Задание 5.Выбираем самые адекватные (эффективные) языковые средства для предложенной ситуации

Тема 3.  Коммуникативный аспект культуры речи юриста

(Задание 6 и 7 письменно)

Обратите внимание и запомните:

Особенности профессионального общения юриста

  1. высокая степень конфликтности
  2. нормативность, общение регламентировано нормами процессуального законодательства
  3. общение часто происходит в неблагоприятных условиях
  4. общение всегда происходит на уровне доверия

Коммуникативные качества, необходимые юристу для выполнения служебной деятельности

  1. умение быстро устанавливать психологический контакт
  2. умение оказывать психологическое воздействие при осуществлении оперативной или служебной деятельности
  3. умение слушать и слышать людей
  4. демостративние качества

Практические задания

Задание1. Проанализируйте диалоги. Найдите причины коммуникативных неудачю

1.Она умная девка, продвинутая, почти феминистка. А ты не феминистка? - Не знаю такого слова - огрызнулась Олеся... - Брось, все его знают (А. Малышева)

2.Вы, Иван Никифорович, разносились так со своим ружьем, как дурень с писаноюторбою, - сказал Иван Иванович с досадою, потому что действительно начинал уже сердиться. - А вы, Иван Иванович, настоящий гусак (Н. В. Гоголь).

3.У меня зазвонил телефон. Я снял трубку. «Кто?! — кратко и без предисловий громыхнула мембрана.— С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встрече или звонке. «Здрасьте,— сказал я. И добавил: а вам кто нужен?» «Что?! — переспросила трубка, в свою очередь оторопев от моей бестактности.— Куда я попал?» — «Здравствуйте, товарищ! — окончательно зарвавшись, повторил я.— а куда вы хотели попасть?»

Не в силах выносить издевательства, жертва моего телефонного куража, не нарушая краткости стиля, в сердцах назвала направление, которое вряд ли значится хоть в одном адресном столе мира, и в панике бросила трубку…

4. Диалог Дарьи Степановны (домработницы) с профессором Николаем Николаевичем (Энэн): Больше всего любила передачу «Человек и закон». Невнимания профессора к этому зрелищу понять не могла, осуждала:
-Все с книжками да с книжками, вот и прозевали. Про шпану шестнадцать тридцать. Жене восемь лет, наточил ножик -- раз! Ее в реанимацию, три часа, умерла.

-Восемь лет жене? --с ужасом спрашивал Энэн.
-Все вы понимаете, слушать не хотите. Не жене, а ему восемь лет. Мало. Я бы больше дала.»

5. A. Короче, значит, мы не идем что ли?

B. Я же говорю, я позвоню еще раз и узнаю, когда у них следующий сеанс. Сегодня, видишь, никак не получается.

A. Короче, ты меня вежливо отфутболила щас?

B. Я о таком даже и не думала.

А. Так получается. Типа досвидос и все такое.

В. Слушай, мне это неприятно. И вообще как ты со мной разговариваешь? Я тебе что птушница какая-то?

 

Задание 2. Прочитайте диалог во 2 части. Проанализируйте коммуникативную ситуацию с точки зрения ее составляющих. Далее прочитайте часть 1 (что предшествовало этому диалогу) и часть 3 (то, что было после), расширив контекст и сделайте вывод какой вид общения был во 2 части?

Часть 2. Арменак и Сирануш растворились в облаке пыли. Через полчаса они сидели в шашлычной.
 Еще через полчаса распахнулись двери и ворвались братья Терматеузовы. Они были в темных костюмах и чистых сорочках. Косматые папахи дымились на их беспутных головах. От бешеных криков на стенах возникали подпалины.
 — О, шакал! — крикнул старший, Арам. — Ты похитил нашу единственную сестру! Ты умрешь! Эй, кто там поближе, убейте его!— Пгоклятье, — грассируя сказал младший, Леван, — извините меня. Я оставил наше гужье в багажнике такси.
 — Хорошо, что я записал номер машины, — успокоил средний, Гиго.
 — Но мы любим друг друга! — воскликнула Сирануш.

— Вот как? — удивился Арам. — Это меняет дело.
— Тем более что ружье мы потеряли, — добавил Гиго.
 — Можно и пгидушить, — сказал Леван.
 — Лучше выпьем, — миролюбиво предложил Арменак..

Часть 1.

Арменак подъехал к дому Терматеузовых на рыжем скакуне. Там он прислонил скакуна к забору и воскликнул:
 — Беглар Фомич! У меня есть дело к тебе!
 Был звонкий июньский полдень. Беглар Фомич вышел на крыльцо и гневно спросил:
 — Не собираешься ли ты похитить мою единственную дочь?
 — Я не против, — согласился дядя.

— Кто ее тебе рекомендовал?
— Саркис рекомендовал.
 — И ты решил ее украсть?
Дядя кивнул.

— Твердо решил?

— Твердо.
 Старик хлопнул в ладоши. Немедленно появилась СиранушБегларовнаТерматеузова. Она подняла лицо, и в мире сразу же утвердилось ненастье ее темных глаз. Неудержимо хлынул ливень ее волос. Побежденное солнце отступило в заросли ежевики.
 — Желаю вам счастья, — произнес Беглар, — не задерживайтесь. Погоню вышлю минут через сорок. Мои сыновья как раз вернутся из бани. Думаю, они захотят тебя убить.
 — Естественно, — кивнул Арменак. Он шагнул к забору. Но тут выяснилось, что скакун околел.
 — Ничего, — сказал Беглар Фомич, — я дам тебе мой велосипед.
Арменак посадил заплаканную Сирануш на раму дорожного велосипеда. Затем сказал, обращаясь к Беглару:
 — Хотелось бы, отец, чтобы погоня выглядела нормально. Пусть наденут чистые рубахи. Знаю я твоих сыновей. Не пришлось бы краснеть за этих ребят.
 — Езжай и не беспокойся, — заверил старик, — погоню я организую.
 — Мы ждем их в шашлычной на горе.

Часть 3.

С тех пор они не разлучались...

(Сергей Довлатов)

Задание3. Приготовьтесь вступить в диалог.Работаем в парах.Учимся поддерживать и продолжать диалог в условиях конфликтной ситуации.

Адресант: Придумайте и выскажете в адрес собеседника какое-либо критическое замечание (обвинение его, например во лжи,клевете, корысти, тщеславии, жестокости, лени, равнодушии, жадности, лести, хамстве, цинизме, предательстве, зависти, подхалимстве и т.п.).

Адресат: Не радумывая должен ответить, используя различные речевые тактики (соперничесиво,приспособление,уклонение,компромисс,сотрудничество,подавление,переговоры).

Задание4. Вступаем в диалог в парах, также как в предыдущем задании, но адресант должен произнести комплимент, похвалив собеседника за что-либо, а адресат должен ответить.

























Задание 5.Выбираем самые адекватные (эффективные)  языковые средства для предложенной ситуации.

Ответьте по телефону.

Один из студентов будет звонящим, и будет сообщать, куда звонит.Ваша задачаl– ответить адекватно тому месту, куда он позвонил.

Звонки поступают в следующие заведения: школа, районный суд, гараж, ресторан, стадион, салон красоты, бюро ритуальных услуг, приемная психиатрической больницы, прокуратура,  и т.д.(можете сами предлагать разные варианты).

Обсуждение: Обсуждается, были ли приветствия адекватными по интонации и содержательно, на что ориентировались участники, когда выбирали соответствующий ответ, что могло бы быть по-другому.

Задание 6. Приготовьтесь поздравлять с Днем рождения вашего лучшего друга, декана. Запишите эти поздравления в тетрадь.

Задание 7. Составьте список типичных речевых ситуаций в профессиональной деятельности юриста.Опишите их особенности. Что нужно учитывать в данных конкретных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: