Дисциплина «Социальная педагогика»
(по УМК Пушкаревой А.И. 2008 г.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
2. Направления и способы оказания индивидуальной помощи.
3. Социальная педагогика – объект, предмет. Функции социальной педагогики.
4. Содержание и способы обучения взаимодействию.
5. Социальная педагогика как отрасль интегрального знания. Ее структура.
6. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания, человекознания, обществоведения.
7. Личностный подход как основа индивидуальной помощи, его сущность и содержание. Реализация возрастного и индивидуального подходов в
процессе обучения взаимодействию.
8. Методика организации группового и межгруппового взаимодействия.
9. Социальная педагогика и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.
10. Традиционные и новые общественно-воспитательные структуры.
11. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения.
|
|
12. Структура взаимодействия субъектов социального воспитания.
13. Человек как объект, субъект и жертва социализации.
14. Механизмы социализации.
15. Коллектив как групповой субъект социального воспитания.
16. Факторы социализации и их типология.
17. Средства и агенты социализации.
18. Космос и его влияние на жизнь землян.
19. Личность как индивидуальный субъект социального воспитания.
20. Планета, мир как мегафакторы социализации. Глобальные проблемы современности и их влияние на социализацию.
21. Страна как природно-географический фактор социализации.
22. Ценности социального воспитания.
23. Этнокультурные условия социализации.
24. Принципы социального воспитания. Многообразие подходов к их выделению и классификации.
25. Сущность и содержание социального воспитания.
26. Этнические условия духовного склада (менталитет) и его влияние на социализацию.
27. Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
28. Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества
29. Соотношение развития, социализации, воспитания. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.
30. Традиционность и консервативность социального воспитания. Условия функционирования социального воспитания.
31. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации.
|
|
32. Социальное воспитание как продукт исторического развития и относительно направленной деятельности общества и государства.
33. Функции социального воспитания.
34. Средства массовой коммуникации как фактор социализации.
35. Региональные условия и их влияние на социализацию населения.
36. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание.
37. Воспитательные организации и социальное воспитание. Функции воспитательных организаций.
38. Понятие семейного воспитания. Функции семейного воспитания,
39. Соседство и воспитание. Стихийная социализация.
40. Принципы и задачи семейного воспитания.
41. Тип поселения как фактор, влияющий на социализацию личности.
42. Религиозные организации: тенденции развития, социализирующие функции.
43. Детская дезадаптация. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей.
44. Роль семьи в формировании социально отклоняющегося поведения.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ
1. Человек и его образ жизни.
2. Социализация: пространство и время.
3. Потребность человека в социальной реабилитации (на нескольких примерах).
4. «Я в социуме, социум во мне» (индивидуальная ретроспектива становления человека).
5. Состояние социальной работы в России (по материалам периодической печати).
6. Социально-педагогические идеи российских и зарубежных ученых (по выбору студента слушателя).
7. Особенности социальной работы в данном регионе.
8. Элементы этнопедагогики в социально-педагогической работе.
9. История социально-педагогической работы в данном регионе.
10. Особенности «педагогики среды» в условиях перехода к цивилизованному рынку.
11. Многообразие содержания и форм социально-педагогической деятельности.
12. Социум как объект изучения: параметры, методы, обобщение результатов.
13. Социальная работа и духовное возрождение села.
14. Детские объединения в социуме.
15. Милосердие как реализуемое отношение к людям.
16. Юные социальные педагоги: подготовка и деятельность.
17. Организация досуга в социуме. Клуб по месту жительства.
18. Взрослые клиенты социального педагога.
19. Социальный педагог, социальный работник: искусство общения с клиентом.
20. Социальная работа: индивидуальный подход.
21. Семья – объект социальной работы.
22. Взаимодействие специалистов (педагогов, врачей, юристов и др.) в социальной работе с семьей.
23. Психологические аспекты социально-педагогической работы.
24. Социальная работа в условиях одно- или разнообразия конфессий.
25. Социальная работа в воинской среде.
26. Социальная работа с беженцами.
27. Социальная защита детства.
28. Социальная работа с трудными семьями.
29. Социальный педагог: человек и профессия.
Возможны иные темы – по предложению студента (слушателя) и согласованию с преподавателем.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. вузов /А.Н. Джуринский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: изд. Центр Академия, 2003.
3. Социальная педагогика / под ред. Никитина В.А. – Владос, 2004.
Дополнительная литература:
1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 128.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448.
3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА,
1995.
4. Зеньковский В.В. Педагогика. – Париж – Москва, 1996.
5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.
|
|
9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск, 1995.
10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр: учебное пособие – Кострома: КГУ, 2004.
11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 320.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.
13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н. Новгород, 1995
15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.
16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.
17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М: Гардарики, 2008. – 269.
18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.
19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.
20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.
21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. – М., 1997.
22. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.
23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) / Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.
24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб, пособ. – К.: Полиграф.-изд. комбинат, 1998.
25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008. – 447.
26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999.
Периодическая литература:
Журналы:
1. Вопросы образования.
2. Вопросы психологии.
3. Воспитание школьников.
4. Дошкольное воспитание.
5. Завуч начальной школы.
6. Классный руководитель.
7. Культурно-историческая психология.
8. Образование и саморазвитие.
9. Образовательные технологии.
10. Развитие личности.
Интернет-ресурсы:
1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.
2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые
студентам Волгоградского государственного педагогического университета.
|
|
3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».
4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике.
Кубанский государственный университет, г. Краснодар.
5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник» (ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского).
6. http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики.