Важнейшим теоретическим результатом теоремы Р. Коуза является обоснование необходимости четкого определения имущественных прав на природные ресурсы с учетом всего сложного их содержания.
В то же время нередко возникают опасения, что реализация теоремы Коуза на практике предполагает соблюдение ряда трудновыполнимых условий:
1) права собственности должны быть четко определены, практически осуществимы и передаваемы;
2) должны быть четко определены стороны, совершающие сделку;
3) краткосрочная заинтересованность в максимизации своего использования общественного ресурса без учета действенных стимулов к его сохранению в долгосрочном плане может помешать достижению договоренности;
4) все общественные ценности должны быть доступны частным собственникам;
5) трансакционные издержки должны быть невелики.
Проведенные экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна при ведении договорного процесса 2-3 участниками. При возрастании числа участников резко увеличиваются трансакционные издержки, приводящие к превышению ожидаемых выгод.
|
|
Одним из центральных для экономики ПП и ООС является вопрос о соотношении государства и рынка. На практике ответом государства на ситуацию с безбилетным пассажиром и неспособностью рынка выявить действительные общественные предпочтения являются:
• прямое обеспечение общественных экологических благ, включая как поддержание на должном уровне качества природной среды и экологической безопасности в целом, так и особо охраняемые территории (национальные природные парки, заказники и т.д.);
• установление государственной собственности на определенную часть природных ресурсов;
• использование политического процесса, демократических выборов, референдумов и т. п. в качестве средства агрегирования индивидуальных предпочтений в отношении общественных благ и формирования необходимой институционно-правовой среды для их обеспечения на требуемом с позиции интересов общества и его отдельных социальных групп уровне.
Основными субъектами политического механизма выявления и агрегирования предпочтений относительно общественных благ, с одной стороны являются народные представители, а с другой, — избиратели, выступающие в роли налогоплательщиков. При этом поведение тех и других подчиняется критериям рыночной рациональности, т. е. они стремятся максимизировать выгоды от своего положения. В связи с чем, для народных избранников первоочередное значение имеет не забота о приросте общественного благосостояния, а максимальное извлечение выгод, вытекающих из своего положения в качестве политика. В данных условиях происходит установление основных параметров спроса и предложения общественных благ, которые могут существенно отличаться от общественно целесообразных уровней.
|
|
Противоречия в интересах различных групп населения, лоббизм, бюрократия и прочие факторы снижают эффективность государства как механизма обеспечения общественных благ. Следствием данной закономерности является необходимость построения развитого гражданского общества не только как носителя демократических прав, но и гаранта наибольшего обеспечения общественных благ. Как показала практика российского природопользования последнего времени одной из основных причин кризисного состояния в данной сфере деятельности явилось отсутствие критериев объективной оценки работы чиновников и общественного контроля за их деятельностью.
К основным условиям, необходимым для успешного применения современных методов планирования ПП и ООС относятся: 1. Развитие демократии и самодеятельности гражданского общества; 2. Наличие четкой и развитой законодательной базы и дееспособной институциональной системы, включая четкость и определенность имущественных прав на природные ресурсы с эффективным механизмом их защиты.
И административные и экономические инструменты не «запускаются» автоматически, требуется соответствующая институциональная, политическая, культурно-образовательная и прочие среды.
Основные принципы экономики природопользования и охраны окружающей среды.
В современном виде данные принципы были сформулированы в документах
Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (Рио, 1992) и они включают:
• принцип альтернативных издержек*;
• загрязнитель (пользователь) платит;
• требование выбора наилучшей из доступных технологий;
• принцип устойчивого развития;
• принцип предосторожности;
• право на доступ к экологической информации и на участие в принятии решений.
*Альтернативные издержки (opportunity cost) возникают в мире ограниченных ресурсов при существовании различных, конкурирующих между собой способов их применения для удовлетворения разнообразных потребностей и представляют собой ценность наилучшей из упущенных возможностей альтернативного использования ресурсов (средств производства), потраченных на создание данных товаров и услуг.
Данные принципы закладывают основы экологической политики, системы управления, а также экологического права.
Совокупность принципов, определяющих основополагающие подходы к решению экологических проблем, в определенной мере видоизменяется и обогащается новыми требованиями. В наиболее продвинутых странах все активнее ставится задача учёта следующих новых требований:
• циркулярности (подлинно безотходное, экологически безопасное и экономически эффективное производство);
• экологически безопасного ведения бизнеса;
• утверждения экологического стиля жизни.