Тема 3. Коммуникативный аспект культуры речи юриста
(Задание 6 и 7 письменно)
Обратите внимание и запомните:
Особенности профессионального общения юриста
- высокая степень конфликтности
- нормативность, общение регламентировано нормами процессуального законодательства
- общение часто происходит в неблагоприятных условиях
- общение всегда происходит на уровне доверия
Коммуникативные качества, необходимые юристу для выполнения служебной деятельности
- умение быстро устанавливать психологический контакт
- умение оказывать психологическое воздействие при осуществлении оперативной или служебной деятельности
- умение слушать и слышать людей
- демостративние качества
Практические задания
Задание1. Проанализируйте диалоги. Найдите причины коммуникативных неудачю
1.Она умная девка, продвинутая, почти феминистка. А ты не феминистка? - Не знаю такого слова - огрызнулась Олеся... - Брось, все его знают (А. Малышева)
2.Вы, Иван Никифорович, разносились так со своим ружьем, как дурень с писаноюторбою, - сказал Иван Иванович с досадою, потому что действительно начинал уже сердиться. - А вы, Иван Иванович, настоящий гусак (Н. В. Гоголь).
|
|
3.У меня зазвонил телефон. Я снял трубку. «Кто?! — кратко и без предисловий громыхнула мембрана.— С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся и, не подумав как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встрече или звонке. «Здрасьте,— сказал я. И добавил: а вам кто нужен?» «Что?! — переспросила трубка, в свою очередь оторопев от моей бестактности.— Куда я попал?» — «Здравствуйте, товарищ! — окончательно зарвавшись, повторил я.— а куда вы хотели попасть?»
Не в силах выносить издевательства, жертва моего телефонного куража, не нарушая краткости стиля, в сердцах назвала направление, которое вряд ли значится хоть в одном адресном столе мира, и в панике бросила трубку…
4. Диалог Дарьи Степановны (домработницы) с профессором Николаем Николаевичем (Энэн): Больше всего любила передачу «Человек и закон». Невнимания профессора к этому зрелищу понять не могла, осуждала:
-Все с книжками да с книжками, вот и прозевали. Про шпану шестнадцать тридцать. Жене восемь лет, наточил ножик -- раз! Ее в реанимацию, три часа, умерла.
-Восемь лет жене? --с ужасом спрашивал Энэн.
-Все вы понимаете, слушать не хотите. Не жене, а ему восемь лет. Мало. Я бы больше дала.»
5. A. Короче, значит, мы не идем что ли?
B. Я же говорю, я позвоню еще раз и узнаю, когда у них следующий сеанс. Сегодня, видишь, никак не получается.
A. Короче, ты меня вежливо отфутболила щас?
B. Я о таком даже и не думала.
А. Так получается. Типа досвидос и все такое.
|
|
В. Слушай, мне это неприятно. И вообще как ты со мной разговариваешь? Я тебе что птушница какая-то?
Задание 2. Прочитайте диалог во 2 части. Проанализируйте коммуникативную ситуацию с точки зрения ее составляющих. Далее прочитайте часть 1 (что предшествовало этому диалогу) и часть 3 (то, что было после), расширив контекст и сделайте вывод какой вид общения был во 2 части?
Часть 2. Арменак и Сирануш растворились в облаке пыли. Через полчаса они сидели в шашлычной.
Еще через полчаса распахнулись двери и ворвались братья Терматеузовы. Они были в темных костюмах и чистых сорочках. Косматые папахи дымились на их беспутных головах. От бешеных криков на стенах возникали подпалины.
— О, шакал! — крикнул старший, Арам. — Ты похитил нашу единственную сестру! Ты умрешь! Эй, кто там поближе, убейте его!— Пгоклятье, — грассируя сказал младший, Леван, — извините меня. Я оставил наше гужье в багажнике такси.
— Хорошо, что я записал номер машины, — успокоил средний, Гиго.
— Но мы любим друг друга! — воскликнула Сирануш.
— Вот как? — удивился Арам. — Это меняет дело.
— Тем более что ружье мы потеряли, — добавил Гиго.
— Можно и пгидушить, — сказал Леван.
— Лучше выпьем, — миролюбиво предложил Арменак..
Часть 1.
Арменак подъехал к дому Терматеузовых на рыжем скакуне. Там он прислонил скакуна к забору и воскликнул:
— Беглар Фомич! У меня есть дело к тебе!
Был звонкий июньский полдень. Беглар Фомич вышел на крыльцо и гневно спросил:
— Не собираешься ли ты похитить мою единственную дочь?
— Я не против, — согласился дядя.
— Кто ее тебе рекомендовал?
— Саркис рекомендовал.
— И ты решил ее украсть?
Дядя кивнул.
— Твердо решил?
— Твердо.
Старик хлопнул в ладоши. Немедленно появилась СиранушБегларовнаТерматеузова. Она подняла лицо, и в мире сразу же утвердилось ненастье ее темных глаз. Неудержимо хлынул ливень ее волос. Побежденное солнце отступило в заросли ежевики.
— Желаю вам счастья, — произнес Беглар, — не задерживайтесь. Погоню вышлю минут через сорок. Мои сыновья как раз вернутся из бани. Думаю, они захотят тебя убить.
— Естественно, — кивнул Арменак. Он шагнул к забору. Но тут выяснилось, что скакун околел.
— Ничего, — сказал Беглар Фомич, — я дам тебе мой велосипед.
Арменак посадил заплаканную Сирануш на раму дорожного велосипеда. Затем сказал, обращаясь к Беглару:
— Хотелось бы, отец, чтобы погоня выглядела нормально. Пусть наденут чистые рубахи. Знаю я твоих сыновей. Не пришлось бы краснеть за этих ребят.
— Езжай и не беспокойся, — заверил старик, — погоню я организую.
— Мы ждем их в шашлычной на горе.
Часть 3.
С тех пор они не разлучались...
(Сергей Довлатов)
Задание3. Приготовьтесь вступить в диалог.Работаем в парах.Учимся поддерживать и продолжать диалог в условиях конфликтной ситуации.
Адресант: Придумайте и выскажете в адрес собеседника какое-либо критическое замечание (обвинение его, например во лжи,клевете, корысти, тщеславии, жестокости, лени, равнодушии, жадности, лести, хамстве, цинизме, предательстве, зависти, подхалимстве и т.п.).
Адресат: Не радумывая должен ответить, используя различные речевые тактики (соперничесиво,приспособление,уклонение,компромисс,сотрудничество,подавление,переговоры).
Задание4. Вступаем в диалог в парах, также как в предыдущем задании, но адресант должен произнести комплимент, похвалив собеседника за что-либо, а адресат должен ответить.
Задание 5.Выбираем самые адекватные (эффективные) языковые средства для предложенной ситуации.
Ответьте по телефону.
Один из студентов будет звонящим, и будет сообщать, куда звонит.Ваша задачаl– ответить адекватно тому месту, куда он позвонил.
Звонки поступают в следующие заведения: школа, районный суд, гараж, ресторан, стадион, салон красоты, бюро ритуальных услуг, приемная психиатрической больницы, прокуратура, и т.д.(можете сами предлагать разные варианты).
|
|
Обсуждение: Обсуждается, были ли приветствия адекватными по интонации и содержательно, на что ориентировались участники, когда выбирали соответствующий ответ, что могло бы быть по-другому.
Задание 6. Приготовьтесь поздравлять с Днем рождения вашего лучшего друга, декана. Запишите эти поздравления в тетрадь.
Задание 7. Составьте список типичных речевых ситуаций в профессиональной деятельности юриста.Опишите их особенности. Что нужно учитывать в данных конкретных ситуациях.