А. Тест
Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия, называется
− субъективизмом
− махизмом
− материализмом
- идеализмом
Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется
- качеством
− количеством
− системой
− элементом
3. Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется
− наблюдением
− метафизикой
− индукцией
- законом
Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется
− деизмом
- креационизмом
− постмодернизмом
− теоцентризмом
5. По мнению Фалеса, первоосновой мира является
− эйдос
- вода
− Бог
− апейрон
Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено
− Гераклитом
- К. Марксом
− О. Контом
|
|
− Ф. Шеллингом
Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется
− детерминизмом
− номинализмом
− рационализмом
- эмпиризмом
8. Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.
Монада | |
Мир идей | |
Вещь в себе | |
Врожденные идеи |
Агностицизм; дуализм; материализм; объективный идеализм; плюрализм
Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о
− универсалиях
− Троице
- свободе воли
− символе веры
Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть
- онтология
- мифология
- наука
- интуиция
Установите соответствие между понятием и его содержанием
Мельчайшая неделимая частица | |
Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство | |
Первооснова, первопричина и носитель всего существующего | |
Существование само по себе |
Эфир; атом; небытие; субстанция; бытие
Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как
- структурно организованные объекты
- носитель свойств, отличный от них
- многообразную объективную реальность
- всеобщую взаимосвязь изменяющихся явлений
Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию
− либерализма
− индетерминизма
− детерминизма
- волюнтаризма
Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны
|
|
− Э. Гуссерлем
− Ф. Энгельсом
− П. Гольбахом
− Г. Гегелем
Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является
− теория
− разум
− практика
− полезность
Ярчайшим представителем агностицизма является
− Р. Декарт
− К. Маркс
− И. Кант
− Аристотель
С позиций диалектического материализма источником движения является
− развитие
− противоречие
− объект
− материя
18. Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это
− сущность
− смысл
− природа
− духовность
Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии
− Протагора
− Гольбаха
− Гераклита
− Сократа
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был
− Н. А. Бердяев
− К. Маркс
− Г. Гегель
− Аристотель
Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является (2 ответа)
− ясность
− практическая реализуемость
− очевидность
− общезначимость логических выводов
− достоверность опыта
Выражение «Человек человеку волк» принадлежит
− Дж. Локку
− Л. Фейербаху
− Т. Гоббсу
− Н. Макиавелли
Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит
− Аристотелю
− Гераклиту
− Л. Фейербаху
− Платону
В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась)
− воля
− интуиция
− разум
− талант
Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является
− теоцентризм
− панлогизм
− материализм
− иррационализм
Первая научная картина мира, созданная в XVII веке, получает название
− электродинамической
− физической
− механической
− квантово-релятивистской
Установите соответствие между моделью мира и философом, в творчестве которого данная модель нашла воплощение.
Механистическая модель | |
Атомическая модель | |
Гелиоцентрическая модель | |
Небулярная модель мира |
Августин Аврелий, Н. Коперник, И. Кант, И. Ньютон, Демокрит
В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является
− человек
− Бог
− абсолютная идея
− абсолютная материя
Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется
− методологией
− индукцией
− диалектикой
− дедукцией
В дуализме Р. Декарта субстанциями являются
− механическая и живая
− материальная и духовная
− божественная и неживая
− абсолютная и относительная
B. Термины и концепции
1. Дайте определения следующих понятий:
- диалектика - научно-философский метод мышления и познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей, которым присущи внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике.
- субстанция –(лежащее в основе) - нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность, лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого.
- золотое правило нравственности - (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
|
|
- метафизика - 1.) философское учение о первоначалах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных» (сверхопытных).В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. 2.) противоположный диалектике философский метод мышления, рассматривающий явления и предметы, как обособленные и неизменные структуры и не учитывающий взаимосвязи между предметами и их внутренние противоречия.
- акциденция – (неожиданно появляющееся) - несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета, или качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей
- рационализм - философская и теоретико-познавательная позиция, согласно которойистинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, являющиеся фундаментальных и безусловных оснований познания («врожденные идеи» - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку не имеют отношения к чувственному миру (математические и логические аксиомы, моральные ценности)),
- категорический императив Канта - поступай так, чтобы максима твоей воли (правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках) могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.
- детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
- эмпиризм - философская и теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте концепции пространства и времени в истории философской мысли.
|
|
субстанциональная | Демокрит, Эпикур, И. Ньютон | Пространство и время существуют независимо от вещей, являются универсальными и представляют собой две независимые субстанции |
реляционная | Г. Лейбниц | Пространство и время не обладают самостоятельным существованием, проявляются только в качестве отношений между вещами |
перцептуальная | И. Кант | Пространство и время представляют собой априорные формы чувственного восприятия |
3. О. Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции человечества. Назовите и кратко охарактеризуйте эти стадии.
Теологическая (фиктивная) | Человечество (как и отдельный человек) усматривает скрытую от его глаз причину всех феноменов в божественном начале (это может быть как монотеистическая, таки политеистическая религия, а также несистематизированные первобытные верования) |
Метафизическая (абстрактная) | Скрытые от глаз человека причины и основания бытия связываются уже не с богом/богами/духами, а с абстрактными сущностями и категориями «абсолютная субстанция», «магнитная сила», «флогистон» и т.п. Человек способен постичь то, что лежит в основе явлений и непосредственно скрыто от его сознания – «трансцендентное» |
Позитивная (или научная) | Единственно подлинным знанием признается только позитивное (опытное) знание, которое всегда относительно. Мир воспринимается человеком как последовательность явлений (фактов) во времени и пространстве. Бытие представляет собой совокупность «конкретных фактов», воспринимающихся сознанием – дано «имманентно» |
4. Кратко определите и охарактеризуйте два основных направления европейской философии Нового времени – рационализм и эмпиризм.
Эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм) | Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) |
Сведение содержание знания к ощущениям | тождество структур бытия и мышления |
критикует «теорию» врожденных идей (нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах) | признает врожденные идеи как основу истинного познания |
считает, что относительная всеобщность и необходимость законов мышления и форм познания - результат единообразных воздействий опыта (проще говоря, эмпирик выводит все идеи и принципы познания из опыта, постижимого органами чувств - ощущения, либо рефлексию – внутренний опыт разума о собственной деятельности) | считает, что в разумедо опыта существуют некоторые основные универсальные принципы познания, подобные аксиомам геометрии, что позволяет силой человеческого разума вывести умопостигаемую первопричину и источник бытия. |
критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий | категория «субстанции» - одна из ключевых |
уделяет заметное место проблемам индуктивного метода. | исключительно высокая оценка дедукции как метода развертывания системы знаний из несомненных и очевидных оснований |
C.Творческие задания
1. Как Вы понимаете высказывание Г.В.Ф. Гегеля «Философия – это эпоха, схваченная в мысли». Как это высказывание характеризует предназначение философии.
2. Передайте суть «коперниканского переворота» И. Канта и его значение для гуманитарных наук?
3. Перечислите основные этапы написания научно-исследовательскойработы и кратко раскройте каждый.
Обоснование актуальности выбранной темы | Обозначается граница между тем, что мы знаем и чего мы не знаем о предмете исследования, формулируется научная проблема и передается ее суть |
Формулировка цели и конкретных задач исследования | Задачи формулируются в форме перечисления: изучить…, описать…, установить…, выяснить…, сформулировать… и т.п. описание решения сформулированных задач составляет содержание глав и параграфов исследовательской работы |
Формулировка объекта и предмета исследования | Объект – часть реального мира (процесс или явление порождающее проблемную ситуацию, выбранную для исследования)[1] Предмет – закономерности развития, отдельные аспекты выбранного для исследования процесса или явления[2] Предмет определяет тему исследовательской работы |
Выбор методов исследования | Методы подразделяются на общенаучные и специальные. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические – наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; абстрактно-логические – абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т.п. |
Описание процесса исследования | Основная часть исследовательской работы, в которой подробно освещаются методика и техника исследования, с использованием законов и правил формальной логики (закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) Закон тождества требует единства содержания мысли и ее формы, избегания омонимии и синонимии Закон противоречия требует избегать противоречивых суждений (противоречивые суждения об одном и том же факте, но описывающие его в разное время и в разном отношении не противоречат правилам логики[3]) Закон исключенного третьего предполагает, что в тексте будут даны ясные и определенные ответы об истинности/ложности того или иного суждения, а не неясные формулировки, предполагающие нечто среднее между утверждением и отрицанием Закон достаточного основания требует обоснованности и доказанности любого вывода |
Выводы | Формулировка теоретических и практических результатов, полученных в процессе исследования |
[1] Например: общественные отношения, характеризующие историю развития парламента
[2] Например: нормы, регулирующие деятельность парламентов
[3] Например: А знает английский хорошо (по сравнению с другими учениками), А знает английский плохо (по сравнению с носителем языка), Дождь благоприятен для пшеницы (весной), дождь неблагоприятен для пшеницы (в июле).