беговых упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. Применяют беговые упражнения для развития быстроты. Знают особенности дыхания при беге и ходьбе  
  Легкая атлетика.Метание малого мяча в горизонтальную цель (1х1) с 5-6 м. Прикладная физическая подготовка: Метание мяча по движущейся мишени. Специальные упражнения при метании мяча Подвижная игра «Попади в мяч». Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Оценка эффективности занятий: регулярность и систематичность выполнения домашних заданий   5а-13.09 5б-15.09 5в-10.09 5г-13.09   Описывают технику выполнения метания малого и набивного мяча, осваивают ее самостоятельно, с предупреждением, выявлением и исправлением типичных ошибок. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдают правила безопасности  
  Легкая атлетика. Метание малого мяча в вертикальную цель (1х1)с 5-6 м. Метание набивного мяча двумя руками от груди. Подвижные игры: «Кто дальше бросит», «Самый меткий». Развитие координации и силовых способностей   5а-16.09 5б-19.09 5в-15.09 5г-15.09   Соблюдают технику выполнения метания малого и набивного мяча, с выявлением и исправлением типичных ошибок. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдают правила безопасности. Применяют упражнения для развития силы при самостоятельных занятиях  
  Легкая атлетика. Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги», приземление. Метание набивного мяча (1 кг) на результат. Развитие скоростно-силовых способностей   5а-17.09 5б-20.09 5в-16.09 5г-16.09   Соблюдают технику выполнения прыжка с разбега и метания набивного мяча. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдают правила безопасности  
  Легкая атлетика. Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги», подбор разбега. Бег на средние дистанции: Бег в равномерном темпе до 8 мин. Развитие выносливости   5а-20.09 5б-22.09 5в-17.09 5г-20.09   Демонстрируют технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдают правила безопасности  
  Легкая атлетика. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат. Прикладная физическая подготовка: полоса препятствий. Развитие двигательных качеств   5а-23.09 5б-26.09 5в-22.09 5г-22.09   Демонстрируют технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений, соблюдают правила безопасности. Преодолевают полосу препятствий  
  Легкая атлетика. Бег в равномерном темпе до 10 мин. Бег на 300 м. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Ловля парами». Развитие выносливости. Физическая культура как область знаний: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне: ознакомление с техникой выполнения беговых испытаний   5а-24.09 5б-27.09 5в-23.09 5г-23.09   Соблюдают технику выполнения беговых упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. Знают технику беговых испытаний ВФСК «ГТО»  
  Легкая атлетика. Бег в равномерном темпе до 12 мин.Прикладная физическая подготовка: полоса препятствий. Физическая культура как область знаний: Физическое развитие человека: понятие «физическое развитие» человека и ее значение; росто-весовые показатели   5а-27.09 5б-29.09 5в-24.09 5г-27.09   Соблюдают технику преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий и демонстрируют ее. Оборудуют с помощью родителей место для самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях и приобретают спортивный инвентарь. Регулярно контролируют длину своего тела, определяют темпы своего роста  
  Легкая атлетика. Кроссовая подготовка. Бег1000 м на результат. Подвижные игры и эстафеты на развитие двигательных качеств   5а-30.09 5б-03.10 5в-29.09 5г-29.09   Преодолевают дистанцию на результат, соблюдают правила безопасности. Используют подвижные игры и физические упражнения для развития двигательных качеств  
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность 1 час  
  Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой: комплексы упражнений для физкультпауз и физкультминуток. Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов (порядок подбора и последовательность упражнений для физкультминуток и физкультпауз)   5а-01.10 5б-04.10 5в-30.09 5г-30.09   Разрабатывают и используют комплексы упражнений для физкультпауз и физкультминуток. Соблюдают порядок подбора и последовательность упражнений при составлении индивидуальных комплексов  
Физическое совершенствование. Спортивно - оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики 10 часов  
  Физическое совершенствование. Спортивно - оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики: Организующие команды и приемы: перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведе­нием и слиянием, по восемь в движе­нии. Терминология гимнастических упражнений. Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом (спортивная гимнастика): первая помощь при ссадинах и ушибах     5а-04.10 5б-06.10 5в-01.10 5г-04.10   Изучают историю гимнастики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Овладевают и соблюдают правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Различают строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы  
  Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения и комбинации: Кувырок вперёд и кувырок назад в группировке. Организующие команды и приемы. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой. Развитие гибкости и координационных способностей. Физическая культура как область знаний: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне: ознакомление с техникой выполнения беговых испытаний   5а-07.10 5б-10.10 5в-06.10 5г-06.10   Описывают и разучивают технику выполнения акробатических упражнений. Соблюдают правила техники безопасности. Различают строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы. Используют данные упражнения для координационных способностей и гибкости    
  Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения и комбинации: Кувырок вперёд и кувырок назад в группировке, в усложненных условиях. Стойка на лопатках. Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранение технических ошибок: правильный показ и воспроизведение упражнений, действий   5а-08.10 5б-11.10 5в-07.10 5г-07.10   Осваивают технику акробатических упражнений предупреждая появление ошибок и, соблюдая правила техники безопасности. Оказывают помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений  
  Гимнастика с основами акробатики. Акробатические комбинации из ранее изученных упражнений (5-6 упражнений). Организующие команды и приемы: перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведе­нием и слиянием, по восемь в движе­нии. Упражнения для формирования правильной осанки. Развитие гибкости и координации. Физическая культура как область знаний: Физическое развитие человека: осанка как показатель физического развития человека   5а-11.10 5б-13.10 5в-08.10 5г-11.10   Составляютакробатическую комбинацию, соблюдая технику безопасности. Анализируют технику упражнений сверстников, выявляют и помогают в их исправлении. Чётко выполняют строевые приёмы. Осознают значение осанки в физическом развитии человека.Осваивают комплекс упражнений для формирования правильной осанки    
  Гимнастика с основами акробатики. Акробатические комбинации из ранее изученных упражнений (5-6 упражнений). Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах: упражнения на перекладине (мальчики): висы согнувшись и про­гнувшись; подтягивание в висе; под­нимание прямых ног в висе; упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты, стоя на месте и прыжком; соскок вперед. Развитие координации   5а-14.10 5б-17.10 5в-13.10 5г-13.10   Демонстрируют акробатические комбинации. Осваивают технику висов и упражнений в равновесии, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности  
  Гимнастика с основами акробатики. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах: упражнения на перекладине (мальчики): подтягивание в висе; упражнения на гимнастическом бревне (девочки): комбинации из ранее изученных элементов. Организующие команды и приемы:перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведе­нием и слиянием, по восемь в движе­нии. Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях. Развитие координации   5а-15.10 5б-18.10 5в-14.10 5г-14.10   Демонстрируют выполнение упражнений в висе и в равновесии. Анализируют технику упражнений сверстников, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Чётко выполняют строевые приёмы  
  Гимнастика с основами акробатики. Гимнастические упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: (мальчики-упражнения на параллельных брусьях: размахивание, наскок в упор, передвижение вперёд на руках; девочки - на разновысоких брусьях: смешанные висы; вис лёжа; подтяги­вание из виса лёжа); Организующие команды и приемы. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом. Развитие силовых способностей   5а-18.10 5б-20.10 5в-15.10 5г-18.10   Осваивают технику упражнений на разновысоких брусьях, соблюдая правила техники безопасности, оказывают страховку и помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений. Чётко выполняют строевые приёмы. Используют данные упражнения для развития силовых способностей.Чётко выполняют строевые приёмы  
  Гимнастика с основами акробатики. Гимнастические упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на разновысоких брусьях (девочки): Комбинации из ранее изученных элементов; упражнения на параллельных брусьях (мальчики): комбинации из ранее изученных элементов. Прикладная физическая подготовка: полоса препятствий с элементами лазания, перелазания, ползания   5а-21.10 5б-24.10 5в-20.10 5г-21.10   Демонстрируют выполнение упражнений из 5-6 ранее изученных элементов. Выявляют признаки освоения техники и сравнивают ее с техникой сверстников. Анализируют технику упражнений сверстников, выявляют ошибки и помогают в их исправлении.  
  Гимнастика с основами акробатики. Опорные прыжки: наскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80-100 см). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения: Упражнения с гантелями (мальчики). Развитие скоростно-силовых качеств   5а-22.10 5б-25.10 5в-21.10 5г-22.10   Разучивают и описывают технику опорного прыжка. Используют данные упражнения для развития скоростно-силовых способностей  
  Гимнастика с основами акробатики. Опорные прыжки: наскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80-100 см. Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения под музыкальное сопровождение. Общефизическая подготовка:упражнения, ориентированные на развитие силы (мальчики)   5а-25.10 5б-27.10 5в-22.10 5г-25.10   Демонстрируют технику опорного прыжка. Используют данные упражнения для силовых способностей. Осуществляют помощь в установке и уборке снарядов и инвентаря  
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Оценка эффективности занятий физической культурой1 час  
  Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Оценка эффективности занятий физической культурой: измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб): измерение пульса в безнагрузочных пробах («в покое» и ортостатическая проба)   5а-28.10 5б-07.11 5в-27.10 5г-27.10   Измеряют резервные возможности организма и оценивают результаты измерений  
Физическое совершенствование. Спортивно - оздоровительная деятельность. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол 16 часов  
  Физическое совершенствование. Спортивно - оздоровительная деятельность. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол: Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком. Правила игры в баскетбол.Физическая культура как область знаний: Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом (баскетбол)   5а-29.10 5б-08.11 5в-28.10 5г-28.10   Овладевают основными приемами игры в баскетбол. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Соблюдают правила безопасности  
  Спортивные игры: Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол: Стойки, остановка шагом, повороты без мяча по зрительным и звуковым сигналам. Развитие ловкости.   5а-08.11 5б-10.11 5в-29.10 5г-08.11   Осваивают технику передвижений, остановки и поворота. Описывают разучиваемые технические действия  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте без сопротивления защитника (в парах)     5а-11.11 5б-14.11 5в-10.11 5г-10.11   Демонстрируют технику ловли и передачи мяча в различных вариантах и сочетаниях. Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте без сопротивления защитника (в тройках). Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств при занятиях баскетболом   5а-12.11 5б-15.11 5в-11.11 5г-11.11   Демонстрируют технику ловли и передачи мяча в различных вариантах. Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий    
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача. Подвижные игры и эстафеты с элементами ловли и передачи. Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола   5а-15.11 5б-17.11 5в-12.11 5г-15.11   Применяют технические приёмы в условиях игровой деятельности. Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте, в движении по прямой. Правила игры в баскетбол   5а-18.11 5б-21.11 5в-17.11 5г-17.11   Описывают и осваивают технику ведения мяча, выявляют ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий    
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Ведение мяча с изменением направления. движения. Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола   5а-19.11 5б-22.11 5в-18.11 5г-18.11   Осваивают технику ведения мяча, выявляют ошибки и исправляют их. Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Ведение без сопротивления защитника ведущей рукой.Броски одной рукой с места после ловли, без сопротивления защитника (максимальное расстояние до корзины 3,60 м)   5а-22.11 5б-24.11 5в-19.11 5г-22.11   Осваивают технику броска мяча одной рукой. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Ведение мяча в усложненых условиях. Подвижные игры и эстафеты с элементами ведения. Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола   5а-25.11 5б-28.11 5в-24.11 5г-24.11   Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Броски одной рукой с места после ведения и остановки, без сопротивления защитника (максимальное расстояние до корзины 3,60 м)   5а-26.11 5б-29.11 5в-25.11 5г-25.11   Демонстрируют технику броска мяча. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Броски одной рукой в движении после ведения, без сопротивления защитника (максимальное расстояние до корзины 3,60 м). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»   5а-29.11 5б-01.12 5в-26.11 5г-29.11   Моделируют технику игровых действий и приёмов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Демонстрируют технику броска  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Броски одной рукой в движении после ведения и ловли, без сопротивления защитника (максимальное расстояние до корзины 3,60 м) Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»   5а-02.12 5б-05.12 5в-01.12 5г-01.12   Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:броски одной рукой в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника (максимальное расстояние до корзины 3,60 м). Личная опека   5а-03.12 5б-06.12 5в-02.12 5г-   Понимают назначение личной опеки в баскетболе. Демонстрируют технику броска  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Комбинации из освоенных элементов: ловля, ведение, бросок Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Упражнения, ориентированные на развитие физических качеств   5а-06.12 5б-08.12 5в-03.12 5г-02.12   Владеют техническими приёмами и демонстрируют их. Выявляют ошибки в технических приемах, допущенные сверстниками и сравнивают их со своим выполнением  
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Вырывание мяча. Нападение быстрым прорывом (1:0)   5а-09.12 5б-12.12 5в-08.12 5г-06.12   Описывают технику вырывания мяча Моделируют технику игровых действий и приёмов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности    
  Спортивные игры. Технико-тактические действия и приемы игры в баскетбол:Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола   5а-10.12 5б-13.12 5в-09.12 5г-08.12   Понимают и выполняют тактические действия. Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий в баскетболе. Понимают и выполняют тактические действия.  
Физическое совершенствование. Спортивно - оздоровительная деятельность. Плавание 6 часов  
  Физическое совершенствование. Спортивно - оздоровительная деятельность. Плавание. Освоение техники плавания. История возникновения плавания. Плавание как средство отдыха, укрепления здоровья, закаливания. Физическая культура как область знаний: Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом (плавание)   5а-13.12 5б-15.12 5в-10.12 5г-09.12   Запоминают имена выдающихся отечественных пловцов - олимпийских чемпионов. Соблюдают требования и правила, чтоб избежать травм и несчастных случаев при занятиях плаванием.  
  Плавание.Техника плавания. Специальные плавательные упражнениядля изучения кроля на груди, спине: старты; пово

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: