Участие в научных конференциях и симпозиумах

Введение

 

Тю́ркские языки́ — семья родственных языков предполагаемой алтайской макросемьи, широко распространённых в Азиии Восточной Европе. Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Колыма на северо-востоке до восточного побережья Средиземного моря на юго-запад. Общее число говорящих — более 180 млн чел. Классификация тюркских языков — известная проблема компаративистики, состоящая в возможности детального членения тюркской языковой семьи.

Существует значительное количество вариантов классификации, построенных на различном соотношении классификационных признаков, таких как фонетические, грамматические и лексические особенности, географический и исторический критерии.

· Классификация Г. Х. Ахатова

· Классификации А. В. Дыбо и О. А. Мудрака

· Классификация М. Т. Дьячка

· Классификация Махмуда Кашгари

· Новейшие классификации

· Проблемы классификации

Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологии генеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо, показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы[2]. На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около 30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан, на Сырдарью в 56 г. до н. э.

Довольно сильное отличие чувашского языка (и в меньшей степени халаджского) от других тюркских языков отмечает итальянский историк и филолог Игорь де Рахевильц[en]. Чувашский язык не разделяет некоторые из общих характеристик тюркских языков до такой степени, что некоторые учёные считают его независимым членом алтайской семьи, как тюркские или монгольские языки, а объединение чувашского с тюркскими языками было компромиссным решением в целях классификации.

Собственно тюркские, учитывая по возможности все известные на сегодняшний момент идиомы, можно было бы разделить на:

· языки рунических надписей;

· горно-алтайские (центрально-восточные) языки;

· карлукские языки — карлукско-уйгурские и карлукско-хорезмийские;

· кыпчакские языки;

· огузские языки;

· саянские (тобаские) языки;

· хакасские (кыргызские) языки;

· якутские языки.

Не все из таксонов, однако, равноценны: центрально-восточные языки имеют значительное сходство одновременно с кыпчакскими и хакасскими, что препятствует однозначному отнесению их соответственно к первой или ко второй группе, хакасские со своей стороны также очень схожи с кыпчакскими; правомерность объединения карлукско-уйгурских и карлукско-хорезмийских (терминология Баскакова) не общепризнанна.


       Отечественные и зарубежные ученые-окампаративисты,

                                      изучавшие тюркские языки

Тюркология располагает целым рядом классификационных схем, предлагавшихся различными учеными и построенных на разных принципах. Классификации В. В. Радлова, Н. И. Ильминского, Н. Ф. Катанова, Ф. Е. Корша, Г. Х. Ахатова, Н. А. Баскакова, А. Н. Самойловича, В. А. Богородицкого, С. Е. Малова, Н. А. Аристова, Г. И. Рамстеда, М. Рясянена, И. Н. Березина, В. Шмидта, М. Т. Дьячка, и др. Среди наиболее ранних (X—XI вв.) следовало бы упомянуть классификацию Махмуда ал-Кашгари. Принципы классификационных схем варьируют в зависимости от удельного веса принимаемых дифференциальных лингвистических признаков, учета географического признака, а также данных истории тюркских народов. До недавнего времени ни одна классификация не была сделана с последовательным применением компаративистического метода и не могла претендовать на роль генетической. Лишь в последние годы появились классификации, использующие соответствующие методы: фоно-морфостатистическая О. А. Мудрака[1] и лексикостатистическая А. В. Дыбо[2].

Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологиигенеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо, показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение огурской группы. На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около −30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан, на Сыр-Дарью в 56 г. до н. э.

Махмуд ибн аль-Хусейн ибн Мухаммед ал-Кашгари (Махмуд аль-Кашгари, Махмуд Кашгари, букв. Махмуд Кашгарский или Махмуд из Кашгара; 1028 или 1029, г. Барсхан на юго-восточном берегу озера Иссык-Куль[Комм 1][Комм 2] — год смерти неизвестен, но некоторые предполагают 1101 или 1126, Опал, близ Кашгара) — выдающийся тюркский филолог и лексикограф. Родился в государстве Караханидов. Известен благодаря созданному им «Собранию тюркских языков» («Диван лугат ат-турк») — словарю-справочнику различных тюркских языков, равному тюркологической энциклопедии.

 

 

Аха́тов Габдулха́й Хура́мович (тат. Габделхәй Хурам улы Əхатов; Ğabdelxəy Huram uğlı Axatov; 8 сентября 1927 — 25 ноября1986) — советский филолог, лингвист-тюрколог, востоковед, доктор филологических наук (1965)[4], профессор (1970)[4], член Советского комитета тюркологов[5], деятель культуры. Внёс весомый вклад в в исследование диалектов и лексикологических особенностей тюркских языков, главным образом, татарского, в становление и развитие фразеологических исследований[6][7][8][9][10][11][12].

Организатор науки и высшего образования в СССР: создатель и первый заведующий кафедр татарского языка и литературы в ряде государственных университетов и педагогических институтов страны в местах компактного проживания татар, председатель специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, председатель экспертных групп по филологическим наукам ВАК СССР, научный руководитель и консультант по докторским и кандидатским диссертациям по филологическим специальностям.

Подготовил более 40 докторов и кандидатов наук, опубликовал около 200 научных трудов.

Основные труды:

Фразеологические выражения в татарском языке». — К.: Изд-во Казанского гос. университета, 1954. (в соавторстве — с Фазлуллиным М. А.).

Вопросы методики преподавания татарского языка в условиях восточного диалекта" (монография). Тобольск, 1958.

Язык сибирских татар. Фонетические особенности" (монография). Уфа, 1960.

Об этногенезе западно-сибирских татар".- Сб."Вопросы диалектологии тюркских языков", К., 1960.

Об ударении в языке сибирских татар в связи с ударением в современном татарском литературном языке // Проблемы тюркологии и истории русского востоковедения". К., 1960.

Некоторые особенности преподавания родного языка в условиях восточного диалекта татарского языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. К., 1960.

Местные диалекты — надежный источник для сравнительно-исторического изучения языков // Вопросы диалектологии тюркских языков". Баку, 1963.

Об ударении в языке сибирских татар // Проблемы тюркологии и истории востоковедения". К.:изд-во КГУ, 1964.


Участие в научных конференциях и симпозиумах

§ I Всесоюзное совещание-конференция по диалектологии тюркских языков. — г. Баку, 1956 г.

§ Всесоюзное координационное совещание по вопросу диалектологии тюркских языков. — г. Баку, 1956 г.

§ Всесоюзное совещание-конференция по диалектологии тюркских языков. — г. Казань, 1958 г.

§ Всесоюзная межвузовская научная конференция по проблемам тюркологии и истории востоковедения (на базе Казанского университета). — г. Казань, 1960 г.

§ III Всесоюзное совещание по диалектологии тюркских языков. — г. Баку,1960 г.

§ XXVIII Международный Конгресс Востоковедов. — г. Москва, 1960 г.

§ IV Всесоюзное совещание по диалектологии тюркских языков. — г. Фрунзе, 1963 г.

§ Всесоюзная конференция языковедов «Взаимодействие и взаимообогащение языков народов СССР». — г. Казань, 1964 г.

§ Тюркологическая конференция. — г. Ленинград, 1967 г.

§ Тюркологическая конференция. — г. Ленинград, 1970 г.

§ XIV Всесоюзная конференция по финно-угроведению «Вопросы финно-угроведения» (Институт языкознания Академии наук СССР). — г. Саранск, 1972 г.

 Г. Ахатов разработал и обосновал диалектологическую классификацию татарского языка, представив её в «Татарской диалектологии» (1984), явившейся первым фундаментальным учебником в Советском Союзе в области татарской диалектологии.

Западный диалект татарского языка Ахатов подразделяет в своей диалектологической классификации на три группы говоров:

§ «цокающая» группа говоров;

§ «чокающая» группа говоров;

§ «смешанная» группа говоров.

«Смешанная» группа говоров характеризуется почти параллельным употреблением Ч (тч) с ярко выраженным взрывным элементом и Ц, например: пытчак, пыцак (пычак — нож). Поэтому ученый выделил два говора (кузнецкий и хвалынский) в отдельную группу говоров мишарского диалекта и назвал «смешанной».

Полагая, что в основе татарского национального языка лежит средний диалект, Ахатов в книге «Татарская диалектология. Средний диалект» (1979) подчёркивает, что «было бы ошибкой полагать, что современный татарский литературный язык может быть отождествлён со средним диалектом. Вовсе не так. Здесь речь идет лишь об опорном, концентрирующем диалекте в образовании татарского национального языка».

В своей диалектологической классификации Ахатов даёт описание специфических особенностей фонетической системы, морфологии, грамматического строя всех говоров среднего диалекта. В этом диалекте им выделены следующие основные говоры: Диалектологическая карта № 3 — из Диалектологического атласа татарского языка (Г. Х. Ахатов, 1965)

заказанский;

мензелинский;

барангинский;

дюртилинский;

туймазинский;

кигинский;

бардымский;

нукратский;

камашлинский;

касимовский;

говор крещенных татар.

 

Оле́г Алексе́евич Мудра́к (род. 14 января 1962) — российский лингвист, доктор филологических наук, автор работ в области алтайского и палеоазиатского языкознания. Специалист в области сравнительно-исторического языкознания народов Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. Ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур РГГУ(с 1995 года). Профессор РГГУ. Представитель Московской школы компаративистики

 

Никола́й Алекса́ндрович Баска́ков (9 [22] марта 1905, Сольвычегодск, Вологодская губерния (ныне Архангельская область) — 26 августа 1996, Москва) — русский[1] лингвист-тюрколог, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук(1950), профессор (1969), автор 640 научных работ, в том числе 32 книг.

Специалист в области урало-алтайского языкознания (теория и история тюркских языков: каракалпакского, ногайского, алтайского и др.). Автор известной классификации тюркских языков.

Заслуженный деятель науки Каракалпакской АССР (1960), Татарской АССР (1962), Казахской ССР (1967), РСФСР (1967) и Туркменской ССР. Член-корреспондент Финно-угорского общества (Хельсинки, 1966), Почётный член Урало-алтайского общества (Гамбург, 1967), Азиатского королевского общества Великобритании и Ирландии (Лондон, 1975), Общества ориенталистов (Будапешт, 1984), Общества польских ориенталистов.

Основные труды:

· Уйгурско-русский словарь: Содержит около 12000 слов. С прил. араб. ключа и грамматики уйгур. яз / Сост. Н. А. Баскаков, В. М. Насилов. — М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1939. — 384 с. — 3000 экз.

· Баскаков Н. А. Ногайский язык и его диалекты: Грамматика, тексты и словарь / Отв. ред. проф. Н. К. Дмитриев; Институт языка и письменности АН СССР. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. — 272 с. — 1000 экз.

· Русско-уйгурский словарь / Сост. Н. А. Баскаков, Т. Р. Рахимов; Московский институт востоковедения. — М.: [б. и.], 1940. 572 с. (Стеклогр. изд.)

· Ойротско-русский словарь / Сост. Н. А. Баскаков, Т. М. Тощакова. — М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1947. — 312 с.

· Баскаков Н. А. Современное состояние терминологии в языках народов СССР / Институт языкознания АН СССР. — М.: Тип. Изд. Вост. лит., 1959. — 28 с. — 500 экз.

· Баскаков Н. А. Тюркские языки / Отв. ред. Г. Д. Санжеев; Институт языкознания АН СССР. — М.: Издательство восточной литературы, 1960. — 248 с. — 2200 экз.

· Баскаков Н. А. Северные диалекты алтайского (ойротского) языка: Диалект черневых татар (туба-кижи): Грамматический очерк и словарь / Институт языкознания АН СССР. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1966. — 176 с. — 1200 экз.

· Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1969. — 384 с. — 3000 экз.

·.

· Баскаков Н. А., Зайончковский А., Шапшал С. М. Караимско-русско-польский словарь. — М., 1974. — 688 с.

· Тюркизмы в восточно-славянских языках / Отв. ред. Н. А. Баскаков; Институт языкознания АН СССР. — М.: Наука, 1974. — 304 с.

· Баскаков Н. А. Историко-типологическая характеристика структуры тюркских языков: Словосочетание и предложение / Институт языкознания АН СССР. — М.: Наука, 1975. — 288 с. — 2250 экз.

 

Васи́лий Васи́льевич Ра́длов (имя при рождении Фридрих Вильгельм Радлов, [17] января 1837, Берлин, Королевство Пруссия — 12 мая 1918, Петроград, РСФСР) — российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Автор около 150 научных трудов.На Алтае В. В. Радлов начал целеустремленное изучение местных тюркских языков, фольклора и истории. Летом 1860 он использовал свой отпуск для поездки в Бийск, где собирал языковой материал в полевых условиях. Ему удалось убедить зайсанаприслать с Алтая в Барнаул местного жителя для занятий с ним языком. Днём Радлов преподавал в окружном горном училище, а по вечерам занимался с информантом. В течение зимы 1860—1861 гг. он достаточно продвинулся в освоении разговорной речи для того, чтобы быть в состоянии общаться с местными жителями во время ежегодных летних поездок. Аналогичным образом он овладевал и другими местными наречиями. Стоит особо отметить роль В.В.Радлова в изучении истории уйгурского народа выраженная в его уникальном труде "К вопросу об уйгурах" 1893 г. В этом уникальном труде он опираясь на труды средневековых ученых в особенности Рашид ад-Дина Джами ат-таварих делает тонкий анализ этногенеза уйгурского народа и его истории.

В 1870 году записал и опубликовал произведение казахского фольклора «Акбала» в книге «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи». В произведении рассказывается о несчастной любви девушки Акбалы и юноши Боздака[5].

Помимо исследований языка и фольклора, В. В. Радлов занимался также археологическими раскопками на Алтае, в Барабинской и Киргизской степи, Минусинской котловине, различных районах Средней Азии. С 1863 по 1869 при его участии было раскопано около 150 курганов, в том числе всемирно известный Большой Катандинский и Берельский курган, давшей название одноимённому этапу развития культуры кочевников Восточного Казахстана эпохи раннего железного века (V—IV века до н. э.). По заключению специалистов, Радлов вёл свои археологические раскопки на высоком профессиональном уровне, образцовом для того времени. Он сам разрабатывал новые приёмы изучения древних памятников, стремился к совершенствованию уже существующих.

 

Николай Фёдорович Ката́нов (6 [18] мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз — 9 марта 1922, Казань) — российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, докторсравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915)

· Краткий татарско-русский словарь в транскрипциях арабской и русской в объёме I части учебника М. Ф. Каримова «Тарихи анбия (история пророков)». — Казань, 1912. — XXIV, 265 с. (литография).

· Восточная хронология. Из курса лекций, читанных в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте в 1918—1919 учебн. году. — Казань, 1920. — 240 с.

· Хакасский фольклор (Из книги «Образцы народной литературы тюркских племён», т. IX. СПб., 1907). — Абакан, 1963. — 163 c.

Катанов как экстраординарный профессор читал только факультативные курсы. Впрочем, очень быстро его предметы стали пользоваться популярностью среди студентов. В 1894/1895 учебном году Н. Ф. Катанов читал следующие курсы на историко-филологическом факультете, демонстрирующие необычайную широту и разносторонность его интересов:

1. Язык казанских татар (грамматика и чтение);

2. Обозрение турецко-татарских племён (история древних и новых тюркских государств, быт племён, сообщения иностранцев о тюрках);

3. История турецко-татарской литературы (османская, чагатайская, общетюркская);

4. Сравнительная грамматика тюркских языков.

В следующем, 1895/1896 учебном году Н. Ф. Катанов дополнительно стал читать курсы арабского и персидского языков, а далее грамматику алтайских языков, грамматику казахского и киргизского языков и даже спецкурс «Надписи на монетах Золотой Орды и надгробных памятниках Казанского и Булгарского ханств»

Алекса́ндр Никола́евич Самойло́вич (17 (29) декабря 1880, Нижний Новгород — 13 февраля 1938) — российский и советский востоковед, академик АН СССР (1929), один из крупнейших российских тюркологов первой половины XX века. Один из авторов первого издания «Энциклопедии ислама».Проводил полевые исследования языка, фольклора, быта тюркоязычных народов Крыма, Поволжья, Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Алтая. Участвовал в создании письменностей для языков народов СССР. Основные труды по языку, литературе, фольклору и этнографии тюрков, по общим вопросам тюркологии, генетической классификации тюркских языков и др. Научная деятельность Самойловича была прервана арестом.

Сергей Ефимович Малов (28 января 1880, Казань — 6 сентября 1957, Ленинград) — русский, советский лингвист, востоковед-тюрколог, член-корреспондент АН СССР. Специалист по тюркским языкам. Перевёл и опубликовал своды древнетюркских рунических надписей.Малов известен как блестящий специалист по живым и вымершим тюркским языкам СССР и сопредельных стран. Его перу принадлежит около 170 публикаций по языку, фольклору, истории и этнографии тюркских народов центрального и западного Китая, Монголии, Средней Азии и Казахстана, Сибири и Поволжья. Он был первым, научно описавшим ряд тюркских языков; открыл, исследовал и опубликовал множество древних тюркских письменных памятников, а также участвовал в создании алфавитов и орфографических правил языков народов СССР, которые не имели исторически собственных национальных систем письма. Малов был один из немногих ученых, интерес которых привлек алфавит так называемых секлеров, среди других руноподобных алфавитов стран Восточной Европы, в целях сравнительных исследований. Другое его достижение — вывод, что рунические надписи Енисея использовали различные этнические группы Кыргызского каганата. В 1952 вышла работа С. Е. Малова («Енисейская письменность тюрков: Тексты и исследования»), с текстами, написанными данным письмом, независимо от их географического положения (Хакасия, Тува, Монголия). В работе успешно сочетаются палеографические, исторические и социально-политические подходы к классификации алфавитов этих памятников.

Малов вел очень активную научную жизнь. Он участвовал в подготовке энциклопедий, словарей и справочников. Малов почитается как символ русской тюркологии. Его работы ценятся за эрудицию, обширные знания, научную объективность и исследовательскую скрупулезность.

Основные труды:

· Шаманский камень «яда» у тюрков Западного Китая // Советская этнография. 1947. № 1. С. 151;

· Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. — М.-Л., 1951.

· Енисейская письменность тюрков: Тексты и переводы. М.; Л., 1952;

· Уйгурский язык. Хамийское наречие: Тексты, пер., слов. Фрунзе, 1956;

· Язык желтых уйгуров: Слов. и грамматика. Алма-Ата, 1957;

· Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л., 1959;

· Уйгурские наречия Синьцзяна: Тексты, пер., слов. М., 1961;

·

Зарубежная тюркология.

Вып. I. Древние тюркские языки и литературы.

// М.: ГРВЛ. 1986. 384 с. Ответственный редактор акад. А.Н. Кононов.

Г.Дерфер

Содержание

Предисловие [ С.Г. Кляшторный, Д.М. Насилов ]. — 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: