Ключ
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспосо- бление |
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А |
Опросник можно применять как для группы, так и для отдельных лиц. Полученные данные занесите в таблицу, в которой дан ключ к ответам.
|
|
При обработке подсчитывается количество ответов, приходящихся на каждую из колонок (один ответ дает 1 балл).
Допустим, что мы получили результаты: соперничество – 3; сотрудничество – 5; компромисс – 12; избегание – 6; приспособление – 4.
Такая картина позволяет сделать вывод: человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно стремление избегать конфликт, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству.
Пассивное приспособление к конфликтной ситуации, стремление к сотрудничеству любой ценой ему не присущи. Анализ ответов позволит оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
Основную цель психологической (логопедической) диагностики можно сформулировать, исходя из необходимости отнесения развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определения типа этого развития.
Поэтому основную цель диагностической деятельности психолога (логопеда) можно сформулировать как:
Выявление уровня актуального развития ребенка и специфики этого развития, отражающие механизмы, базовые особенности формирования психической (речевой) деятельности, на основе анализа которых возможна постановка психологического (логопедического) диагноза и определение вероятностного прогноза дальнейшего развития с выходом на адекватные для ребенка вид, форму и режим обучения, рекомендации по развивающей и/или коррекционной работе для всех специалистов сопровождения ребенка в образовательном пространстве.
Для реализации поставленной цели необходимо не просто обладать системой пусть даже и максимально эффективных диагностических средств, но и использовать соответствующую им методологию анализа результатов, методологию оценки психического (речевого) состояния ребенка в целом.
|
|
В основу программы положена научная теория Л.С. Выготского о единстве формы и содержания мышления и нейропсихологический метод изучения высших психических функций, разработанный А.Р. Лурия, и примененный в логопедии А.Н.Корневым.
Этот метод позволяет осуществить структурный синдромный анализ отклоняющихся психических (речевых) процессов, то есть:
1. выявить психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других аномальных проявлений;
2. вычленить сохранные звенья психической (речевой) деятельности детей;
3. определить оптимальные (адекватные структуре дефекта) пути коррекционной работы.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов прошлого столетия, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста (до этого обучение начиналось в 8 лет). С той поры интерес к определению готовности к регулярному обучению не ослабевает. В 1983 году было принято решение об обучении с 6 лет. Поэтому опять встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. Во всех исследованиях признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
В настоящее время можно насчитать более 30 различных программ, определяющих те или иные параметры (или их комбинации) готовности ребенка-дошкольника. (Семаго)
Отличие данной программы от других программ в том, что:
- во-первых, исследуется динамика развития психофизиологии ребенка в первый год обучения, а не знания, умения, навыки, усвоенные в 1 классе;
- во-вторых, программа комплексная, имеет входную и выходную диагностику, проводится логопедом и психологом по единой методике, результатыоцениваютсяпо одинаковым критериям;
- в-третьих, логопедические и психологические исследования не являются самоцелью, а имеют практический выход в область обучения письму, чтению, математике.
Исследования психофизиологического состояния проходят в два этапа: на входе в 1 класс и в конце учебного года.
Задачи 1 этапа:
1. Выявить мотивацию учения у дошкольников.
2. Выявить уровень психологической и речевой готовности к обучению.
3. Выявить предрасположенность к нарушениям в письме, чтении и математике.
Задачи 2 этапа:
1. Выявить состояние письма и математических представлений.
2. Определить причины когнитивной дезадаптации.
Для решения этих задач были адаптированы хорошо зарекомендовавшие себя тесты (Семаго М.М., Семаго Н.Я., Корнева А.Н., Левиной Р.Е., Гинзбурга М.Р., Равена, Кеэса и др), составлены инструкции, выработана методика предъявления заданий и система оценивания результата.
Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий. Сумма набранных баллов по специальной шкале переводится в уровни успешности выполнения заданий. Уровни успешности могут быть соотнесены с логопедическим и психологическим заключением, а также с заключением о готовности или неготовности к началу регулярного обучения в школе.
Каждый тест просчитан по специальной формуле на дискриминативность, то есть на способность отделить успешное выполнение задания от неуспешного.
Динамика развития психофизиологического состояния первоклассников определяется в сравнении уровней речевой и математической готовности на входе и уровней состояния письма и математики на выходе.
1. Результаты мониторинга полезны:
|
|
· Учителю, так как уже в начале года известны проблемы ребенка и его способности, а в конце года - причины школьных трудностей;
· Родителям, так как при ранней диагностике они успевают подготовить ребенка к школе по рекомендациям специалистов, а в конце года (при необходимости) принять решение о выборе программы обучения, соответствующей способностям ребенка;
· Администрации, так как результаты мониторинга позволяют принять управленческие решения, как в отношении учителя, так и в отношении ученика;
· Логопеду и психологу, так как дают фактический материал для планирования своей работы, а затем для оценки ее эффективности.
Таким образом, статистические данные мониторинга являются объективным и независимым отражением успешности обучения первоклассников.