Политическое положение Великого княжества Литовского в последней трети XVI - начале XVII в

УРОК 4

Цели урока

обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению борьбы шляхты за сохранение самостоятель­ности ВКЛ в составе Речи Посполитой и ее итогов;

• развивающая: способствовать развитию умений характеризо­вать исторические явления и деятельность исторических личностей;

• воспитательная: содействовать воспитанию патриотических чувств и правовой культуры учащихся.

Тип урока - комбинированный.

Примерный ход урока

На этапе проверки домашнего задания для выполнения учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:

• охарактеризовать сейм Речи Посполитой как высший орган государственной власти;

• раскрыть права и обязанности короля Речи Посполитой;

• объяснить, почему в XVII в. В Речи Посполитой формируется единое шляхетское сословие и какая роль в этом процессе при­надлежала полонизации;

• заполнить таблицу «Народ шляхетский» и «Люд простой» и сделать выводы на основе проведенного сравнения:

Параметры сравнения «Народ шляхетский» «Люд простой»
Социальный состав    
Язык    
Религия    
 

 

• определить, какие преимущества и (или) опасности для госу­дарственного развития Речи Посполитой имели «золотые шля­хетские вольности», которые давали шляхте право полного контроля за деятельностью короля;

• сделать вывод о характере государственного строя Речи Посполитой.

 

При изучении нового материала особое внимание следует обра­тить на усвоение учащимися причин борьбы шляхты ВКЛ за сохране­ние самостоятельности княжества и уступок со стороны Короны, а также характера сделанных уступок, что и составляет учебную зада­чу на данном уроке. В связи с этим представляется целесообразным организовать комментированное чтение учащимися пунктов 1-2. В пер­вом абзаце п. 1 раскрываются причины борьбы ВКЛ за самостоятель­ность. Ход самой борьбы уступки княжеству со стороны Польши фиксируются в ходе заполнения таблицы:

 

Год Решения, принятые в пользу ВКЛ Значение уступки
     
 

 

Изучение Статута Великого княжества Литовского 1588 г. мож­но организовать двумя путями: рассказ учителя или самостоятельная работа учащихся с фрагментами Статута, помещенными в хрестома­тию или в рубрику «Материалы исторических и литературных источ­ников» на с. 25. Необходимо также вспомнить, когда и почему были введены в действие I и II Статуты ВКЛ.

Наряду с фрагментами Статута, помещенными в учебном посо­бии, учитель может предложить учащимся следующий отрывок ста­тьи, в которой подчеркивалась культурно-языковая обособленность ВКЛ от Польши:

«А пiсар земскi павiнен па-руску лiтарамi i словамi рускiмi усе дакументы, выпiсываць i назвы пiсаць, а не iншай мовай i словамi...

Таксама мы, гаспадар, даём пад гербам гэтай дзяржавы нашай Вялікага княства Лтоускага «Пагоняй» пячатку у кожны павет, на якой маецца надтс каля герба назвы таго павета».

(Статут Вялікага княства Літоускага 1588 г. Тэксты. Даведкі. Каментарыі. Мінск, 1989. С. 374,378.)

После изучения материала, учитель может предложить учащимся определить, в чем состояла прогрессивность этого документа, какие его положения не потеряли своей актуальности в наши дни и отраже­ны в определяющих законодательных актах Республики Беларусь. На основании этого сделать вывод о том, почему Статут 1588 г. дей­ствовал на белорусских землях вплоть до 1840 г.

В том случае, если учитель в качестве опережающего домашнего задания предложил одному-двум учащимся подготовить краткие со­общения об общественно-политической деятельности Остафия Во­ловича и Льва Сапеги, то при изучении п. 4 «Лев Сапега» учащиеся заслушивают и обсуждают подготовленные доклады. В противном случае, о жизни и деятельности Льва Сапеги с использованием соот­ветствующей наглядности может рассказать учитель. В завершение работы учащихся с данным учебным материалом для обсуждения можно предложить объяснить, почему Льва Сапегу можно охаракте­ризовать как гражданина ВКЛ и патриота своей Родины.

Для закрепления изученного материала можно использовать сле­дующие вопросы и задания:

• докажите, что после Люблинской унии ВКЛ сохранило значи­тельную политическую самостоятельность;

• определите значение введения III Статута ВКЛ для сохранения самостоятельности княжества;

• определите роль Льва Сапеги в истории княжества;

• что дает историкам основания говорить о Речи Посполитой как о «государстве обоих народов»?

При подведении итогов урока для осмысления учащимися собст­венной деятельности на этапе рефлексии можно организовать обсу­ждение того, что они узнали на уроке и как работали. Каждый уча­щийся оценивает свой вклад в достижение поставленных целей уро­ка, свою активность, эффективность собственной работы и работы класса (высказываются кратко, одним предложением, выбирая нача­ло предложения из возможного списка на доске: было интересно..., я смог., меня удивило., было сложно., меня удивило., меня огор­чило. и т. п.).

Домашнее задание: § 4, повторить содержание темы «Россия в на­чале XVII в. «Смутное время» из курса всемирной истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: