Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Дисциплина «Социальная педагогика»

(по УМК Пушкаревой А.И. 2008 г.)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.

2. Направления и способы оказания индивидуальной помощи.

3. Социальная педагогика – объект, предмет. Функции социальной педагогики.

4. Содержание и способы обучения взаимодействию.

5. Социальная педагогика как отрасль интегрального знания. Ее структура.

6. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания, человекознания, обществоведения.

7. Личностный подход как основа индивидуальной помощи, его сущ­ность и содержание. Реализация возрастного и индивидуального подходов в
процессе обучения взаимодействию.

8. Методика организации группового и межгруппового взаимодейст­вия.

9. Социальная педагогика и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

10. Традиционные и новые общественно-воспитательные структуры.

11. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения.

12. Структура взаимодействия субъектов социального воспитания.

13. Человек как объект, субъект и жертва социализации.

14. Механизмы социализации.

15. Коллектив как групповой субъект социального воспитания.

16. Факторы социализации и их типология.

17. Средства и агенты социализации.

18. Космос и его влияние на жизнь землян.

19. Личность как индивидуальный субъект социального воспитания.

20. Планета, мир как мегафакторы социализации. Глобальные пробле­мы современности и их влияние на социализацию.

21. Страна как природно-географический фактор социализации.

22. Ценности социального воспитания.

23. Этнокультурные условия социализации.

24. Принципы социального воспитания. Многообразие подходов к их выделению и классификации.

25. Сущность и содержание социального воспитания.

26. Этнические условия духовного склада (менталитет) и его влияние на социализацию.

27. Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

28. Общество как политико-социологическое явление. Половозрастная структура общества

29. Соотношение развития, социализации, воспитания. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.

30. Традиционность и консервативность социального воспитания. Ус­ловия функционирования социального воспитания.

31. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации.

32. Социальное воспитание как продукт исторического развития и относительно направленной деятельности общества и государства.

33. Функции социального воспитания.

34. Средства массовой коммуникации как фактор социализации.

35. Региональные условия и их влияние на социализацию населения.

36. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание.

37. Воспитательные организации и социальное воспитание. Функции воспитательных организаций.

38. Понятие семейного воспитания. Функции семейного воспитания,

39. Соседство и воспитание. Стихийная социализация.

40. Принципы и задачи семейного воспитания.

41. Тип поселения как фактор, влияющий на социализацию личности.

42. Религиозные организации: тенденции развития, социализирующие функции.

43. Детская дезадаптация. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей.

44. Роль семьи в формировании социально отклоняющегося поведения.

 


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ

1. Человек и его образ жизни.

2. Социализация: пространство и время.

3. Потребность человека в социальной реабилитации (на нескольких примерах).

4. «Я в социуме, социум во мне» (индивидуальная ретроспектива становления человека).

5. Состояние социальной работы в России (по материалам периодиче­ской печати).

6. Социально-педагогические идеи российских и зарубежных ученых (по выбору студента слушателя).

7. Особенности социальной работы в данном регионе.

8. Элементы этнопедагогики в социально-педагогической работе.

9. История социально-педагогической работы в данном регионе.

10. Особенности «педагогики среды» в условиях перехода к цивилизованному рынку.

11. Многообразие содержания и форм социально-педагогической деятельности.

12. Социум как объект изучения: параметры, методы, обобщение результатов.

13. Социальная работа и духовное возрождение села.

14. Детские объединения в социуме.

15. Милосердие как реализуемое отношение к людям.

16. Юные социальные педагоги: подготовка и деятельность.

17. Организация досуга в социуме. Клуб по месту жительства.

18. Взрослые клиенты социального педагога.

19. Социальный педагог, социальный работник: искусство общения с клиентом.

20. Социальная работа: индивидуальный подход.

21. Семья – объект социальной работы.

22. Взаимодействие специалистов (педагогов, врачей, юристов и др.) в социальной работе с семьей.

23. Психологические аспекты социально-педагогической работы.

24. Социальная работа в условиях одно- или разнообразия конфессий.

25. Социальная работа в воинской среде.

26. Социальная работа с беженцами.

27. Социальная защита детства.

28. Социальная работа с трудными семьями.

29. Социальный педагог: человек и профессия.

 

Возможны иные темы – по предложению студента (слушателя) и согласованию с преподавателем.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература:

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. вузов /А.Н. Джуринский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: изд. Центр Академия, 2003.

3. Социальная педагогика / под ред. Никитина В.А. – Владос, 2004.

 

Дополнительная литература:

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 128.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА,
1995.

4. Зеньковский В.В. Педагогика. – Париж – Москва, 1996.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Изд-во «Пи­тер», 2000.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.

9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социально­го риска. – Курган-Челябинск, 1995.

10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр: учебное пособие – Кострома: КГУ, 2004.

11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 320.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.

13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образова­ние, культура. – Н. Новгород, 1995

15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.

16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.

17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М: Гардарики, 2008. – 269.

18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Про­свещение, 1996.

20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педаго­гика: учебное пособие. – М., 1997.

22. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.

23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) / Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.

24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб, пособ. – К.: Полиграф.-изд. комбинат, 1998.

25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педа­гогика. – М.: Владос, 2008. – 447.

26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999.

 

Периодическая литература:

Журналы:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Дошкольное воспитание.

5. Завуч начальной школы.

6. Классный руководитель.

7. Культурно-историческая психология.

8. Образование и саморазвитие.

9. Образовательные технологии.

10. Развитие личности.

 

Интернет-ресурсы:

1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.

2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые
студентам Волгоградского государственного педагогического университета.

3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».

4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике.
Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник» (ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского).

6. http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: