Клинико педагогический подход к нарушениям голоса

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. - 151 с. с ил.

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий

Книга предназначена для студентов дефектологических факульте­тов педагогических институтов.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

На логопедическом отделении дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина читается курс «Нарушения голоса у детей и под­ростков» и проводится «Практикум по постановке голоса и выра­зительности речи».

Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется теми задачами, которые встают перед специалистами-логопедами в связи с тем, что некоторая часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть следствием самых различных факторов: перенапряжения голоса, закономерного последствия хи­рургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т. д.

Разного рода нарушения голоса (органического и функцио­нального характера) оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть то зна­чение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, напри­мер, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на лич­ность в целом и отдельные ее проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений—от полной потери голоса (больной говорит только шепотом — афо­ния) До незначительных его изменений.

В связи со сказанным возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.

Целесообразность подготовки данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-ни­будь законченной системы. Усвоение содержания пособия помо­жет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе.

Поэтому основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе ло­гопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восста­новления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н. Ф. Лебедева, М И Фомичев, Ф А Иванов­ская, А. Т Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е, Н Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, Л. Б. Дмит­риев), материалы исследований иностранных фониатров и лого-терапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер).

Под наблюдением находились дети с афонией и дисфонией, возникшими на почве тяжелых органических заболеваний горта­ни—папилломатоза и рубцового стеноза. Большинство этих детей потеряли голос (афония) в результате хирургического вме­шательства на гортани.

В ходе восстановительного обучения мы пришли к выводу, что наиболее эффективным и целесообразным методом восстановле­ния голоса у этих больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, ды­хательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

В данном пособии освещается сущность этого метода, приемы восстановления голоса и особенности логопедической работы в зависимости от возраста ребенка, степени и характера расстрой­ства голоса. Эффективность излагаемого в книге комплексного ортофонического метода была проверена в ходе многолетней ра­боты по восстановлению голоса у детей и подростков.

Учебное пособие состоит из трех глав и списка рекомендуемой литературы.

В главе «Классификация нарушений голоса у детей и подро­стков» подробно описываются причины органических и функци­ональных нарушений голоса, освещается медицинский, логопеди­ческий и психологический аспекты рассматриваемой классифика­ции. Приводятся выписки из истории болезни, которые дают кон­кретное представление о характере того или иного заболевания и особенностях его логопедического обследования. Особое внима­ние уделяется характеристике афонии и дисфонии органиче­ского характера и дисфонии при дизартрии и ринолалии.

В главе «Особенности психического развития детей с органи­ческими заболеваниями гортани» описывается влияние на фор­мирование личности ребенка и на развитие его речевой и голо­совой функции тяжелых и длительных заболеваний гортани— папилломатоза и рубцового стеноза.

В главе «Методика восстановления и развития голоса у де­тей» излагается сущность комплексного ортофонического метода.

В главе подробно описываются приемы и методы коррекционной работы, используемые на разных этапах логопедических занятий.

Приводимые выписки из историй болезни дают возможность судить об эффективности методики, применявшейся при восстановлении голоса.

Настоящее пособие предназначается студентам-дефектологам и логопедам-практикам.

 

ГЛАВА I Классификация нарушений голоса у детей и подростков

КЛИНИКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАРУШЕНИЯМ ГОЛОСА

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей и подростков. Причины расстройства голоса весьма разнообраз­ны это могут быть заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой си­стемы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса, хотя бывает трудно про­вести резкую границу между ними, поэтому такое деление в некоторой степени условно. Первоначальным симптомом органи­ческого нарушения может быть лишь частичное расстройств9 функции гортани и легкая хрипота; с другой стороны, дли­тельные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длитель­ного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органи­ческие и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических за­нятий. Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надстав­ной трубы, поэтому восстанавливается коммуникативная функ­ция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания го­лоса.

Глубокое изучение расстройств голоса возможно лишь при комплексном исследовании больных рядом специалистов. При этом первостепенное значение имеет обследование клиническое (фониатрическое, отоларингологическое, неврологическое), лого­педическое и психологическое.

Рассмотрение расстройств голоса в медицинском, логопедическом и психологическом аспектах дает возможность более глу-

Т а б л и ц а 1 Данные об основных расстройствах голоса у детей и подростков

 

Органические расстройства

Функциональные расстройства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: