B. Термины и концепции

А. Тест

Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия, называется

− субъективизмом

− махизмом

− материализмом

- идеализмом

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется

- качеством

− количеством

− системой

− элементом

3. Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется

− наблюдением

− метафизикой

− индукцией

- законом

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется

− деизмом

- креационизмом

− постмодернизмом

− теоцентризмом

5. По мнению Фалеса, первоосновой мира является

− эйдос

- вода

− Бог

− апейрон

Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено

− Гераклитом

- К. Марксом

− О. Контом

− Ф. Шеллингом

Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется

− детерминизмом

− номинализмом

− рационализмом

- эмпиризмом

8. Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.

Монада  
Мир идей  
Вещь в себе  
Врожденные идеи  

Агностицизм; дуализм; материализм; объективный идеализм; плюрализм

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о

− универсалиях

− Троице

- свободе воли

− символе веры

Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть

- онтология

- мифология

- наука

- интуиция

Установите соответствие между понятием и его содержанием

Мельчайшая неделимая частица  
Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство  
Первооснова, первопричина и носитель всего существующего  
Существование само по себе  

Эфир; атом; небытие; субстанция; бытие

Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как

- структурно организованные объекты

- носитель свойств, отличный от них

- многообразную объективную реальность

- всеобщую взаимосвязь изменяющихся явлений

Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию

− либерализма

− индетерминизма

− детерминизма

- волюнтаризма

Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны

− Э. Гуссерлем

− Ф. Энгельсом

− П. Гольбахом

− Г. Гегелем

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является

− теория

− разум

− практика

− полезность

Ярчайшим представителем агностицизма является

− Р. Декарт

− К. Маркс

− И. Кант

− Аристотель

С позиций диалектического материализма источником движения является

− развитие

− противоречие

− объект

− материя

18. Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это

− сущность

− смысл

− природа

− духовность

Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии

− Протагора

− Гольбаха

− Гераклита

− Сократа

Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был

− Н. А. Бердяев

− К. Маркс

− Г. Гегель

− Аристотель

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является (2 ответа)

 − ясность

− практическая реализуемость

− очевидность

− общезначимость логических выводов

− достоверность опыта

Выражение «Человек человеку волк» принадлежит

− Дж. Локку

− Л. Фейербаху

− Т. Гоббсу

− Н. Макиавелли

Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит

− Аристотелю

− Гераклиту

− Л. Фейербаху

− Платону

В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась)

− воля

− интуиция

− разум

− талант

Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является

− теоцентризм

− панлогизм

− материализм

− иррационализм

Первая научная картина мира, созданная в XVII веке, получает название

− электродинамической

− физической

− механической

− квантово-релятивистской

Установите соответствие между моделью мира и философом, в творчестве которого данная модель нашла воплощение.

Механистическая модель  
Атомическая модель  
Гелиоцентрическая модель  
Небулярная модель мира  

Августин Аврелий, Н. Коперник, И. Кант, И. Ньютон, Демокрит

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является

− человек

− Бог

− абсолютная идея

− абсолютная материя

Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется

− методологией

− индукцией

− диалектикой

− дедукцией

В дуализме Р. Декарта субстанциями являются

− механическая и живая

− материальная и духовная

− божественная и неживая

− абсолютная и относительная

B. Термины и концепции

 

1. Дайте определения следующих понятий:

- диалектика - научно-философский метод мышления и познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей, которым присущи внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике.

- субстанция –(лежащее в основе) - нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность, лежащая в основе явления; неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого.

- золотое правило нравственности - (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

- метафизика - 1.) философское учение о первоначалах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных» (сверхопытных).В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. 2.) противоположный диалектике философский метод мышления, рассматривающий явления и предметы, как обособленные и неизменные структуры и не учитывающий  взаимосвязи между предметами и их внутренние противоречия.

- акциденция – (неожиданно появляющееся) - несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета, или качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей

- рационализм - философская и теоретико-познавательная позиция, согласно которойистинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, являющиеся фундаментальных и безусловных оснований познания («врожденные идеи» - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку не имеют отношения к чувственному миру (математические и логические аксиомы, моральные ценности)),

- категорический императив Канта - поступай так, чтобы максима твоей воли (правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках) могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

- детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.

- эмпиризм - философская и теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

 

2. Перечислите и кратко охарактеризуйте концепции пространства и времени в истории философской мысли.

 

субстанциональная Демокрит, Эпикур, И. Ньютон Пространство и время существуют независимо от вещей, являются универсальными и представляют собой две независимые субстанции
реляционная Г. Лейбниц Пространство и время не обладают самостоятельным существованием, проявляются только в качестве отношений между вещами
перцептуальная И. Кант Пространство и время представляют собой априорные формы чувственного восприятия

 

3. О. Конт выделил три стадии интеллектуальной эволюции человечества. Назовите и кратко охарактеризуйте эти стадии.

 

Теологическая (фиктивная) Человечество (как и отдельный человек) усматривает скрытую от его глаз причину всех феноменов в божественном начале (это может быть как монотеистическая, таки политеистическая религия, а также несистематизированные первобытные верования)
Метафизическая (абстрактная) Скрытые от глаз человека причины и основания бытия связываются уже не с богом/богами/духами, а с абстрактными сущностями и категориями «абсолютная субстанция», «магнитная сила», «флогистон» и т.п. Человек способен постичь то, что лежит в основе явлений и непосредственно скрыто от его сознания – «трансцендентное»
Позитивная (или научная) Единственно подлинным знанием признается только позитивное (опытное) знание, которое всегда относительно. Мир воспринимается человеком как последовательность явлений (фактов) во времени и пространстве. Бытие представляет собой совокупность «конкретных фактов», воспринимающихся сознанием – дано «имманентно»

 

4. Кратко определите и охарактеризуйте два основных направления европейской философии Нового времени – рационализм и эмпиризм.

 

Эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм) Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
Сведение содержание знания к ощущениям тождество структур бытия и мышления
критикует «теорию» врожденных идей (нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах) признает врожденные идеи как основу истинного познания
считает, что относительная всеобщность и необходимость законов мышления и форм познания - результат единообразных воздействий опыта (проще говоря, эмпирик выводит все идеи и принципы познания из опыта, постижимого органами чувств - ощущения, либо рефлексию – внутренний опыт разума о собственной деятельности) считает, что в разумедо опыта существуют некоторые основные универсальные принципы познания, подобные аксиомам геометрии, что позволяет силой человеческого разума вывести умопостигаемую первопричину и источник бытия.
критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий категория «субстанции» - одна из ключевых
уделяет заметное место проблемам индуктивного метода. исключительно высокая оценка дедукции как метода развертывания системы знаний из несомненных и очевидных оснований

 

C.Творческие задания

 

1. Как Вы понимаете высказывание Г.В.Ф. Гегеля «Философия – это эпоха, схваченная в мысли». Как это высказывание характеризует предназначение философии.

2. Передайте суть «коперниканского переворота» И. Канта и его значение для гуманитарных наук?

3. Перечислите основные этапы написания научно-исследовательскойработы и кратко раскройте каждый.

Обоснование актуальности выбранной темы Обозначается граница между тем, что мы знаем и чего мы не знаем о предмете исследования, формулируется научная проблема и передается ее суть
Формулировка цели и конкретных задач исследования Задачи формулируются в форме перечисления: изучить…, описать…, установить…, выяснить…, сформулировать… и т.п. описание решения сформулированных задач составляет содержание глав и параграфов исследовательской работы
Формулировка объекта и предмета исследования Объект – часть реального мира (процесс или явление порождающее проблемную ситуацию, выбранную для исследования)[1] Предмет – закономерности развития, отдельные аспекты выбранного для исследования процесса или явления[2] Предмет определяет тему исследовательской работы
Выбор методов исследования Методы подразделяются на общенаучные и специальные. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические – наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; абстрактно-логические – абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т.п.
Описание процесса исследования Основная часть исследовательской работы, в которой подробно освещаются методика и техника исследования, с использованием законов и правил формальной логики (закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) Закон тождества требует единства содержания мысли и ее формы, избегания омонимии и синонимии Закон противоречия требует избегать противоречивых суждений (противоречивые суждения об одном и том же факте, но описывающие его в разное время и в разном отношении не противоречат правилам логики[3]) Закон исключенного третьего предполагает, что в тексте будут даны ясные и определенные ответы об истинности/ложности того или иного суждения, а не неясные формулировки, предполагающие нечто среднее между утверждением и отрицанием Закон достаточного основания требует обоснованности и доказанности любого вывода
Выводы Формулировка теоретических и практических результатов, полученных в процессе исследования

 


[1] Например: общественные отношения, характеризующие историю развития парламента

[2] Например: нормы, регулирующие деятельность парламентов

[3] Например: А знает английский хорошо (по сравнению с другими учениками), А знает английский плохо (по сравнению с носителем языка), Дождь благоприятен для пшеницы (весной), дождь неблагоприятен для пшеницы (в июле).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: