УРОК 4
Цели урока
обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению борьбы шляхты за сохранение самостоятельности ВКЛ в составе Речи Посполитой и ее итогов;
• развивающая: способствовать развитию умений характеризовать исторические явления и деятельность исторических личностей;
• воспитательная: содействовать воспитанию патриотических чувств и правовой культуры учащихся.
Тип урока - комбинированный.
Примерный ход урока
На этапе проверки домашнего задания для выполнения учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:
• охарактеризовать сейм Речи Посполитой как высший орган государственной власти;
• раскрыть права и обязанности короля Речи Посполитой;
• объяснить, почему в XVII в. В Речи Посполитой формируется единое шляхетское сословие и какая роль в этом процессе принадлежала полонизации;
• заполнить таблицу «Народ шляхетский» и «Люд простой» и сделать выводы на основе проведенного сравнения:
Параметры сравнения | «Народ шляхетский» | «Люд простой» |
Социальный состав | ||
Язык | ||
Религия |
• определить, какие преимущества и (или) опасности для государственного развития Речи Посполитой имели «золотые шляхетские вольности», которые давали шляхте право полного контроля за деятельностью короля;
• сделать вывод о характере государственного строя Речи Посполитой.
При изучении нового материала особое внимание следует обратить на усвоение учащимися причин борьбы шляхты ВКЛ за сохранение самостоятельности княжества и уступок со стороны Короны, а также характера сделанных уступок, что и составляет учебную задачу на данном уроке. В связи с этим представляется целесообразным организовать комментированное чтение учащимися пунктов 1-2. В первом абзаце п. 1 раскрываются причины борьбы ВКЛ за самостоятельность. Ход самой борьбы уступки княжеству со стороны Польши фиксируются в ходе заполнения таблицы:
Год | Решения, принятые в пользу ВКЛ | Значение уступки |
Изучение Статута Великого княжества Литовского 1588 г. можно организовать двумя путями: рассказ учителя или самостоятельная работа учащихся с фрагментами Статута, помещенными в хрестоматию или в рубрику «Материалы исторических и литературных источников» на с. 25. Необходимо также вспомнить, когда и почему были введены в действие I и II Статуты ВКЛ.
Наряду с фрагментами Статута, помещенными в учебном пособии, учитель может предложить учащимся следующий отрывок статьи, в которой подчеркивалась культурно-языковая обособленность ВКЛ от Польши:
«А пiсар земскi павiнен па-руску лiтарамi i словамi рускiмi усе дакументы, выпiсываць i назвы пiсаць, а не iншай мовай i словамi...
Таксама мы, гаспадар, даём пад гербам гэтай дзяржавы нашай Вялікага княства Лтоускага «Пагоняй» пячатку у кожны павет, на якой маецца надтс каля герба назвы таго павета».
(Статут Вялікага княства Літоускага 1588 г. Тэксты. Даведкі. Каментарыі. Мінск, 1989. С. 374,378.)
После изучения материала, учитель может предложить учащимся определить, в чем состояла прогрессивность этого документа, какие его положения не потеряли своей актуальности в наши дни и отражены в определяющих законодательных актах Республики Беларусь. На основании этого сделать вывод о том, почему Статут 1588 г. действовал на белорусских землях вплоть до 1840 г.
В том случае, если учитель в качестве опережающего домашнего задания предложил одному-двум учащимся подготовить краткие сообщения об общественно-политической деятельности Остафия Воловича и Льва Сапеги, то при изучении п. 4 «Лев Сапега» учащиеся заслушивают и обсуждают подготовленные доклады. В противном случае, о жизни и деятельности Льва Сапеги с использованием соответствующей наглядности может рассказать учитель. В завершение работы учащихся с данным учебным материалом для обсуждения можно предложить объяснить, почему Льва Сапегу можно охарактеризовать как гражданина ВКЛ и патриота своей Родины.
Для закрепления изученного материала можно использовать следующие вопросы и задания:
• докажите, что после Люблинской унии ВКЛ сохранило значительную политическую самостоятельность;
• определите значение введения III Статута ВКЛ для сохранения самостоятельности княжества;
• определите роль Льва Сапеги в истории княжества;
• что дает историкам основания говорить о Речи Посполитой как о «государстве обоих народов»?
При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии можно организовать обсуждение того, что они узнали на уроке и как работали. Каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных целей урока, свою активность, эффективность собственной работы и работы класса (высказываются кратко, одним предложением, выбирая начало предложения из возможного списка на доске: было интересно..., я смог., меня удивило., было сложно., меня удивило., меня огорчило. и т. п.).
Домашнее задание: § 4, повторить содержание темы «Россия в начале XVII в. «Смутное время» из курса всемирной истории.